Автор: Сафронова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 1 "Аистёнок"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы
Тема: "Чудеса вокруг нас"
Конспект образовательной деятельности по познавательному
развитию для детей старшей группы на тему «Чудеса вокруг
нас»
Цель: формирование позавательно-исследовательского интереса у
детей через исследования свойств воздуха.
Задачи:
Образовательные: мотивировать детей к исследованию свойств
воздуха.
Развивающие: развивать умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к
окружающему миру.
Организация среды для проведения занятия: костюмы для
лаборатории, веера, салфетки, воздушные шары, пакеты, стаканы,
картнки- где человек использует воздух, весы, зубочистка,бутылка
0.5л с обрезанным дном(на горлышке закреплён воздушный шарик).
Предварительная работа: рассматривание изображения надувного
мяча, спастельного круга, надувного матраца, воздушного шара,
вентилятора.
Вводная часть: Звучит весёлая музыка, входит воспитатель с
воздушными шарами.
-Ребята, посмотрите, какие красивые шары я вам принесла. Как вы
думаете, почему эти ары называют воздушными? Почему вы
думаете, что внутри воздух? Что ещё вы знаете о воздухе? Почему
вы думаете,что это так? Вы проводили опыты?
Воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и
провести опыты, чтобы узнать о новых свойствах воздуха.
Основная часть: «Научная лаборатория».Опыт №1
-Чтобы попасть в лабораторию, необходимо всем вдохнуть ,глубоко-
глубоко и выдохнуть.Молодцы, ребята. А что вдохнули сейчас? А
теперь попробуйте не дышать. Вам было комфортно? Для чего
нужен воздух? А что было бы, если на Земле исчез воздух?
Вывод: воздух необходим для дыхания, человек не может не
дышать. -Вот мы и в лаборатории. Дети надевают халаты для работы
в лаборатории.
-Все лабоанты записывают свои наблюдения в специальных
карточках. Я предлагаю и вам ставить отметки после каждого
проведённого опыта.
Самостоятельная деятельность детей. Опыт №2
На столах фигурки из бумаги «гусенички»,
воспитатель дует на неё и приводит в движение, «гусеничка»
ползёт- почему «гусеничка» поползла? Я до неё даже не
дотронулась.-А у вас получится, не прикасаясь к «гусеничке»
сдвинуть её?
Вывод: это движение воздуха.
-Как можно почувствовать воздух, что движется воздух( на столе
лежат веера, шары, воздушные пакеты).Дети пробуют ими
помахать. Что вы почувствовали?(наблюдают движение воздуха)
Опыт №3
-Воздух чувствуем, но не видим, значит его нельзя поймать? Дети
приходят к выводу, что можно набрать воздух в пакет- попробуте
сдавить пакет. Почему не получается? Дети рассматривают мяч,
надувной круг, нарукавники. Пробуют сдавить. -А вы уверены, что
там воздух? Как это проверить? Прокалывают пакет и чувствуют
струю воздуха. Пробуют сдуть круг, чувствуют струю воздуха.
Вывод: принимает форму предмета, в котором находится.
-Где можно использовать это свойство воздуха?
Опыт №4
-Ребята, посмотрите, что ещё есть у вас на столах?(бутылка и
шарик).-Как вы думаете, если бутылку опустить в воду обрезанным
дном вниз, что произойдёт? Дети работают самостоятельно за
столами.
Вывод:вода вытесняет воздух ,он поднимается наверх.
Подвижная игра «Воздушный шар»
-Не хотят шарики лежать, хотят с детками играть!
Поднимаю шарики высоко-высоко
Разлетелись шарики далеко-далеко.
Мои детки побегут и шары все соберут.
Устали шарики играть
Хотят в коробку- отдыхать.
Игра проводится 2 раза.
Опыт №5
-Ребята, как вы думаете, можно опустить стакан в воду и не
намочить салфетку, лежащую на дне? Предлагаю попробовать.
-Посмотрите, ребята, салфетка осталась сухой. А если бросим в воду
салфетку(намокла).-Как вы думаете, почему?
Вывод: в стакане воздух, он не пускает воздух.
Опыт №6
-Ребята, как вы думаете, какой шар тяжелее: надутый или сдутый?
Как можно проверить? Дети пробуют взвесить руками,
высказывают предположения. Лаборант достаёт весы и предлагает
проверить выводы.-Почему надутый воздушный шар перевесил?
Вывод: воздух имеет вес.
Заключительная часть: -Ребята, мы определили с вами некоторые
свойства воздуха. Давайте повторим их и я запишу.
1.
Воздух необходим для жизни.
2.
Может перемещаться
3.
Невидимый
4.
Имеет вес
5.
Принмает форму предмета, в который попадает
-Спасибо за помощь, надеюсь, вам понравилось работать в
лаборатории. -Сейчас мы пойдём на прогулку, как вы думаете, что
мы можем взять с собой, чтобы поиграть с воздухом?(шарики,
вертушки,пакеты).