Напоминание

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Авторы: Данкова Нина Владимировна, Грибанова Евгения Даниловна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Лицей №9 г. Белгорода"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Грибанова Е.Д

Данкова Н.В

Аннотация.

В статье рассматриваются современные проблемы формирования

личности в процессе группой работы у младших школьников. Актуальность данной

проблематики

обусловлена

тем,

что

для

развития

самостоятельного

мышления,

познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством

учителя, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Это прослеживается в

межличностном

взаимодействии

в

целом,

что

нашло

отражение

в требованиях

Федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: личность, младшие школьники, групповая работа, развитие

коммуникативных свойств личности младшего школьника.

Развитие личности – это один из элементов в общем формировании

человека, который связан с его сознанием и самосознанием.

Целью

современного образования является оптимальное развитие личности каждого

ребёнка. Портрет выпускника начальной школы основательно проработан и

представлен в Федеральном государственном образовательном стандарте

начального общего образования (ФГОС НОО). Определены качества

личности и универсальные учебные действия, развитие которых поможет в

дальнейшем младшему школьнику стать успешным членом общества.

Главным основанием успешности является способность к саморазвитию,

самосовершенствованию, выработка которых невозможна без овладения

самым

главным

умением

учиться.

Именно

такая

направленность

образовательного

процесса

предполагает

и

наличие

познавательной

мотивации,

и

умение

определять

цель

предстоящей

деятельности,

планировать ее, адекватно оценивать, при этом уметь мыслить как

самостоятельно, так и кооперироваться с другими людьми.

Работа в парах, группах – важный фактор достижения образовательных

результатов

и

развития

коммуникативных

свойств

личности.

Рассматриваемая нами

проблема представлена в работах отечественных

педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов, Т.Е. Конникова, Б.В. Куприянов,

А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А.Сухомлинский,Н.Е. Щуркова и др.).

По мнению М.С.Соловейчик, «умеющий учиться – это попросту тот,

кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний,

умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным экспонатом, каким-

нибудь фактом культуры, с лектором, коллегой, с любым умелым и знающим

человеком» [3,с.40]. Умение сотрудничать с учителем и с одноклассниками

и составляют тот начальный уровень развития умения учиться, которым

должен овладеть каждый младший школьник.

Начальная школа как новая ступень в жизни ребёнка является

значимой для становления его как личности. В начальной школе ребенок не

только получает предметные знания, но учится учиться жить и действовать в

коллективе своих сверстников, контактировать с ними и с учителем.

Парная или групповая работа на уроках даёт возможность младшему

школьнику утвердиться в себе, попробовать свои силы в новой учебной

ситуации, в которой отсутствует довлеющий авторитет учителя и внимание

всего класса. В процессе работы в группе учащиеся овладевают умением

прислушиваться к чужому мнению, обобщать, анализировать, совместно

делать

выводы,

приходить

к

общему

решению,

аргументировать

и

обосновывать свой выбор.

Работа в группе всегда способствует активизации познавательной и

творческой

самостоятельности

учащихся.

Детская

группа,

в

которой

находится ребёнок,

влияет на его развитие личности не самим фактом

объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками.

Работая в

тесном контакте со сверстниками,

школьники

становятся

доброжелательнее, исчезают безразличие, агрессия, появляются теплота,

человечность и отзывчивость.

Очень важно, чтобы младшие школьники знали, что успех выполнения

работы в группе зависит от степени вовлеченности каждого в процессе

решения

поставленной

задачи.

Дети

должны

понимать,

что

при

неправильном выполнении задания будет виноват не конкретный ученик, а

вся группа, потому что работали вместе, сообща [2].

В ходе коллективного обсуждения поставленной учителем проблемы

на уроке вырабатывается способность к самоконтролю, как важному

личностному качеству, когда ребёнок, начинает точнее оценивать свои

возможности, свою деятельность.

В процессе групповой работы учащиеся не боятся допустить ошибку,

так как рядом находятся сверстники, которые не осудят за это, а наоборот

помогут разобраться в изучаемом вопросе, исправить недочеты и понять

тему.

Фундаментальной

основой

групповой

работы

является

коммуникативная

деятельность,

осуществление

которой

невозможнобезовладения

универсальными

учебными

действиями,

обеспечивающими

эффективность

общения:

вступать

в

дискуссию,

участвовать в коллективном обсуждении проблем,слышать и слушать

других, умения правильно и четко выражать свои эмоции и чувства,

доказывать свою точку зрения, уметь строить для партнера понятные

высказывания.

В

ходе

овладения

такими

универсальными

учебными

действиями вырабатываются следующие личностные качества младших

школьников:

внимательное

отношение

к

качеству

своей

речи

и

одноклассников, доброжелательность и толерантность к мнению других.

Групповая работа создает условия для формирования ключевых

компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная,

информационная, умение работать в команде. Совместная работа детей на

уроке позволяет выделить ценность технологии групповой работы:

во-первых, способствует целеполаганию, а также находить способы

достижения целей;

во-вторых, удерживает внимание ученика и его включенность в работу;

в-третьих, приучает детей обращать внимание не только на свои знания

и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

в-четвертых,

заставляет

каждого

ребенка

формулировать

и

аргументировать свою точку зрения;

в-пятых, дает каждому ребёнку эмоциональную и содержательную

поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная

тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

в-шестых, в ходе групповой работы ребенок учится сам оценивать

результаты своей деятельности.

в-седьмых, в работе группы реализуются воспитательные задачи:

воспитание

дружбы,

коллективизма,

ответственности,

инициативности,

толерантности к другим [1, с.29].

Таким образом, совместная работа детей на уроке дает каждому

эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся

не способны активно включиться в общую работу класса. В ходе совместной

работыобеспечиваетсяформирование таких личностных качеств, которые

требуются для успешного контакта с другими людьми: ответственность,

терпеливость, доброжелательность, вежливость, приветливость и т.д. Именно

в групповой работе дети учатся помогать друг другу, чувствуют себя

увереннее

и

комфортнее,

и,

следовательно,

качественнее

усваивают

изучаемый программный материал на уроке.

Литература

1.

Вираховская Н. Мосты понимания / Н. Вираховская // Школьный психолог

(Издательский дом «Первое сентября»). – 2008. – №13. – С. 29.

2.

Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.

Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 16-23.

3.

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика

обучения: Учебн. пос. для студентовпед. учеб.заведений по спец. «Педагогика и методика

нач. обучения»/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др. – М.: ЛИНКА-

ПРЕСС, 1994. –383 с.