Автор: Соколова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НОЯБРЬСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры-эксперименты для детей средней группы
Игры-эксперименты
для детей средней группы
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Белоснежка»
Соколова Ирина Анатольевна
Для
развития
ребенка
решающее
значение
имеет
не
изобилие
знаний,
а
тип
их
усвоения,
определяемый типом деятельности,
в которой знания приобретаются.
В свете данного аспекта
особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения,
если
применяется
для
передачи
детям
новых
знаний.
Оно
может
рассматриваться
как
форма
организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.
Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и
взрослых.
Эксперименты положительно
влияют
на
эмоциональную
сферу
ребёнка,
на
развитие
его
творческих
способностей,
они
дают
детям
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта,
его
взаимоотношениях
с
другими
объектами
и
со средой
обитания.
В
процессе эксперимента идёт
обогащение
памяти
ребёнка,
активизируются
его
мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,
сравнения
и
классификации,
обобщения
и
экстраполяции.
Необходимость
давать
отчёт
об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда
умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением,
развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как
пополнение
знаний
способствует
развитию
речи).
Не
требует
особого
доказательства
связь экспериментирования с
формированием
элементарных
математических
представлений.
Во
время
проведения
опыта
постоянно
возникает
необходимость
считать,
измерять,
сравнивать,
определять
форму
и
размеры.
Всё
это
придаёт
математическим
представлениям
реальную
значимость и способствует их осознанию. В то же время владение
математическими
операциями
облегчает экспериментирование.
Необходимо
также
учитывать
особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но
визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для
моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность
четырёхлетнего
ребёнка
быстро
затухает.
В
этой
возрастной группе
можно
проводить
эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
Структура проведения игры-экспериментирования:
*постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
*выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
*проверка гипотез;
*подведение итогов, вывод;
*фиксация результатов;
*вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так);
*ситуация выбора.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых
лежит познавательный мотив. Не нужно торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети
нашли его самостоятельно или с помощью взрослого.
1.
Узнаем, какая вода.
Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые
вещества, имеет вес.
Игровой материал: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой
водой полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением
ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход игры: взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети
исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей
окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего
нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что
находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют
сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного
стаканчика.
2.
Способность отражать предметы
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить
найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.
Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
3.
Прозрачность воды
Цель: подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»
Ход: приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки,
металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти
прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в
банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли
вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы,
затем – продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода
стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в
аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море,
луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
4.
"Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда"
Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их
водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и
посмотреть -пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду,
намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может
разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них
плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и
нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: вода жидкая. Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может
разливаться).
5.
Пузырьки – спасатели
Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Игровой материал: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Ход игры: Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков
пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно
пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и
снова падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и
выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин
снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что
легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
6.
Волшебный круг
Цель: продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков
синего на светлом фоне.
Игровой материал: цветовые волчки.
Ход игры: взрослый вместе с детьми изготавливает цветовые двухсторонние волчки: круг делится на
16 секторов, проходящих по диаметру (через центр); сектора окрашивают поочередно в цвета,
которые при соединении образуют нужный цвет (синий и желтый — зеленый, белый и синий —
голубой и т.п.); в центре круга делают два отверстия, через которые протягивают шнур (круг можно
также поделить на 2—3 части внутренними кругами, в которых сектора будут окрашены в другие
цвета; в этом случае круг будет демонстрировать образование нескольких цветов). Затем взрослый
предлагает детям назвать цвета в круге и закрутить круг в одном направлении, держа шнур руками
(это могут делать два ребенка). Когда шнур будет максимально закручен, отпустить круг. Дети
выясняют, что происходит: кругом (он раскручивается в обратную сторону); что происходит с
цветовыми дорожками (они изменили свой цвет). Дети называют цвета, а после остановки волшеб-
ного круга выясняют, из каких цветов они получились.
7.
Мы – фокусники.
Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Игровой материал: рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная
игрушка с металлической пластиной внутри.
Ход игры: взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает
его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает
его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет
взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие
деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их
предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться.
Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не
будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям
подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).
8.
Угадай-ка (1).
Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить
зависимость веса предмета от его размера.
Игровой материал: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины,
матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.
Ход игры: дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются (это
мячи, немного отличающиеся друг от друга по размеру). Взрослый предлагает детям поиграть в
«Угадайку» — поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, определить на ощупь, какая
это игрушка — большая или маленькая. Далее предметы помещают в один мешочек. Взрослый
предлагает достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как догадались (если большой предмет,
то он тяжелый, а если маленький — легкий).
9.
Угадай-ка (2).
Цель: понять зависимость веса предмета от материала.
Игровой материал: предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот
внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного
материала, покрытые одинаковой краской.
Ход игры: дети рассматривают пары предметов и выясняют, чем они похожи и чем отличаются
(похожи по размеру, отличаются по весу). Проверяют разницу в весе, берут предметы в руки. Затем
взрослый предлагает детям поиграть в «Угадай-ку»: из мешочка, лежащего на столе, на ощупь
выбрать предмет и объяснить, как догадались, тяжелый он или легкий; от чего зависит легкость или
тяжесть предмета (от того, из какого материала он сделан). Далее с закрытыми глазами по звуку
упавшего на пол предмета определяют, легкий он или тяжелый (у тяжелого предмета звук от удара
громче). Так же определяют по звуку упавшего в воду предмета, легкий он или тяжелый (от
тяжелого предмета всплеск сильнее). Можно определить вес упавшего в песок предмета по
углублению в песке (от тяжелого предмета углубление в песке больнее).
10.
Игры с красками.
Разноцветные шарики
Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый,
фиолетовый, голубой.
Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах,
листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф,
модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их
раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас
нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
• Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ
смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети
раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод:
смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый,
красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в
рабочем листе.
11.
Рисование на мокром листе.
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром
листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели
(кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните
кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета.
Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на
листе нежные, размытые, светлые полутона.