Автор: Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №65 города Улан-удэ им.Г.С.Асеева "
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Урочная и внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников
Урочная
и
внеурочная
деятельность
как
средство
патриотического
воспитания младших школьников
Автор: Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна МАОУ «МАОУ СОШ №65
города Улан-Удэ имени Г.С. Асеева».
В данной статье рассматривается вопрос патриотического воспитания
младших школьников через учебную и внеурочную деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьный возраст,
учебная деятельность, внеурочная деятельность.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Нравственность и патриотизм - одни из ключевых понятий в школе.
Реализация патриотического образования в современных реалиях школы –
это достаточно сложный, трудоемкий процесс, основу которого составляют
нравственные качества школьников, их любовь к стране, которой родились,
гордость за свой народ и его свершения, чувство великого уважения к
историческому и культурному наследию. Во всех школах нашей страны с 1
сентября
2022
года
реализуются
дополнительные
патриотические
нововведения. К ним относятся: - проведение торжественных линеек, на
которых проводится церемония спуска и поднятия флага Российской
Федерации и исполнения гимна РФ. - реализация внеурочных занятий
«Разговоры о важном», которые проходят каждый понедельник первым
уроком. Каждый классный час- новая тема, волнующая современных ребят.
Основные направления - это, конечно же, патриотизм, гражданское
воспитание, историческое и культурное наследие нашей страны и т.д. Для
формирования
патриотического
воспитания
младших
школьников
необходимо развивать в них такие качества, как умение работать в команде,
ответственность, активную гражданскую позицию. Во всех российских
школах созданы военно-патриотические объединения.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится
главной и ведущей среди других видов деятельности. На данном этапе круг
общения учеников младшего школьного возраста включает в себя семейный
круг, одноклассников, друзей, приобретенных в ходе посещения секций и
кружков и т.д. Привитие патриотических ценностей весьма естественно
встраиваются в преподавание любых предметов в рамках начального
образования. Помимо этого на любом учебном или же внеучебном занятии
учитель может делиться с учащимися младших классов знаниями о
достижениях нашей страны в самых разных областях, познакомить с
произведениями русской культуры, рассказать о вкладе России в мировую
науку
и
технику,
подчеркнуть
неповторимость,
лаконичность
и
всеобъемлющую красоту нашей страны и нашего народа. Необходимо
воспитывать учеников своим примером, показывая свое патриотическое
отношение к Родине. Самое важное для учителя - развить интерес к
познанию, который не будет угасать, а лишь сопровождать и стимулировать
стремление к саморазвитию ради будущего нашего поколения. Стоит
отметить основные принципы работы учителя начальных классов, которые
направлены на формирование патриотических качеств: - мероприятия
патриотической направленности должны нести увлекательный, интересный,
а самое главное наглядный характер. Ведь именно в младшем школьном
возрасте обучающемся важно прочувствовать и эмоционально пережить то, о
чем повествует учитель. Младшие школьники очень эмоциональны, поэтому
учителю следует опираться на эти чувства, чтобы оставить неизгладимый
след от рассказанного учителем. При организации занятий учебной и
внеклассной
деятельности
учителю
начальных
классов
необходимо
учитывать повышенную активность младших школьников и, в связи с этим,
выстраивать проведение занятий соответствующим образом. Школьники не
могут долго сидеть на одном месте, слушать длительную лекцию. Их
внутренняя энергия требует активностей. Поэтому школьников необходимо
вовлекать в различные виды деятельности, предложить выполнить какую-то
общественно-полезную и значимую деятельность. Применение игровых
технологий эффективно влияет на плодотворную деятельность младших
школьников. Тут важно не упустить момент и вовлечь каждого ученика в
деятельность, направленную на развитие интереса к истории своей страны,
заботы
о
старшем
поколении.
Для
формирования
патриотического
воспитания
младших
школьников
можно
использовать
такие
формы
организации педагогической деятельности, как:
- беседа, которая способствует формированию патриотизма путем
разъяснения
общепринятых
нравственных
поступков,
правил.
Можно
воспользоваться материалами из детской литературы, сделать наглядную
презентацию, разыграть игровую ситуацию.
- классный час, проведение которого должно быть нацелено на
сформированность у учеников младшего школьного возраста системы
ценностей и их отношения к объектам окружающей действительности.
-
экскурсии,
походы,
мастер-классы
эффективно
влияют
на
патриотическое воспитание младших школьников. Организация таких
тематических
мероприятий
позволяет
обучающимся
познакомиться
с
объектами реальной жизни в режиме реального времени, лучше узнать
историю родного края, страны, своей культуры и ценностей. Такого рода
наглядность оказывает на сознание обучающихся большее воздействие, чем
проведение информационных часов, бесед. К примеру, можно организовать
выезд к памятным местам воинской славы, в музей в честь праздников День
защитников Отечества, Дня Победы.
- Коллективное творческое мероприятие, посвященное определенному
празднику. Здесь обучающиеся могут принять активное участие, попробовать
себя в многообразии творческой деятельности. Например, в нашей школе
каждый год в преддверии 9 мая проводятся праздничный концерт, конкурс
чтецов,
конкурс
рисунков.
Главной
проблемой
в
формировании
патриотического воспитания младших школьников является то, что учащиеся
недостаточно знакомы с историей, культурой, обычаями родного края и
страны в целом. Решение данной проблемы видится в плодотворной работе
не только учителей, но и родителей, которых необходимо приобщать к
патриотическому воспитанию младших школьников посредством проведения
тематических мероприятий, родительских собраний, организации совместной
творческой деятельности (например, участие в Бессмертном полку). С точки
зрения психологии младшие школьники характеризуются внушаемостью,
доверчивостью к значимым взрослым людям, именно поэтому необходимо
научить их грамотно анализировать происходящие события, выявлять
причины и следствия, делать выводы. Эмоции и знания, полученные в
данном возрасте, остаются с ребенком на всю жизнь. Учителю начальных
классов на каждом уроке или внеурочной деятельности стоит отводить время
на исследовательскую или творческую деятельность школьников младшего
возраста. Он должен на своем примере показать свое небезразличие к судьбе
страны, к судьбе ее жителей. Если школьники будут чувствовать и видеть,
что учитель не только на словах, но и на деле любит и уважает свою страну,
то они поверят ему. А значит, и воспитание патриотических чувств будет
направлено в нужное русло. Тогда и будет достигнут результат данной
работы.
Список литературы:
1. Калинина С.А. Патриотическое воспитание младших школьников
через различные виды деятельности / С.А. Калинина, Р.Р. Никифорова, Л.Н.
Савандеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — №
18 (465). — С. 242-245.
2. Федеральный закон от 31.072020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — №
174.
3.
Шиканова
А.Н.
Патриотическое
воспитание
в
процессе
формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников //
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.
И.Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.