Авторы: Данкова Нина Владимировна, Грибанова Евгения Даниловна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Лицей №9 г. Белгорода"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Грибанова Е.Д
Данкова Н.В
Аннотация.
В статье рассматриваются современные проблемы формирования
личности в процессе группой работы у младших школьников. Актуальность данной
проблематики
обусловлена
тем,
что
для
развития
самостоятельного
мышления,
познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством
учителя, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Это прослеживается в
межличностном
взаимодействии
в
целом,
что
нашло
отражение
в требованиях
Федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: личность, младшие школьники, групповая работа, развитие
коммуникативных свойств личности младшего школьника.
Развитие личности – это один из элементов в общем формировании
человека, который связан с его сознанием и самосознанием.
Целью
современного образования является оптимальное развитие личности каждого
ребёнка. Портрет выпускника начальной школы основательно проработан и
представлен в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (ФГОС НОО). Определены качества
личности и универсальные учебные действия, развитие которых поможет в
дальнейшем младшему школьнику стать успешным членом общества.
Главным основанием успешности является способность к саморазвитию,
самосовершенствованию, выработка которых невозможна без овладения
самым
главным
умением
–
учиться.
Именно
такая
направленность
образовательного
процесса
предполагает
и
наличие
познавательной
мотивации,
и
умение
определять
цель
предстоящей
деятельности,
планировать ее, адекватно оценивать, при этом уметь мыслить как
самостоятельно, так и кооперироваться с другими людьми.
Работа в парах, группах – важный фактор достижения образовательных
результатов
и
развития
коммуникативных
свойств
личности.
Рассматриваемая нами
проблема представлена в работах отечественных
педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов, Т.Е. Конникова, Б.В. Куприянов,
А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А.Сухомлинский,Н.Е. Щуркова и др.).
По мнению М.С.Соловейчик, «умеющий учиться – это попросту тот,
кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний,
умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным экспонатом, каким-
нибудь фактом культуры, с лектором, коллегой, с любым умелым и знающим
человеком» [3,с.40]. Умение сотрудничать с учителем и с одноклассниками
и составляют тот начальный уровень развития умения учиться, которым
должен овладеть каждый младший школьник.
Начальная школа как новая ступень в жизни ребёнка является
значимой для становления его как личности. В начальной школе ребенок не
только получает предметные знания, но учится учиться жить и действовать в
коллективе своих сверстников, контактировать с ними и с учителем.
Парная или групповая работа на уроках даёт возможность младшему
школьнику утвердиться в себе, попробовать свои силы в новой учебной
ситуации, в которой отсутствует довлеющий авторитет учителя и внимание
всего класса. В процессе работы в группе учащиеся овладевают умением
прислушиваться к чужому мнению, обобщать, анализировать, совместно
делать
выводы,
приходить
к
общему
решению,
аргументировать
и
обосновывать свой выбор.
Работа в группе всегда способствует активизации познавательной и
творческой
самостоятельности
учащихся.
Детская
группа,
в
которой
находится ребёнок,
влияет на его развитие личности не самим фактом
объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками.
Работая в
тесном контакте со сверстниками,
школьники
становятся
доброжелательнее, исчезают безразличие, агрессия, появляются теплота,
человечность и отзывчивость.
Очень важно, чтобы младшие школьники знали, что успех выполнения
работы в группе зависит от степени вовлеченности каждого в процессе
решения
поставленной
задачи.
Дети
должны
понимать,
что
при
неправильном выполнении задания будет виноват не конкретный ученик, а
вся группа, потому что работали вместе, сообща [2].
В ходе коллективного обсуждения поставленной учителем проблемы
на уроке вырабатывается способность к самоконтролю, как важному
личностному качеству, когда ребёнок, начинает точнее оценивать свои
возможности, свою деятельность.
В процессе групповой работы учащиеся не боятся допустить ошибку,
так как рядом находятся сверстники, которые не осудят за это, а наоборот
помогут разобраться в изучаемом вопросе, исправить недочеты и понять
тему.
Фундаментальной
основой
групповой
работы
является
коммуникативная
деятельность,
осуществление
которой
невозможнобезовладения
универсальными
учебными
действиями,
обеспечивающими
эффективность
общения:
вступать
в
дискуссию,
участвовать в коллективном обсуждении проблем,слышать и слушать
других, умения правильно и четко выражать свои эмоции и чувства,
доказывать свою точку зрения, уметь строить для партнера понятные
высказывания.
В
ходе
овладения
такими
универсальными
учебными
действиями вырабатываются следующие личностные качества младших
школьников:
внимательное
отношение
к
качеству
своей
речи
и
одноклассников, доброжелательность и толерантность к мнению других.
Групповая работа создает условия для формирования ключевых
компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная,
информационная, умение работать в команде. Совместная работа детей на
уроке позволяет выделить ценность технологии групповой работы:
во-первых, способствует целеполаганию, а также находить способы
достижения целей;
во-вторых, удерживает внимание ученика и его включенность в работу;
в-третьих, приучает детей обращать внимание не только на свои знания
и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
в-четвертых,
заставляет
каждого
ребенка
формулировать
и
аргументировать свою точку зрения;
в-пятых, дает каждому ребёнку эмоциональную и содержательную
поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная
тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
в-шестых, в ходе групповой работы ребенок учится сам оценивать
результаты своей деятельности.
в-седьмых, в работе группы реализуются воспитательные задачи:
воспитание
дружбы,
коллективизма,
ответственности,
инициативности,
толерантности к другим [1, с.29].
Таким образом, совместная работа детей на уроке дает каждому
эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся
не способны активно включиться в общую работу класса. В ходе совместной
работыобеспечиваетсяформирование таких личностных качеств, которые
требуются для успешного контакта с другими людьми: ответственность,
терпеливость, доброжелательность, вежливость, приветливость и т.д. Именно
в групповой работе дети учатся помогать друг другу, чувствуют себя
увереннее
и
комфортнее,
и,
следовательно,
качественнее
усваивают
изучаемый программный материал на уроке.
Литература
1.
Вираховская Н. Мосты понимания / Н. Вираховская // Школьный психолог
(Издательский дом «Первое сентября»). – 2008. – №13. – С. 29.
2.
Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.
Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 16-23.
3.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика
обучения: Учебн. пос. для студентовпед. учеб.заведений по спец. «Педагогика и методика
нач. обучения»/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др. – М.: ЛИНКА-
ПРЕСС, 1994. –383 с.