Напоминание

"Развитие Арктики: баланс между экологией, национальными интересами и промышленностью"

Автор: Лидия Ивановна Костина
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: г. Михайловск
Наименование материала: Эссе
Тема: "Развитие Арктики: баланс между экологией, национальными интересами и промышленностью"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Эссе

"Развитие Арктики: баланс между экологией, национальными интересами и про-

мышленностью"

Автор: Глущенко Екатерина Андреевна, МБОУ "СОШ №30"

г. Михайловск, Ставропольский край, 8 класс

Руководитель: учитель географии Костина Лидия Ивановна

Арктика…Суровый, дивный, загадочный край. Говорят – край мира. Лютый хо-

лод, минимум цивилизации и максимум жизни! Бескрайняя тундра, темнота ночи,

красота северного сияния, и, конечно, люди.

Вот меня и заинтересовало, зачем туда едут люди и как там можно жить в таких

суровых условиях? Для меня, жителя южных теплых территорий России, это непо-

нятно. Но, изучая историю, я узнала, что первые упоминания об арктических иссле-

дованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские море-

плаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше

начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселя-

ются Беломорье и другие заполярные территории.

При изучении географии, я познакомилась со следующей информацией. Арктиче-

ская зона Российской Федерации составляет около 4 млн км

2

, на которой прожива-

ет всего 2,5 млн человек. Регион заселен лишь на треть. 60% территории – зона веч-

ной мерзлоты. Для сравнения арктическая зона Швеции составляет 153 тыс. м

2

с

населением 520 тыс. человек. Суровые условия, транспортная труднодоступность и

неразвитая социальная инфраструктура накладывают отпечаток на любой промыш-

ленный проект. Оказывается, континентальный шельф России, стратегический ре-

зерв развития минерально-сырьевой базы страны, по оценкам экспертов, содержит

запасы более 85,1 трлн м

3

природного газа, 17,3 млрд т нефти, включая газовый

конденсат. Среди минеральных ресурсов Арктики: платиновые металлы, медно-

никелевые руды, железо, фосфор, полиметаллы, золото, алмазы, титан, тантал, нио-

бий,

флюорит,

хром,

марганец,

слюда,

молибден,вольфрам,

ванадий!

Поэтому, я поняла, что освоение Арктики несет огромную роль для развития про-

мышленности нашей страны, занятой добычей полезных ископаемых.

Лидирующие позиции в области изучения Арктики Россия стала занимать уже в

конце 19 века. В это время в нашей стране появились первые ледоколы, которые

могут двигаться в столь тяжелых условиях заполярного края. Происходит развитие

полярной авиации, начинается строительство полярных станций.

Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году прави-

тельством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В

1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской

путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.

Активное промышленное освоение российской зоны Арктики началось в 20-30-е

гг. Так, в 1931 г. на территории нынешней Коми было открыто первое промышлен-

ное нефтяное месторождение - Чибьюское. Годом позже при Совете народных

комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути

(Главсевморпути), ключевой задачей которого было народно-хозяйственное освое-

ние Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого

моря до Берингова пролива. В течение 2-й половины XX века здесь выросли круп-

ные города, развивалась транспортная инфраструктура, регион начал планомерно

заселяться. В 1960-1980 гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторожде-

ния как на суше, так и на шельфе, включая Уренгойское, Ямбургское, Бованен-

ковское, Штокмановское, Приразломное и другие.

Сегодня индустрия российской Арктики уже дает более 10% ВВП России и более

20% общероссийского экспорта. Общая стоимость минерального сырья составляет

более 30 трлн долл. США. Россия транспортирует природный газ с полуострова

Ямал, медь – с Баимского месторождения на Чукотке, антрацит – с Таймырского

угольного бассейна, нефть – с Приразломного месторождения на шельфе Печорско-

го моря, свинец и цинк – с Павловского месторождения на острове «Южный» архи-

пелага Новая Земля. Груз Норникеля вывозится с конца 30-х годов, для его нужд

развивался

ледокольный

флот

страны.

Особенность арктических проектов, в том, что вывоз морем через Северный мор-

ской путь (СМП) – самый логичный и эффективный способ транспортировки из За-

полярья. В российской Арктике именно СМП позволяет промышленным и добыва-

ющим компаниям эффективно выстроить процесс освоения природных ресурсов.

Развитие технологий превратило Северный морской путь в удобный стратегиче-

ский транспортный коридор. Для судоходных компаний СМП открывает возмож-

ность участия в международных энергетических проектах и осуществления грузо-

вых транзитных, каботажных, мультимодальных перевозок, позволяет увеличить

количество рейсов и ускорить доставку грузов из Восточной и Юго-Восточной

Азии в Европу и обратно.

Но развитие Арктики в современных реалиях непростое – это баланс между ин-

тересами, которые сегодня вышли на первый план для всего человечества, интере-

сами сохранения нашего общего дома, климата нашей планеты Земля, нашей циви-

лизации и интересами продолжения экономического развития Арктики, которая

для России является геостратегической территорией. Это наиболее населенная се-

верная территория в мире из всех стран, которые располагаются за полярным кру-

гом. В России больше всего – 2,5 миллиона человек проживают на этой террито-

рии. В Заполярье из девяти городов с населением более 100 тысяч человек шесть

являются российскими. Решениями Президента Российской Федерации В.В. Пути-

на и Правительства Российской Федерации на территории Арктической зоны Рос-

сийской Федерации создана самая большая в мире территория свободной экономи-

ческой деятельности площадью 5 млн кв. километров. В 2020 году принято шесть

федеральных законов и 50 подзаконных актов, обеспечивающих функционирова-

ние преференциальных режимов. Ключевые документы – указы Президента Рос-

сийской Федерации от 5 марта 2020 года № 164 «Об Основах государственной по-

литики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и от 26 октября

2020 года № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации

и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», а также Феде-

ральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке

Аналитический вестник № 21 (781) 12 предпринимательской деятельности в Арк-

тической зоне Российской Федерации». Правительством Российской Федерации

принята новая государственная программа развития Арктической зоны Российской

Федерации с общим объемом бюджетного финансирования 19,5 млрд рублей до

2024 года.

На сегодняшний день у нашей страны одна из самых амбициозных в мире про-

грамм развития Арктики. C одной стороны, в наследство от времен СССР нам до-

стался, выдающийся научный и промышленный потенциал; c другой, очевидно, что

освоение региона невозможно без современной социальной, энергетической и

транспортной инфраструктуры и более внимательного отношения к экологии. С

подобными вызовами в той или иной степени столкнулись все страны арктического

региона. Однако для России, с ее колоссальной протяженностью арктического по-

бережья и низкой плотностью населения, необходимость устойчивого развития

региона обретает более широкий контекст.

В соответствии со Стратегией одними из важнейших направлений государствен-

ной политики в Арктике являются обеспечение экологической безопасности окру-

жающей среды, поддержка коренных малочисленных народов Севера, развитие хо-

зяйственной системы. Основные угрозы от климатических изменений в Арктике –

это, конечно, риски, связанные с таянием мерзлоты, увеличением выбросов метана

и углекислого газа, а также с эпидемиологической обстановкой. Таким образом, 70

процентов инфраструктуры (еще раз упомяну, это наиболее развитая северная ин-

фраструктура в мире) Арктической зоны Российской Федерации находится в зоне

потенциального риска; 33 процента арктической инфраструктуры находится в рай-

онах, где много грунтового льда, и риск таяния вечной мерзлоты особенно высок;

45 процентов российских арктических месторождений нефти и природного газа, 36

тыс. домов, десятки аэропортов, в том числе военных, находятся в зоне прямого

риска. Ответ на эти вызовы может лежать только в области применения новых тех-

нологий, которые позволят обеспечить баланс между экологией и экономикой.

Арктика — затерянная на краю света часть земного шара, неведомая и маня-

щая. Тут царствуют жестокие морозы и студеные ветра, снежные метели и мрак по-

лярной ночи. Но её роль, в связи с колоссальными запасами природных ископае-

мых и выгодным стратегическим положением, неуклонно возрастает. Поэтому XXI

в. иногда называют «веком Арктики»: именно в начале нового столетия определи-

лись основные перспективы освоения региона, а также появились инвестиционные

ресурсы для реализации масштабных арктических программ. Огромные природные

богатства, потенциальные ресурсы нефти и газа, а также транзитные возможности

делают контроль над этим регионом геополитическим приоритетом для многих го-

сударств современного мира. Однако такое интенсивное промышленное освоение

выступает негативным фактором для хрупкой арктической природы, следствием

чего является все растущая деградация арктических экосистем. Это обусловливает

необходимость разработки и проведения разумной хозяйственной деятельности в

этом довольно сложном для освоения регионе, тщательного изучения проблем, свя-

занных с экологией, а также проведения политики, направленной на максимальное

сохранение естественной среды обитания. В связи с этим для нашей страны, имею-

щей самое протяженное в мире арктическое побережье, сохранение и защита окру-

жающей среды в Арктике является вопросом стратегической необходимости.