Автор: Ильюшина Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СОГБУ Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Гнёздышко"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Нам предлоги так важны
Тема: «Предлоги»
Цели: Научить детей понятию СЛОВО-ПРЕДЛОГ;
- развивать пространственные представления,
- расширять словарный запас;
- укреплять внимание к языковым явлениям.
Ход занятия:
1.
Оргмомент.
1.
Весёлые стихи.
Чудесный выдался денёк,
Что значит – «за»?
А я учу предлоги…
И «за» и «по» - предлоги…»
Я должен твёрдо знать урок:
А хорошо бы – ЗА порог
У нас учитель строгий!
И мчаться ПО дороге!..
И я шепчу, закрыв глаза,
Какой бы выдумать предлог,
Скрестив под стулом ноги:
Чтоб не учить предлоги?
«Что значит – «по»?
(А.Шибаев)
2.
Беседа о предлогах
.
В жизни без предлогов не уедешь далеко. Как без них обозначить отношение
места (уехать в город, идти с работы), совместимости (делить с другом),
приблизительной меры(пройти с километр), цели (израсходовать на
починку), причины (пропустить из-за болезни).
Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели
значений, что им тяжело с этой ношей.
Предлогу НА приходится нести 33 значения, предлогу С – 31 значение, а
молодой предлог ВДОЛЬ имеет только одно значение. Не обременены
значением предлоги ВСЛЕДТВИЕ, В ОТНОШЕНИИ, В ЦЕЛЯХ, ПО ЛИНИИ
и др.
По происхождению ПРЕДЛОГ – это калька с ГРЕЧЕСКОГО и означает –
«перед слово». Всего насчитываются около 200 предлогов. Они занимают 4
место по частоте употребления.
Предлоги – это СЛУЖЕБНЫЕ части речи, это «словечки отношений» (между
словами).
3.
Объясните различие грамматических форм и правописания
одинаково звучащих слов.
«Хорош рассказ!» - сказал Серёжа.
Рассказ прочёл я быстро тоже,
Срезали мы там гибкий прут,
Мы можем сделать ведь и так:
Плели корзины, а затем
Прополем гряды мы, зато
Слушали за прудом за тем.
Нас похвалят все за то.
Как произносятся и как пишутся данные слова? Объясните.
Составьте с этими словами предложения.
1.
Письмо по памяти
.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Везде весна! Весна
везде!
Тают льдинки на окне.
В звериной норке и в гнезде.
Зайчик бегает по парте
И под кустом в траве пчела
И по карте на стене.
Фиалку синюю нашла.
(С.Маршак)
(Е.Трутнева)
2.
Вставьте пропущенные по смыслу предлоги.
Лето – время лесных малышей. … гнёзд вылетают птицы. … зверей растёт
смена. Медвежата послушно следуют … матерью. Лисята играют … норы.
Бельчонок совершает … сосны свой первый прыжок. … сумерках выходят …
охоту ежата.
3.
Дополните предложение.
Ребята пошли в … . маша любит бывать в … . коля пришёл из … . деревья
сажали за … . каток залили перед … . он сидел у … . поезд отошёл от … .
дети гуляли около… .
4.
Шуточные вопросы-загадки.
А) название какого распространенного дерева состоит из 4 предлогов?
(С – о – с – на.)
Б) из каких 2 предлогов можно составить название домашнего животного? А
из 3-х?
(К – от, к – о – за.)
В) из каких 4-х предлогов можно составить название ВАЖНОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВЕЛОСИПЕДА, без которой не следует отправляться
в дальнюю поездку? (На – с – о – с.)
5.
Вставьте нужный предлог
.
Шёл восьмой час, когда ученик:
Вышел … дому
подошёл … газетному киоску
Сошёл … крыльца
отошёл … киоска,
Пошёл … двору,
вошёл … трамвай
Зашёл … ворота,
и трамвай ушёл.
6.
Шарады.
Первый – предлог, за ним – другой.
Первый слог мой –
предлог,
Вот первый слог перед тобой…
Второй достоин порицанья,
Второй же очень нужен мне:
А вместе все –
Он над диваном на стене
Животного названье.
Не для одной красы висит -
(О – лень)
В нём лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но … будьте осторожны. (К – о – бра)
Итог занятия (пароль на выход).