Напоминание

Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры

Автор: Стуколкина Надежда Евгеньевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МОБУ лицей с.Булгаково
Населённый пункт: Уфимский район, с.Булгаково,Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Роль подвижных игр для младших школьников на уроках

физической культуры»

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающей великой воспитательной силой

Данная тема является актуальной т. к. подвижные игры широко применяются на уроках в

начальных

классах.

Они

являются

эффективным средством

общей

физической

подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта младших

школьников.

В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на

учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением

двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия.

Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как

компенсирует дефицит двигательной активности. В настоящее время использование

физических упражнений на занятиях физической культуры направленно не на достижение

высоких результатов, а на сохранение и повышение здоровья младших школьников. Для

решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего,

подвижные игры.

Подвижные игры используют для развития физических качеств,

для закрепления

элементов техники различных видов спорта. Именно в игре ребёнок развивает себя

физически, познаёт окружающую действительность и формы общественной жизни.

Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным

средством воспитания младших школьников.

Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу.

Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает

друзей и одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе.

Особенно игра полезна на этапе начального освоения физических упражнений.

Неоднократное повторение игровых действий помогает учащимся легче перестраиваться

при изменении техники движения, экономно их выполнять в различных ситуациях. Уроки,

состоящие из подвижных игр, более целесообразны и интересны.

Через подвижные игры на уроках физической культуры мы решаем задачи развития

физического воспитания, т. к. это необходимо детям в их жизни. Участвуя в играх, дети

усваивают правильные понятия о предметах и явлениях природы, практически

закрепляют некоторые знания, получаемые на уроках по познанию мира, математике,

чтению. Это, в свою очередь, способствует воспитанию у детей стремления к здоровому

образу жизни, а также воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

На уроках физкультуры в младших классах подвижным играм должно отводиться

половину урока. Особенное значение имеет соблюдение правил игры и осознание своих

действий. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение

подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом

воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что

благотворно отражается на всём организме. Подвижные игры оказывают благотворное

влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Правильно организованные игры являются не только средством воспитания младших

школьников, но и отличным средством активного отдыха. Игра это средство подготовки

ребёнка к жизни, подготовительная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей

воспитываются активность, инициатива. Игра богаче по содержанию, чем другие средства

физического воспитания. Игровая деятельность - это накопление навыков, привычек,

традиций. Большое образовательное значение имеет знакомство учащихся с народными

играми. Они знакомят детей с национальной культурой разных народов, с их обрядами и

обычаями. При отставании физического развития у детей, необходимо использовать

подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий

уровень физического развития. Подвижные игры младших подростков должны

способствовать их дальнейшему всестороннему гармоническому развитию и физическому

образованию. К подбору игр учитель физической культуры должен относиться

критически, так как игра должна соответствовать возрастным особенностям школьников,

а также иметь образовательное, развивающее, воспитательное значение. Каждая

подвижная игра на уроке должна решать определённые задачи, чётко должна быть

организована и проведена, лишь в этом случае игра даст положительный

эффект. Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому, вначале

рекомендуется проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными

правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным,

постепенно повышая требования к координации движений, поведению играющих, к

проявлению инициативы каждым участником игры. Объяснить правила игры младшим

школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях всё

изложенное руководителем. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание

исполнить ту или другую роль в игре. Рассказ об игре в форме сказки воспринимается

детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому

исполнению ролей в игре. Таким способом рекомендуется пользоваться для лучшего

усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после полученной

физической нагрузки.

Педагогическая ценность подвижных игр заключается в том, что они оказывают

воздействие в целом на все физические и духовные функции младшего школьника

одновременно. Проведение подвижных игр на уроках физической культуры является

наиболее эффективным развитием физических качеств у детей младшего школьного

возраста.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна.

Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы,

подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также

являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к

обществу.

Тем самым подвижные игры сочетают в себе два очень важных фактора: с одной стороны,

дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают

самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое

удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это

в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, подвижные

игры - одно из комплексных средств воспитания: они направлены на всестороннюю

физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и

сложных

действий

в

изменяющихся

условиях

коллективной

деятельности),

совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом

отношении,

лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой

деятельности, которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеется цель,

которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством

удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана

с применением правил, без которых она не осуществима.. В игре не только выражаются

наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние

на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую

судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителю физкультуры, использующему игру

в своей работе.

Всестороннее воспитание и гармоничное развитие учащихся, возможно только в

результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса

обучения подвижным играм.

При проведении подвижных игр учитель должен стремиться:

- укреплять здоровье учащихся и способствовать их физическому развитию;

- содействовать формированию важных двигательных навыков и умений;

- воспитывать у учащихся высоких морально-волевых качеств, интереса к игровой

деятельности, умения самостоятельно

подбирать и проводить их с товарищами в

свободное время.

Можно сделать вывод, что используя подвижные игры на уроках физической культуры,

учитель у учащихся повышает интерес и эффективность урока.