"Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми"
Автор: Абкеримова Винера Сейтхалиловна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РК Крымская гимназия-интернат для одаренных детей
Населённый пункт: город Симферополь Крым
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми"
детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах
обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить
специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше
всего нуждаются в “своем” учителе.
Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных
детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда
неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к
выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных
детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное
их изменение.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.
Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных
детей. Наиболее существенным факторам успешности работы учителя
является глобальная личностная характеристика — система взглядов
и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о
самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.
Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном
общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для
одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей
деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он
разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает
теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
предоставляет учащимся обратную связь; использует различные
стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию
положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет
творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных
процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность
ученика. [2, c. 208]
Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный
учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В
дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые
существенны в общении с любым одаренным школьником.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и
профессиональные качества тремя путями:
· С помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и
других;
· Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и
особенностях разных видов одаренности;
· Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать
эффективно и создать индивидуальные программы.
Техники преподавания у прошедших специальную подготовку
учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова:
заметная разница заключается в распределении времени на виды
активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят,
меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают
задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы,
они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше
объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя
одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают
обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы
первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как
учащиеся пришли к выводу, решению , оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или
иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут
себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое
высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы,
но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают.
Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше
взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме
одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития
одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов
для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся
достижениям в любой социально значимой сфере человеческой
деятельности, а не только в академической области. Одаренность
следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.
Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те
способности, которые уже проявились, и те, которые могут
проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему,
в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Основными из них являются проблемы выявления, обучения и
развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и
личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев
образования для работы с одаренными детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что
одаренность представляет собой сложный психический объект, в
котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная,
волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы
психики человека.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех
ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-
первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у
многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко
улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния
времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать
характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся
активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать
новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут
их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное
сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного
мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании
первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма
продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия,
целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с
огромными знаниями и творческими способностями позволяют
претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки
зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения
одаренных детей необходимо создавать специальные классы и
специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке
зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми,
иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и
работать с ними.
Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить
общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или
иному виду творчества. Одаренность
обнаруживается только тогда,
когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не
полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей
одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам,
несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется
дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных
детей, их личностном развитии и воспитании.
Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает
особые потребности в учебниках и программах, в которых
учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных
детей. В программах не закладываются альтернативные пути
продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с
одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся
процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста,
хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии
одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с
психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с
родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства
педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня
казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список использованных источников
1. С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М.,
1996.
2. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией
Н.С. Лейтеса, М., 1996.
3. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999
4. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996
5. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с
разными видами одаренности», М., 1993
6. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая
концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.
7. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» М, 1961,
8. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977