Напоминание

"Коррекционно – логопедическое сопровождение процесса формирования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня умение писать сочинение по самостоятельно составленному плану"

Автор: Анисимова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОВГУ имени Ярослава Мудрого
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Доклад
Тема: "Коррекционно – логопедическое сопровождение процесса формирования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня умение писать сочинение по самостоятельно составленному плану"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Научный докдад

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и

выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых

знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства,

носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой

культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это

первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без

языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее

важных ступеней в овладении речью.

Речь делится на устную и письменную. Один из принципов методики

развития

речи

заключается

во

взаимосвязанном

развитии

устной

и

письменной речи. Методика развития письменной речи в школе разработана

значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. Поэтому

работа по развитию письменной речи идёт более организованно.

Устная и письменная речь – это две формы процесса общения людей

посредством

языка,

каждая

из

которых

имеет

свои

специфические

особенности.

Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого

общения

между

людьми;

она

предполагает

наличие

говорящего

и

слушающего. Характер её зависит от конкретной обстановки общения, т.е.

того, кто говорит, с кем, о чём, иногда и для чего. Устная речь располагает

такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы,

логическое ударение, жесты, мимика. Всё это позволяет понимать устную

речь с полуслова, что не может не отражаться на её специфическом

оформлении. Синтаксис устной разговорной речи обычно отличается

наличием кратких предложений, часто неполных, отсутствием сложных

конструкций, обособленных оборотов с различными формами причастий и

деепричастий и т.д. Устная речь допускает также сокращение форм слова.

Письменная

речь всегда

графическая,

по

преимуществу

монологическая, не предполагающая наличие собеседника. В ней чаще

используются

осложнённые

простые

предложения

и

сложные

синтаксические конструкции.

Е.Н. Российская указывает на то, что в психологическом аспекте

письменная речь определяется как компонент других видов деятельности

(эпистолярной, учебной, мнестической, деятельности управления и др.),

внутри

которых

ей

отводится

определенное

структурное

место

и

функциональное назначение: «психология берет в речевой деятельности,

прежде всего то, что общо для любой деятельности.

Замечено, что хорошо говорящие обычно хорошо излагают мысли на

письме. С другой стороны, многие недостатки письменной речи бывают

тесно связаны с неправильностями устной речи.

В связи с этим одинаково важным является развитие устной и

письменной связной речи.

Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме

развития речи. Среди них такой выдающийся психолог как Лев Семенович

Выготский. По его мнению, речь является необходимым компонентом любой

деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша.

На основе длительного изучения процессов мышления и речи, Л.С.

Выготский пришел к следующему выводу: «Значение слова оказывается

одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство

слова и мысли» Главное, что сделал Л.С. Выготский, попытался на основе

исследований построить целостную психолингвистическую теорию.

Последователь

Л.С.

Выготского

А.Н.

Леонтьев

раскрыл

психологическую природу речи:

1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития.

2.

Речь

имеет

полифункциональный

характер;

речи

присущи

коммуникативная

функция,

индикативная

и

интеллектуальная,

сигнификативная функция; все эти функции связаны между собой.

3. Речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая

коммуникативная, то как громкая, на не несущая прямой коммуникативной

4. функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна

в другую.

5. В речи следует различать ее физическую сторону, ее форму, ее

смысловую сторону.

6. Слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является

носителем обобщения.

7. Процесс развития речи - это процесс действительного развития,

который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания,

охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Известный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев в течение многих лет изучал

онтогенез детской речи от 1 года до 9 лет. Основной его замысел - через

процессы овладения речью и языком в детском возрасте проникнуть глубже в

закономерности самого языка и понять перспективы его развития. Таким

образом, А.Н.Гвоздев основал подлинно лингвистическое направление в

изучении детской речи.

Главными направлениями исследований С.Л. Рубинштейна являются

философские проблемы психологии. Как и Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн

считал, что основным и определяющим для речи является ее отношение к

мышлению. В своей работе он изучает соотнесение мышления и речи, а

также развитие речи детей и говорит, что «ребенок нормально овладевает

речью, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе

учения».

Психолог Д.Б. Эльконин полагает, что речь необходимо рассматривать

не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же

как и другими орудиями.

Сочинение является результатом всей работы по развитию речи.

Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли

ученика, росту его социального отношения к жизни. Сочинение - вид

письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на

заданную

тему.

Школьное

сочинение

представляет

собой

результат

продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом

обучения, с другой - средством достижения конечной цели - формирование

коммуникативно-речевых умений учащихся. Она позволяет одновременно

решать задачи обучения, развития; воспитания школьников.

Детское

сочинение

это

своеобразная

форма

самовыражения,

самосознания

ребенка.

Посредством

сочинения

дети

поделятся

впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского

сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства,

мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств,

собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в

связной речи - рассказы, пересказы, сочинения. Успехи учащихся в связной

речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по

всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного

навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное

упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый

словарь русского языка Ушакова). «Сочинение – одно из сильнейших

средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного

отношения к жизни», – писала М. А. Рыбникова. Написать хорошее

сочинение нелегко. Почти все дети нуждаются в доброжелательной помощи,

консультации учителя с учётом индивидуальности школьника.