Напоминание

Словообразование. Корень слова

Автор: Ильюшина Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СОГБУ Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Гнёздышко"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Словообразование. Корень слова







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Словообразование. Корень слова.

Цели: учить выделять корень слова

- учить образованию однокоренных слов

- развивать чувство слова.

Ход занятия

1.

Оргмомент. Загадки.

1.

«Как растут слова?»

Как-то много лет назад

Вот из сада

Посадили странный сад.

Вам рассада.

Не был сад фруктовым -

Вот ещё посадки рядом.

Был он только словом.

А вот садовод.

Это слово – слово-корень

С ним садовник идёт.

Разрастаться стало вскоре

Очень интересно

И плоды нам принесло -

Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

(Е.Измайлов)

2.

«Деревья из слов»

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных

капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а

предложения из слов. Слова сделаны из «своих кирпичиков», каждый

«кирпичик» вносит свою часть в слово – свою смыслиночку. Самая

главная из них – КОРЕНЬ.

У слова, как у дерева есть свой корень.

Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Люди, нашедшие

его не знали, что с ним делать. А слово им и говорит: «Посадите меня, я и

вырасту в большое, красивое дерево». Люди так и сделали. Стало слово

расти . сначала один росток пустило, потом второй, третий… много ростков

появилось от слова ВОЗ. Все они между собой похожи, но и отличаются друг

от друга смыслом. Вот какое слово выросло!

Посмотрели люди, и увидели, что у всех слов есть одна общая часть ВОЗ.

Назвали они общую часть КОРНЕМ. А от неё, как от корня дерева,

образовались новые, родственные слова.

Потом им на глаза попался малюсенький корешок ХОД. Попросил он

людей тоже посадить в землю, пообещав стать большим деревом. Так и

случилось – очень много корешков получилось от корешка ХОД, но все они

были похожи на своего прародителя. Нарисуйте, ребята это дерево и

постарайтесь подобрать к нему как можно больше побегов.

Жило-было слово ХО.

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало

И в походе вдаль шагало. (Е.Измайлов)

БОЛЬШАЯ РОДНЯ

Жил-был – обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую

жизнь обзавёлся он большой семьёй. Тут и существительные: стройка,

строитель, строительство, строение, - и прилагательные:

строительный, строительский, - и глаголы: строитель, строить,

строиться. Разослал корень-отец приглашения. Первыми откликнулись

братья-глаголы строить , строиться с семействами. Потом и все

остальные. Все, как на подбор, любят они своё дело делать, у каждого своя

приставка есть: у кого – ВЫ-, у кого ДО- , есть и ЗА-, и НА-, и ОТ-, и ПО-, и

ПОД-, и ПРИ-. Порадовался гостепреимный хозяин, вон какую богатую

коллекцию приставок собрали! И всё больше среди них ГЛАГОЛЫ – деловые,

энергичные. Работали и вчера и сегодня, да и завтра трудиться будут.

И существительные от них не отстают – спешат в гости к деду. У них и

приставок много, и суффиксами они не бедны.

Беседа о корне.

Что означает слово КОРЕНЬ? Часто говорят»Зри(смотри) в корень!» - это

значит выдели ГЛАВНОЕ. Говоря о плохом говорят КОРЕНЬ ЗЛА. Если говорят,

что что-то нужно основательно переделать – говорят «коренная

переработка».

У СЛОВА корень РОЛЬ САМАЯ ВАЖНАЯ – ОН БЕРЁТ НА СВОИ ПЛЕЧИ СМЫСЛ

НЕ ТОЛЬКО ОДНОГО СЛОВА, НО И МНОГИХ. И эти слова тогда являются

ОДНОКОРЕННЫМИ – РОДСТВЕННЫМИ.

Корень является сердцевиной слова, его смысловым центром. От него

слова «растут», как ветки на дереве. Чем употребительнее корень, тем

сильнее становится словесное дерево.

Получается целая большая семья слов. Их общая часть показывает, от какого

слова они образовались, какой общий смысл у этих слов.

В науке такие словесные «деревья» называются словообразовательными

гнёздами

Благодаря тому, что слова живут семьями, их легче понимать и писать.

Слова без корня не бывает- это центр слова.

Лингвистические задания:

1.

НАЙДИТЕ КОРЕНЬ.

Маша сказала, что слово СНЕГОВИК и СНЕГОВОЙ образованы от слова

СНЕГ, поэтому общим для них является корень СНЕГ.

А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова СНЕГ образовано не

только СНЕГОВОЙ и СНЕГОВИК, но и СНЕЖОК. Значит, корень во всех

словах СНЕ-.

Кто из детей прав и почему?

Какие звуки чередуются в словах?

2.

РОДНЯ ЛИ ГУСЕНИЦА ГУСЮ?

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

???Есть ли в этом рассказе родственники? Определите в родственных

словах окончания, основу и общую часть.

3.

Игра «Третий лишний».

Желток, железо, жёлтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть,

час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк.

4.

Игра «За кем последнее слово?»

Один участник называет слово, второй другое слово с тем же корнем.

Выиграет тот. Кто последним назовёт слово с тем же корнем.

1.

Слова с корнем ВОД (однокоренные со словом ВОДА(.

Вода, водичка, водица, водник, водовоз, водоворот, водоём,

водоизмещение, водокачка, водолаз, водомерка, водонаропный,

водонепроницаемый, водоплавающие, водопой, водопровод,

водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водолазный, водопуск,

водохранилище, водяной, водянка, водный, безводный, надводный,

подводный, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять,

наводнение, половодье.

2.

Слова с корнем ВОД (однокоренные со словом ВОДИТЬ).

Водить, вводить, вводный, введение, ведущий, доводить, довод,

заводить, завод, заводной, заведение, заводской, изводить, наводить,

наводка, обводить, отводить, отводка, громоотвод, водопровод,

нефтепровод, газопровод, повод, подводить, приводить, проводить,

провожатый, проводка, проводник, проводы, сводить, сводка, уводить,

водитель.

3.

Слова с корнем ЗЕМ, (земл).

Земля, земелька, землица, земледелие, земледелец, землевладелец,

землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение,

землеустройство, землечерпалка, земляк, землячка, землянка,

земноводные, земство, безземелье, заземление, подземелье, позёмка,

земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий,

безземельный, наземный, подземный, приземистый, Средиземное

(море), заземлять, приземляться.

4.

Слов с корнем РОС- РАСТ- РАЩ.

Рост, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, рослый, взрослый, заросль,

поросль, нарост, отросток, переросток, заросль, подросток, прирост,

водоросль, расти, растение, растительность, возраст, взращивать,

возрастать, вырастать, выращивать, зарастать, заращивать, нарастать,

наращивать, обрастать, отрастить, отращивать, перерастать,

подрастать, прирастать, приращивать, разрастаться, срастаться,

разрастись, сращиваться, отрасль, выращенный, сращение.

5.

Слова с корнем ЦВЕТ.

Цветок, цветочек, цветик, расцветает, расцветка, цветение, цветник,

цветочница, цветущий, зацветать, одноцветный, цветовой, бесцветный,

цветоразличение, цветозащитный, цветной…

ИТОГ занятия. (пароль на выход)