Автор: Дюкова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия 82
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Тема: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ и СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Тема:
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ и СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ
Фамилия, имя___________________________
учени _ 9 _ класса
У
каждого
писателя
имеется
свой
способ
реализации
творческого
замысла,
свои
художественные
идеи,
манера,
отличающая его от других.
Писатель не может не отразиться в своем произведении как
личность, показать свое понимание жизни, свои взгляды на жизнь
и оценку изображенных событий. В каждом герое произведения,
в каждом стихотворении поэта воплощается неповторимое «я»
художника.
Таким образом,
приступая к
изучению творчества
автора,
необходимо
прежде
всего
уловить
в
многообразии
его
произведений
тайну
его
личности,
то,
что
принадлежит
ему
одному.
Прочитайте тексты и ответьте на вопросы после каждого
текста.
Мы прожили несколько дней на кордоне, ловили рыбу на
Шуе,
охотились
на
озере
Орса,
где
было
всего
несколько
сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
Убитых уток, если они падали в воду, нельзя было достать
никаким способом. По берегам Орса приходилось ходить на
широких лыжах, чтобы не провалиться в трясины.
Но больше всего времени мы проводили на Пре. Я много
видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-
нибудь увижу реку более таинственную, чем Пра. Сосновые
сухие леса на ее берегах перемешивались с вековыми дубовыми
рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. Корабельные сосны,
поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты, над ее
коричневой,
но
совершенно
прозрачной
водой.
Перемытые
речной водой и перевеянные ветром песчаные косы поросли
мать-и-мачехой
и
цветами.
Заросли
вереска
и
брусники
подходили к самой воде, перепутываясь с зарослями рдеста,
розовой частухи и телореза.
Река
шла
причудливыми
изгибами.
Ее
глухие
затоны
терялись
в
сумраке
прогретых
лесов.
Над
бегучей
водой
беспрерывно
перелетали
с
берега
на
берег
сверкающие
сизоворонки и стрекозы, а в вышине парили огромные ястребы.
Все доцветало вокруг. Миллионы листьев, стеблей, веток и
венчиков преграждали дорогу на каждом шагу, и мы терялись
перед этим натиском растительности, останавливались и дышали
до
боли
в
легких
терпким
воздухом
столетней
сосны.
Под
деревьями лежали слои сухих шишек. В них нога тонула по
косточку.
Иногда ветер пробегал по реке с низовьев, из лесистых
пространств, оттуда, где горело в осеннем небе спокойное и еще
жаркое солнце. Сердце замирало от мысли, что там, куда струится
эта река, почти на двести километров только лес, лес и нет
никакого
жилья.
Лишь
кое-где
на
берегах
стоят
шалаши
смолокуров и тянет по лесу сладковатым дымком тлеющего
смолья.
Но удивительнее всего в этих местах был воздух. В нем была
полная и совершенная чистота. Эта чистота придавала особую
резкость, даже блеск всему, что было окружено этим воздухом.
Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной хвои очень
далеко. Она была как бы выкована из заржавленного железа.
Далеко было видно каждую нитку паутины, зеленую шишку в
вышине, стебель травы.
Ясность воздуха придавала какую-то необыкновенную силу
и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все
было мокро от росы и только голубеющий туман еще лежал в
низинах.
А среди дня и река и леса играли множеством солнечных
пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. Потоки света то
меркли,
то
разгорались
и
превращали
заросли
в
живой,
шевелящийся мир листвы. Глаз отдыхал от созерцания могучего
и
разнообразного
зеленого
цвета.
Полет
птиц
разрезал
этот
искристый воздух: он звенел от взмахов птичьих крыльев.
Лесные
запахи
набегали
волнами.
Подчас
трудно
было
определить
эти
запахи.
В
них
смешивалось
все:
дыхание
можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов,
кувшинок, а может быть, и самого неба… Оно было таким
глубоким и чистым, что невольно верилось, будто эти воздушные
океаны тоже приносят свой запах – озона и ветра, добежавшего
сюда от берегов теплых морей.
Очень трудно подчас передать свои ощущения. Но, пожалуй,
вернее всего можно назвать то состояние, которое испытывали
все мы, чувством преклонения перед не поддающейся никаким
описаниям прелестью родной стороны.
(По К. Паустовскому*)
*Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский
писатель,
мастер
лирико-романтической
прозы,
автор
произведений
о
природе,
исторических
повестей,
художественных мемуаров.
1. От чего замирало сердце рассказчика? Отметь знаком
Х верный ответ.
От разнообразия окружающей природы.
От мысли, что вокруг на 200 км нет никакого
жилья.
От боли за поваленные деревья.
От невозможности описать всю красоту словами.
2. Как определяет своё состояние рассказчик после
пребывания на реке Пре? Выпиши слово, которое
подтверждает это.
_______________________________________________________
3. Когда глаз наблюдателя отдыхал от зелёного цвета?
Напиши развёрнутый ответ.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
4. Какие занятия были у рассказчика? Отметь знаком Х два
верных ответа.
охота
игра в шахматы
рыбалка
живопись
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – стилистический
прием, распространенный в
художественной литературе.
К.
Г.
Паустовский
использует
олицетворение
(перенесение
свойств
человека на неодушевленные предметы) —
стилистический прием, распространенный в
художественной
литературе.
Но
далеко не
каждый писатель использует его так настойчиво и в то же время
ненавязчиво, как он. В его рассказах, повестях неодушевленные
предметы
нередко
становятся
почти
полноправными
персонажами произведения - со своим характером и настроением.
Писатель
не
умел
смотреть
на
природу
равнодушно,
его
наблюдательный
глаз
художника
постоянно
замечал
в
окружающих
предметах
признаки,
напоминающие
что-то
из
жизни человека. Отсюда особенно частое олицетворение явлений
природы. По признанию писателя, природа нередко помогала ему
работать.
5. Какие олицетворения встречаются в тексте? Выпиши их.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
6. Расположи пункты, соответствующие очередности:
Больше всего времени мы проводили на Пре
Состояние, которое испытывали все мы, это чувство
преклонения перед не поддающейся никаким описаниям
прелестью родной стороны
Мы прожили несколько дней на кордоне, ловили рыбу
на Шуе, охотились на озере Орса
Река шла причудливыми изгибами.
1
Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного
зеленого цвета.
7. Какие приметы замечает вокруг себя автор? Несколько
вариантов ответов.
полная и совершенная чистота воздуха
очень ровное течение реки Пра
отсутствие растительности на её берегах
вода в реке Пра была абсолютно чёрной
озеро Орса было очень глубоким и чистым
песчаные косы поросли мать-и-мачехой и цветами
8. Почему удивительнее всего был в тех местах воздух?
Приведи 3 примера.
1. _____________________________________________________
2.______________________________________________________
3. _____________________________________________________
9. Выпиши из текста слово, обозначающее «пост,
расположение вдоль определённой линии»
_______________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ
Константин Георгиевич Паустовский - великолепный
пейзажист, в его восприятие природы включены все органы
чувств человека, все способности мировосприятия: слух,
осязание, способность чувствовать разные ароматы, разные
оттенки цвета, осязание тепла и холода, восприятие разных
оттенков звука. И каждое явление природы описано так, будто
всё это автор видит в последний раз: он учит читателя очень
тонко и бережно воспринимать мир и ценить каждое мгновение
бытия, дарованное жизнью.
10. Выпишите из текста подтверждение этих мыслей.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Прочитайте отрывок из рассказа
«Корзина с еловыми шишками» и
выполните задания:
Дагни
впервые
слушала
симфоническую музыку. Она произвела
на нее странное действие. Все переливы
и громы оркестра вызывали у Дагни
множество
картин,
похожих
на
сны.
Потом она вздрогнула и подняла глаза.
Ей почудилось, что худой мужчина во
фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.
Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
– Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак,
сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда
Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни
Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она
хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но
это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.
Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря.
Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший
рожок
и
в
ответ
ему
сотнями
голосов,
чуть
вздрогнув,
откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась
по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо
прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха,
исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум
ее моря!
Стеклянные
корабли
пенили
воду.
Ветер
трубил
в
их
снастях.
Этот
звук
незаметно
переходил
в
перезвон
лесных
колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье
детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете
горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей
донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард
Григ, волшебник и великий музыкант! Так вот тот подарок, что
он обещал сделать ей через десять лет!
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К
тому времени музыка заполнила все пространство между землей
и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на
облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну,
где никакие горести не могли охладить любви, где никто не
отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в
волосах сказочной доброй волшебницы.
Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь,
загремели аплодисменты.
Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все
оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей
пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни
Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.
Дагни шла по пустынным улицам. Сумрак ночи еще лежал
над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался
северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без
единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но
охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
(По К. Паустовскому*)
11.
Что услышала Дагни Педерсен в музыке Грига?
____________________________________________________
____________________________________________________
После прочтения текста ты знаешь (выбери
правильные варианты ответов)
1)
Это был подарок композитора девушке на 20 лет;
2)
Дагни была дочерью охотника;
3)
Концерт был в прекрасном дворце
4)
После концерта Дагни почувствовала любовь к жизни.
5)
Ведущий концерта был одет во фрак
12.
Какие
утверждения
соответствуют
содержанию
текста?
А. Дагни сдержала свои чувства и не заплакала
Б. Публика разразилась аплодисментами после концерта
В. После концерта Дагни пошла к морю
Г. На море бушевала буря.
13. Выберите для слов из первого столбца верное толкование
из второго столбца, обозначенного цифрой.
СЛОВО
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
А)
парк
1)
нагольная (мехом внутрь), просторная и
длинная, обычно не крытая сукном шуба из
овчины
Б)
волшебник
2)
выпуклость, утолщение в какой-либо части
растительного или животного организма
В)
мелодия
3)
предназначенная для отдыха и прогулок
открытая озеленённая территория
Г)
фрак
4)
колдун, маг, чародей
7)
мужской вечерний костюм особого покроя,
для официальных мероприятий
6)
последовательный ряд звуков,
объединенных определенными отношениями
8)
жанр инструментальной музыки
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
Верны утверждения А и Б
4)
Верны утверждения В и Г
5)
Верны утверждения Б и В
6)
Нет верных утверждений
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
14. Установи соответствие между средствами
выразительности и примерами из текста: для каждой
позиции из первого столбца подбери соответствующую
позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА
СРЕДСТВО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
А)
В ответ ему сотнями
голосов,
откликается
струнный оркестр.
1) олицетворение
Б)
Бессмертная вещь
2) гипербола
В)
Переливы и громы
оркестра
3) сравнение
Г)
Мелодия…била в
лицо…
4) метафора
Д)
где солнце горит, как
корона
в
волосах
сказочной
доброй
волшебницы.
5) эпитет
Запиши в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
Д
15. Какие олицетворения встречаются в тексте?
Выпиши их.
Музыка -
_______________________________________________________
Море -
_______________________________________________________
Буря -
_______________________________________________________
Рожок -
_______________________________________________________
Оркестр-
_______________________________________________________
Мысль -
_______________________________________________________
Сумрак -
_______________________________________________________