Напоминание

"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста

Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

у детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель: Коновалова Оксана Николаевна

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с

детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет,

что мало кто из современных детей умеет связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие

трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Дети не любят учить стихи,

не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова

местами.

Мы сталкиваемся со следующими проблемами в речи детей: короткие

высказывания, состоящие из фрагментов, логически не связанных между собой,

отличающиеся непоследовательностью и содержащие низкий уровень

информативности. Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому

перед воспитателями встаёт задача: найти такие приемы, которые бы

способствовали развитию детской памяти, и конечно же обратить внимание на то,

чтобы детям было легко и интересно. В дошкольном возрасте у детей преобладает

наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный

характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их

жизненному опыту. Поэтому мы и решили использовать в работе со своими

ребятами приемы мнемотехники, что в наше время очень актуально.

Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и

увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных

ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-

образовательной деятельности, дети обучаются в интересной игровой форме, без

умственных и эмоциональных перегрузок.

Основной «секрет» мнемотехники

заключается в следующем: человек в своём воображении соединяет несколько

зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и в дальнейшем при

припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее

соединённые образы.

Мнемотехника- это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая

успешное и эффективное запоминание информации.

Используя приемы мнемотехники мы развиваем у детей зрительную и слуховую

память, внимание, воображение, восприятие, кругозор.

Использование мнемотаблиц способствует развитию связной и диалогической речи,

развивает у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать

знакомые сказки, стихи. Это способствует правильному произношению звуков,

развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение

сравнивать и выделять существенные признаки разных предметов. Так же у детей

происходит развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения,

памяти (различные виды).

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. И её

можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).

2этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4

символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов

и союзов.

3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это

квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет,

действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает

слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают

детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого

объекта, обогащать словарный запас.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это

схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся

составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки

помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его

в памяти.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация.

Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки,

явлений природы, некоторых действий и др. На каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается

схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Главное- условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно

детям.

Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление

рассказов по картине, при заучивании стихов, при отгадывании и загадывании загадок.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего

дошкольного возраста. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в

памяти у детей остаются отдельные образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка-

зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Использование

таких схем помогает детям самостоятельно определять при рассматривании предмета

его главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложения

выявленных признаков, удерживать в памяти эту последовательность, которая является

планом - рассказом описания.

Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде,

одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) помогают детям самостоятельно

определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить их

последовательность, обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Зрительный

образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося

просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование

опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей,

превращает занятие в игру.

Для заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы его нужно выразительно

прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу, помочь детям

уяснить основную мысль, объяснить значение непонятных слов (если они есть, глядя на

схему проговорить вместе с детьми отдельно каждую строчку стихотворения, затем

дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях в природе, существуют

модельные схемы, которые можно использовать на занятиях экологического

содержания. Вот примеры таких мнемотаблиц:

Мнемотехника широко используется при ознакомлении с художественной литературой

и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми проводится беседа по тексту,

рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее

приготовленной модели к данному произведению.

Но следует отметить что, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию

связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая

и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче

воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить

её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование

настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать

предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к

окружающему миру.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у

детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории,

рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный

запас выходит на более высокий уровень, увеличивается круг знаний об окружающем

мире. Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей

дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей

и готовности к обучению в школе.