Автор: Евгения Валерьевна Косенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: ст. Новощербиновская
Наименование материала: Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Создание макета кубанское подворье"
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста
«Создание макета кубанское подворье»
Воспитатель: Косенко Евгения Валерьевна
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год жизни)
Виды деятельности:
общение со взрослым и сверстниками, речевая,
познавательно-исследовательская,
изобразительная,
самообслуживание и
элементарный бытовой труд.
Образовательные
области:
социально
–
коммуникативное
развитие,
художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель: создание условий для проявления инициативы и творчества в процессе
изготовления макета «Кубанское подворье».
Задачи:
Образовательные:
- создавать условия для стимулирования познавательных действий детей
посредством включения в деятельность;
- развивать у детей умение лепить по представлению знакомые предметы
(овощи), передавать их характерные особенности;
- содействовать закреплению знакомых приемов лепки: оттягивание деталей
из целого куска, соединение частей путем прижимания и примазывания,
украшение вылепленных изделий с помощью стеки;
Развивающие:
-
способствовать
развитию
самостоятельности,
любознательности,
познавательной инициативы, саморегуляции собственных действий;
-
развивать
индивидуальные
творческие
способности
воспитанников,
образное мышление, воображение;
Воспитательные:
- воспитание социальных чувств и навыков: общительности, дружелюбия,
сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
-
формирование
способности
бережно
и
уважительно
относиться
к
результатам своего труда и труда своих сверстников.
Оборудование:
макет подворья, план-карта, карточки с изображением
овощей (по одной на каждого ребенка), пластилин, воздушный пластилин,
стеки, доски (по количеству детей), влажные салфетки.
Содержание
Обратная связь
Этап мотивации
Педагог входит в группу, в руках
коробка с элементами подворья.
- Доброе утро ребята, подскажите,
пожалуйста, мне нужна старшая
группа. Я правильно зашла?
- Мне подсказали, что в вашей
группе очень отзывчивые дети… это
так?
- Тогда я предлагаю познакомиться.
Меня зовут Евгения Валерьевна, я
воспитатель.
- Мне очень приятно познакомиться
с тобой (имя ребенка)
- Кто рад нашему знакомству,
похлопайте в ладоши!
диалог с детьми
Педагог знакомится с детьми,
называет имя каждого ребенка.
Если дети похлопали:
- Замечательно, я тоже очень рада!
Если от детей нет реакции:
- Ну, ничего, (имя ребенка), я думаю,
у нас еще есть время подружиться!
- Как видите, я пришла к вам не с
пустыми руками. Вам интересно
узнать, что в этой коробке?...
Если дети отвечают:
- Я очень рада, что вам интересно!
Если дети затрудняются:
- Я предлагаю открыть и посмотреть
на то, что находится в этой коробке!
Педагог открывает коробку:
- Ой! Ребята, пока я к вам
добиралась, в моей коробке все
перепуталось! А я совершенно
забыла, что и где располагалось на
макете…
- Да, кажется, мне нужна помощь.
Вы смогли бы мне помочь?
Если дети отвечают –
- Мне очень приятно, что вы
проявили интерес и желание мне
помочь.
Если дети затрудняются –
- Не переживайте, если мы все
вместе постараемся, то у нас все
получится!
Пауза…
-. Смотрите, в коробке есть план -
карта, может здесь мы найдем
подсказку?..
диалог с детьми, педагог
выслушивает предположения детей
- Ребята, давайте внимательно
рассмотрим план - карту.
- Какие знакомые предметы вы
видите на ней?
Если дети отвечают:
- Здорово! Вы так много знаете!
- Как хорошо, что ты (имя ребенка)
об этом знаешь!
Рассматривая с детьми план-карту,
педагог уточняет названия
предметов и попутно сообщает: «а
знаете ли вы, что в старину у нас на
Кубани дом назывался… хата, забор
– плетень» и т.п.
- Ну что, вы готовы расставить
предметы на макете?
Педагог предоставляет детям
возможность расставить
предметы на макете.
Если дети отвечают:
- Отлично! Я уверена, у вас все
получится!
Если дети затрудняются:
- Давай мы с тобой (имя ребенка),
понаблюдаем за ребятами, а потом
проверим, все ли у них получилось.
Педагог обращает внимание детей
на то, что не все предметы, в
соответствии с план - картой, есть
на макете.
- Ребята, давайте проверим, все ли
предметы есть на нашем макете.
Педагог внимательно выслушивает
ответы детей.
Если дети отвечают:
- Какие вы наблюдательные!
- Отлично! Не зря мне сказали, что в
этой группе очень сообразительные
и умные ребята!
Если дети затрудняются:
- Посмотрите внимательно на план -
карту. Что есть на ней, чего нет на
макете?
- Мы можем как-то это исправить?
Если дети отвечают:
- Отлично! Здорово придумали!
- Я согласна с вами.
Если дети затрудняются:
- Как вы думаете, мы могли бы
самостоятельно изготовить
недостающие предметы?
Этап планирования
- Замечательно! Давайте
распределим обязанности.
- Кто будет делать коромысло?
- Кто будет делать ведро?
- Кто будет делать тыкву?
Выбор содержания (что?);
Если дети отвечают:
- Замечательно!
- Вы такие дружные! Я уверенна, что
у вас все получится!
Если дети затрудняются:
- Давай, ты понаблюдаешь, как будут
работать остальные ребята, может
кому-то потребуется твоя помощь.
- Друзья, как мы будем это делать?
Выбор партнера (с кем?);
Создание условий работы лично, в
паре или команде;
Если дети отвечают –
- Отличная идея!
- Я уверенна у вас все получится!
Если дети затрудняются –
- Подумайте, вы хотели бы работать
самостоятельно или может с кем-то в
паре?
- Из чего можно сделать наши
предметы?
- Какие предметы-помощники могут
вам пригодится в работе?
Выбор средства (чем?);
Если дети отвечают –
- Конечно, нам это все пригодится!
- Мне нравится твой выбор.
Если перечень не полный педагог
обращает внимание детей на те
предметы, которые могут
пригодиться в работе.
- Я думаю, вы уже можете
организовать свое рабочее место. Вы
знаете, где что взять.
Дети самостоятельно в центре
творчества берут для себя нужные
им предметы (доски, воздушный
пластилин, пластилин, стеки,
салфетки и т.д.)
Занимают для себя удобное место за
столами.
Если дети готовят свое рабочее
место –
- Я знала, что вы, настоящие хозяева
группы.
Если дети затрудняются –
- Давайте найдём вместе.
- Но прежде, чем приступить к
работе, я предлагаю немного
поиграть. Как вам такая идея?
Проводится игра «Будь
внимателен!» Педагог раздает
детям по карточке с изображением
овощей. Задача ребят поднимать
карточку, если она соответствует
ответу на вопрос.
Вопросы:
- Какой овощ зеленого цвета?
- Какой овощ горький?
- Из какого овоща можно
приготовить пюре?
- Какой овощ красного цвета?
- Какой овощ спрятался под землей?
- Какой овощ фиолетового цвета?
- У какого овоща есть семечки?
- От какого овоща все плачут?
- Какой овощ оранжевого цвета?
- В каком овоще много витаминов?
- Отлично!
- Какие вы молодцы!
- Мне кажется, вы сможете,
справится с любой задачей!
Этап реализации замысла
- Ребята, я не знаю, как вам, а мне
уже не терпится приступить к
работе.
- Желаю всем интересной
творческой работы.
Самостоятельная творческая
деятельность детей.
Если дети погрузились в работу –
- Как здорово у вас получается!
- Вы дружно работаете, как
настоящая команда.
- Мне нравится, как вы работаете!
Если дети затрудняются –
- Ты можешь понаблюдать за
ребятами и по желанию
присоединиться к ним.
Если ко мне обращается ребенок за
помощью, я сначала
прошу совета (помощи) у детей,
либо
показываю способ действия на
своей работе.
- (имя ребёнка) какой формы тыква?
- (имя ребёнка) что собой
представляет коромысло?
- (имя ребенка) как ты думаешь, а
почему ведро находится рядом с
колодцем?
Если дети отвечают –
- Как вы много знаете!
- Я думаю, тебе не составит труда
выполнить то, что ты задумал!
Если дети затрудняются, педагог не
спешит отвечать на поставленный
вопрос, а дает возможность
ответить другим ребятам.
- Ребята, для тех, кто заканчивает, я
напоминаю, что любой мастер своего
дела содержит свое рабочее место в
порядке. Для этого у вас есть
влажные салфетки и мусорное ведро.
А при необходимости моем руки.
Педагог хвалит тех детей, кто
привел свое рабочее место в
порядок, и подсказывает тем детям,
кто затрудняется.
- Где ты (имя ребенка) расположишь
это на нашем подворье?
(По мере изготовления изделий дети
подходят к макету и располагают
их на кубанском подворье)
Если дети отвечают –
- Хорошая идея!
- Интересный вариант!
- Мне очень нравится!
Если дети затрудняются –
- Давайте поразмышляем одну
минуточку.
- Может у кого-то есть предложения?
Этап рефлексии
- Ребята, давайте посмотрим, что у
нас получилось!
- Наше подворье стало еще краше и
выглядит, как настоящее. А самое
главное, что недостающие предметы
вы сделали своими руками.
- Всё ли вышло так, как мы
задумали?
Если дети довольны результатом –
- Да, действительно все получилось!
- Я была уверена, что у вас все
получится!
- Вы замечательно поработали, мои
друзья!
- Какая красота!
- Прекрасно справились с заданием!
Если дети не довольны результатом
- Зато такой работы нет ни у кого,
мне очень нравится твоя задумка.
- А мне кажется, очень оригинально
получилось, и это придает твоей
работе загадочность!
- Какие будут предложения по
поводу того, как назвать наш макет?
диалог с детьми
- интересное предложение!
- классная идея!...
Совместно сделать выбор названия
макета! (усадьба казака, подворье
красавицы Осени, кубанский курень,
подворье Радости, уголок даров
природы и т.п.)
- Ребята, кому и что вы хотели бы
рассказать о том, что мы делали?
Если дети отвечают –
- Отличная идея!
- Уверена, что им понравиться!
- Это, ты здорово придумал!
Педагог взаимодействует с детьми,
отмечает наиболее активных,
желает успехов в дальнейшей
творческой деятельности.
- А теперь давайте сделаем общую
фотографию с нашим подворьем,
которую я покажу своим
воспитанникам. Мне кажется, они
будут удивлены и захотят сделать
такой же макет!
Попросите воспитателя вашей
группы отправить фотографию в
родительский чат. Вечером дома
расскажите родителям, что было для
вас самым интересным в нашей
встрече! Согласны?
Общение с детьми
- Ребята, я предлагаю в знак нашего
знакомства построить башенку
дружбы, которая состоит из наших
ладоней!
Ритуал прощания