Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Консультация
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи
у детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Коновалова Оксана Николаевна
Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с
детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет,
что мало кто из современных детей умеет связно, последовательно, грамматически
правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие
трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Дети не любят учить стихи,
не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова
местами.
Мы сталкиваемся со следующими проблемами в речи детей: короткие
высказывания, состоящие из фрагментов, логически не связанных между собой,
отличающиеся непоследовательностью и содержащие низкий уровень
информативности. Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому
перед воспитателями встаёт задача: найти такие приемы, которые бы
способствовали развитию детской памяти, и конечно же обратить внимание на то,
чтобы детям было легко и интересно. В дошкольном возрасте у детей преобладает
наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный
характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их
жизненному опыту. Поэтому мы и решили использовать в работе со своими
ребятами приемы мнемотехники, что в наше время очень актуально.
Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных
ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-
образовательной деятельности, дети обучаются в интересной игровой форме, без
умственных и эмоциональных перегрузок.
Основной «секрет» мнемотехники
заключается в следующем: человек в своём воображении соединяет несколько
зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и в дальнейшем при
припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее
соединённые образы.
Мнемотехника- это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая
успешное и эффективное запоминание информации.
Используя приемы мнемотехники мы развиваем у детей зрительную и слуховую
память, внимание, воображение, восприятие, кругозор.
Использование мнемотаблиц способствует развитию связной и диалогической речи,
развивает у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать
знакомые сказки, стихи. Это способствует правильному произношению звуков,
развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение
сравнивать и выделять существенные признаки разных предметов. Так же у детей
происходит развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения,
памяти (различные виды).
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. И её
можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).
2этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4
символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов
и союзов.
3 этап: Работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это
квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет,
действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает
слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают
детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого
объекта, обогащать словарный запас.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это
схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся
составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки
помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его
в памяти.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация.
Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки,
явлений природы, некоторых действий и др. На каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается
схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Главное- условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно
детям.
Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление
рассказов по картине, при заучивании стихов, при отгадывании и загадывании загадок.
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего
дошкольного возраста. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в
памяти у детей остаются отдельные образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка-
зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Использование
таких схем помогает детям самостоятельно определять при рассматривании предмета
его главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложения
выявленных признаков, удерживать в памяти эту последовательность, которая является
планом - рассказом описания.
Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде,
одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) помогают детям самостоятельно
определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить их
последовательность, обогащают словарный запас детей.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Зрительный
образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося
просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование
опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей,
превращает занятие в игру.
Для заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы его нужно выразительно
прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу, помочь детям
уяснить основную мысль, объяснить значение непонятных слов (если они есть, глядя на
схему проговорить вместе с детьми отдельно каждую строчку стихотворения, затем
дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях в природе, существуют
модельные схемы, которые можно использовать на занятиях экологического
содержания. Вот примеры таких мнемотаблиц:
Мнемотехника широко используется при ознакомлении с художественной литературой
и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми проводится беседа по тексту,
рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее
приготовленной модели к данному произведению.
Но следует отметить что, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию
связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая
и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче
воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить
её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование
настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать
предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к
окружающему миру.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у
детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории,
рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный
запас выходит на более высокий уровень, увеличивается круг знаний об окружающем
мире. Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей
дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей
и готовности к обучению в школе.