Автор: Юртаева Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Первомайск Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка по организации хозяйственно-бытового труда
Тема: Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника.
Влияние трудовой деятельности на формирование
нравственных качеств личности дошкольника.
Приобщение
ребёнка
дошкольного
возраста
к
самостоятельному
посильному
труду,
его
знакомство
с
работой
взрослых
является
важнейшим
средством
формирования
именно
нравственных
основ
личности
ребёнка,
его
гуманистической направленности, волевых качеств.
Рассмотрение «нравственности», как субъектного качества
личности,
позволяет
объединить
такие
свойства,
как
доброта,
порядочность,
сознательность, честность, справедливость, ответственность, трудолюбие,
дисциплинированность. Они несут потенциальную способность выступать
«внутренним
регулятором поведения
человека»,
как проявления
его
отношений «к миру», «к другому человеку», «к себе».
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: Радость труда –
могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен
глубоко пережить, это благородное чувство.
Анализируя виды трудовой деятельности (самообслуживание, ручной
труд, труд в природе, хозяйственно – бытовой труд), педагогический
коллектив убедился, что хозяйственно бытовой труд - вид деятельности
через которую ребенку открывается переход от самооценки к
самопознанию.
Благодаря труду у ребенка формируется самоутверждение, самосознание
личного успеха, умение совершать поступки, как личности.
Как известно, личностные качества
– это внутренние свойства,
заложенные в ребенке природой и сформированные в нем жизнью и
воспитанием.
Однако, дети старшего дошкольного возраста, учитывая их физическое и
психологическое развитие,
не имеют достаточного опыта добиваться
качества результата, адекватно оценивать его, проявлять заботу о других,
быть организатором.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является
формирование нравственных ценностей личности.
Таким образом, хозяйственно – бытовой труд будет эффективен для развития
личностных качеств при условии, что дети будут иметь опыт добиваться
качества результата, адекватно оценивать его, проявлять заботу о других,
быть организатором.
Создавая условия для трудовой деятельности развиваются и личностные
качества ребенка. В результате ребенок достигает уровня самостоятельности
в выполнение процессов самообслуживания,
анализирует полученный
результат, в коллективном труде учится быть организатором деятельности,
развиваются организаторские способности.
Формирование личностных качеств у детей проходит через все виды
деятельности и технологии.
Направления содержания хозяйственно – бытового труда строятся по
следующим формам: дежурство,
труд рядом, коллективный труд и
бригадный труд.
Работа по трудовой деятельности с ребенком строится по системе
моделирования, как эффективном средстве открытия ребенком внутренних
скрытых от его наглядного мышления личностных качеств.
Первый вариант модели – это моделирование с помощью пальцев кисти
рук. Каждый пальчик раскрывает компонент предстоящей деятельности.
(на слайде рука, раскрыть каждый компонент)
Второй вариант модели - схема модель последовательности сервировки
стола. (данная модель показывает последовательность сервировки стола).
Она помогает ребенку при сервировке стола и анализе выполненной работы.
Хозяйственно – бытовой труд выступает важным средством воспитания
личностных качеств.
При условии использования форм и методов работы с детьми при развитии
личностных качеств через
Дежурство (для развития самостоятельности и самооценки)
Коллективный труд (умение договариваться, выстраивать взаимоотношения
между собой)
Обеспечение труда рядом (умение сотрудничать)
Бригадный труд (становление организатора, умение найти свое место в
бригаде)
Свою работу педагоги начинают с определения уровня
сформированности личностных качеств детей старшего дошкольного
возраста по
показателям:
- недостаточное наличие опыта
- выполнение под руководством;
- самостоятельность и творчество в выполнении деятельности
В основе диагностики детей лежат показатели социально –
коммуникативного развития старшего дошкольного возраста основной
программы детского сада.
Наблюдая за деятельностью, воспитатели определяют
Владеет ли ребенок системными
знаниями
о
трудовом
процессе
на
уровне
моделирования. Владеет ли разными видами труда на
уровне самостоятельности.
Способен ли адекватно оценивать полученный им результат.
По
собственной
инициативе
включатся в
разные
формы
трудовой
деятельности (поручение, дежурство, коллективный труд).
Применяет ли системные знания о трудовом процессе на уровне
графического моделирования, переносит их как способ познания на другие
виды деятельности.
Включается ли по собственной инициативе в разные формы трудовой
деятельности, находит ли сам партнеров для исполнения их совместно
Стремится научиться быть «менеджером-бригадиром» бригады в совместном
труде и овладевает умением подчиняться задачам, которые ставит сверстник
«бригадир».
- Владеет рефлексией и адекватной самооценкой полученного результата
(продукта) осуществленной деятельности.
Проанализировав показатели и интересы детей, педагогическим
коллективом мы пришли к выводу, что хозяйственно- бытовой труд
наиболее значим для становления самосознания ребенка, самоутверждения,
для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов «от замысла до
результата» и именно трудовая деятельность поможет в совместной и
игровой деятельности раскрыть самые добрые качества личности ребенка.
Вся работа по трудовой деятельности строится опираясь на методику
«Лесенка успеха»:
1. На первой ступени лесенки воспитатель - артист, а дети - очарованные
зрители (Используя мотивацию, проблемные ситуации и вопросы, педагоги
стараются чтобы ребенок сам сделал для себя ОТКРЫТИЕ нового.
2.
Вторая
ступень
-
вкусный
собеседник
(метафора).
Ребенок
под
руководством взрослого воспроизводит пять компонентов: от задумки до
результата.
На этом этапе многие дети могут самостоятельно помыть посуду постирать
белье
для кукол, накрыть на стол и рассказать: «Я задумал красиво
сервировать стол к завтраку и т.д.»
З. Третья ступень - Уровень самостоятельности, дети самостоятельно
планируют задумку, готовят материал, дополнительные детали. На этой
ступени дети доводят взятую на себя роль до конца. Педагог наблюдает и
отмечает в индивидуальных «листочках» достижения детей. Вся работа
доводится до результата.
4. Четвертая ступень — труд по инициативе детей. Самостоятельная оценка
своей работы с детьми.
Старший дошкольник самостоятельно задумывает, организует и
выполняет
трудовое
действие.
Поэтому
необходимый
ему
материал
находится в свободном доступе. Это тазы, мыло, мыльницы, тряпочки -
салфетки, хозяйственные губки, тканевые и бумажные салфетки, подносы,
вазочки с цветами и т.д. Для воплощения своих идей в трудовой
деятельности
и творческих задумках дети пользуются разнообразным
материалом и инструментом, которые представлены в группах в достаточном
количестве.
Любой вид труда не является потребностью ребенка. Труд – всегда
необходимость. Чтобы он стал любимым и желанным для ребенка,
необходимо в ходе трудовой деятельности одновременно играть, общаться и
познавать.
Таким образом, используя систему моделирования У ребят развивается
самостоятельность, адекватная самооценка полученного результата,
ответственность , желание позаботиться о других.
Для мотивации дежурства по столовой, для достижения успешного
результата, адекватной самооценки и анализа сервировки стола, умение
доводить начатое дело до конца используются приемы и методы в
следующей последовательности.
1.Игровой прием «Трик, так не так» (ребенок накрывает на стол до первой
ошибки, если дети заметили ошибку, говорят : «трик, так не так». Затем
накрывает следующий ребенок выбранный по считалке. Это начальный этап
дежурства.
2.Затем игровой прием переходит в игру « Хозяин» Выбирается 4 или 6 детей
быть хозяином.
Хозяин также накрывает до первой ошибки, которую
должны увидеть дети – гости. Если хозяину удается накрыть на стол, он
приглашает за свой стол тех детей, кого выбрал. Такая игра мотивирует
ребенка не допускать ошибок, развивает интерес довести начатое дело до
конца.
3.Игровая ситуация «Помоги дружку» воспитывает желание позаботиться о
других, помочь другу, развивает умение делать самоанализ сервировки стола.
Ребенок сам решает будет ли он другом дежурного. С помощью кивка
головы друг помогает дежурному сервировать стол. Если допущена ошибка
друг качает головой, а дежурный останавливается на этом месте и думает,
что надо исправить. Результат дежурства отмечается на плакате «Мы
дежурим» после самоанализа дежурного и анализа дружка.
4.Практический метод «Умелый дежурный». Ребята – дежурные по своей
инициативе сервируют столы, а оставшиеся дети выбирают за кем будут
наблюдать, считают ошибки, а затем делают анализ сервировки стола и
заносят результат в журнал дежурства. Данный метод развивает умение
осуществлять выбор, совершать поступки, как личность, испытывая радость,
что позаботился о ком – то.
5.
Прием
«Творческий
дежурный»
развивает
умение
проявлять
самостоятельность, творчество, чтобы быстро и красиво накрыть на стол.(сам
выбирает вариант переноса посуды ,использовать поднос или носить по
одному предмету посуды, цвет тканевых салфеток, вазочек и т.д)
Прием «Дежурим рядом» формирует умение договариваться, работать в
паре. В итоге анализа пара получает одну оценку на двоих (если в паре один
ребенок допустил ошибку черный круг получает оба дежурных)
Используя в комплексе данные приемы и методы ребенок не чувствует
«обязаловки» навязанной взрослым. В итоге дети самоутверждаются в том,
что они научились самостоятельно сервировать стол, освоили умение
осуществлять выбор, заботиться о других, делать адекватную самооценку
своей деятельности.
Во время труда «Рядом» формируется умение договариваться, нести
ответственность за друга в паре, помочь рядом стоящему советом или
поступком, доброжелательно общаться со сверстником.
Мытье игрушек и стирка белья в старшей группе
организуется в виде коллективного труда.
Воспитываются взаимоотношения между детьми. Ребята договариваются,
кто какое трудовое действие будет выполнять (кто стирать, кто полоскать, а
кто развешивать белье).
В подготовительной группе продолжается раскрытие для детей значимость
коллективного труда.
В основе бригадного туда лежит не труд, а умение строить взаимоотношения.
В каждом коллективе должен быть организатор – бригадир. В бригадном
труде при назначении бригадиров необходимо делать выбор в пользу
рассудительных, уравновешенных, умелых детей.
Сначала воспитатель выбирает бригадира, в последующие месяцы идет
выбор по инициативе детей, затем по желанию детей ( кто захочет взять эту
роль).
Содержание выполняемых детьми действий усложняется. Каждая бригада
будет выполнять отдельное задание. (одна бригада моет игрушки, другая
стирает, третья подклеивает книги) Также перед детьми стоит не простая
задача объединиться в бригады и распределить между собой работу. Дети
уже
научились
задумывать
индивидуально
и
выполнять
работу
самостоятельно до результата. Но здесь в выборе партнера присутствует
мотив «соседства», симпатия. В бригадном труде каждый ребенок должен
соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа
подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьёй.
Система работы выстраивается в тесном взаимодействии и сотрудничестве с
семьями
воспитанников.
Родители
стали
активными
участниками
и
помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они
принимали участие в изготовлении и оформлении
материала для для
сервировки стола, и других форм труда. В соответствии с ФГОС ДО педагог
детского сада обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования
детей;
создает
условия
для
участия
родителей
в
организованной
деятельности
Включение родителей в процесс развития личностных качеств детей через
хозяйственно
бытовой
труд
реализовывался
в
следующих
формах:
оформление
наглядной
информации,
буклетов
и
рекомендаций,
индивидуальные и групповые консультации, мастер – классы, совместная
деятельность.
Таким образом в ходе трудовой деятельности взрослого с детьми с
использованием разнообразных методов и приемов у детей раскрываются
личностные качества.
Дети, совместно с родителями полноценные участники образовательного
процесса. Совместное изготовление атрибутов к трудовой деятельности.
Овладение видами хозяйственно- бытового труда воспитанниками - это
умение
быть
самостоятельным,
волевым,
творческим,
организатором
задуманного дела.
Детям
дается
возможность
проявлять
лидерские
качества,
нести
ответственность не только за себя, но и за своих товарищей, доводить
начатое дело до результата.