Автор: Лидия Ивановна Костина
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: г. Михайловск
Наименование материала: Эссе
Тема: "Развитие Арктики: баланс между экологией, национальными интересами и промышленностью"
Эссе
"Развитие Арктики: баланс между экологией, национальными интересами и про-
мышленностью"
Автор: Глущенко Екатерина Андреевна, МБОУ "СОШ №30"
г. Михайловск, Ставропольский край, 8 класс
Руководитель: учитель географии Костина Лидия Ивановна
Арктика…Суровый, дивный, загадочный край. Говорят – край мира. Лютый хо-
лод, минимум цивилизации и максимум жизни! Бескрайняя тундра, темнота ночи,
красота северного сияния, и, конечно, люди.
Вот меня и заинтересовало, зачем туда едут люди и как там можно жить в таких
суровых условиях? Для меня, жителя южных теплых территорий России, это непо-
нятно. Но, изучая историю, я узнала, что первые упоминания об арктических иссле-
дованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские море-
плаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше
начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселя-
ются Беломорье и другие заполярные территории.
При изучении географии, я познакомилась со следующей информацией. Арктиче-
ская зона Российской Федерации составляет около 4 млн км
2
, на которой прожива-
ет всего 2,5 млн человек. Регион заселен лишь на треть. 60% территории – зона веч-
ной мерзлоты. Для сравнения арктическая зона Швеции составляет 153 тыс. м
2
с
населением 520 тыс. человек. Суровые условия, транспортная труднодоступность и
неразвитая социальная инфраструктура накладывают отпечаток на любой промыш-
ленный проект. Оказывается, континентальный шельф России, стратегический ре-
зерв развития минерально-сырьевой базы страны, по оценкам экспертов, содержит
запасы более 85,1 трлн м
3
природного газа, 17,3 млрд т нефти, включая газовый
конденсат. Среди минеральных ресурсов Арктики: платиновые металлы, медно-
никелевые руды, железо, фосфор, полиметаллы, золото, алмазы, титан, тантал, нио-
бий,
флюорит,
хром,
марганец,
слюда,
молибден,вольфрам,
ванадий!
Поэтому, я поняла, что освоение Арктики несет огромную роль для развития про-
мышленности нашей страны, занятой добычей полезных ископаемых.
Лидирующие позиции в области изучения Арктики Россия стала занимать уже в
конце 19 века. В это время в нашей стране появились первые ледоколы, которые
могут двигаться в столь тяжелых условиях заполярного края. Происходит развитие
полярной авиации, начинается строительство полярных станций.
Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году прави-
тельством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В
1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской
путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.
Активное промышленное освоение российской зоны Арктики началось в 20-30-е
гг. Так, в 1931 г. на территории нынешней Коми было открыто первое промышлен-
ное нефтяное месторождение - Чибьюское. Годом позже при Совете народных
комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути
(Главсевморпути), ключевой задачей которого было народно-хозяйственное освое-
ние Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого
моря до Берингова пролива. В течение 2-й половины XX века здесь выросли круп-
ные города, развивалась транспортная инфраструктура, регион начал планомерно
заселяться. В 1960-1980 гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторожде-
ния как на суше, так и на шельфе, включая Уренгойское, Ямбургское, Бованен-
ковское, Штокмановское, Приразломное и другие.
Сегодня индустрия российской Арктики уже дает более 10% ВВП России и более
20% общероссийского экспорта. Общая стоимость минерального сырья составляет
более 30 трлн долл. США. Россия транспортирует природный газ с полуострова
Ямал, медь – с Баимского месторождения на Чукотке, антрацит – с Таймырского
угольного бассейна, нефть – с Приразломного месторождения на шельфе Печорско-
го моря, свинец и цинк – с Павловского месторождения на острове «Южный» архи-
пелага Новая Земля. Груз Норникеля вывозится с конца 30-х годов, для его нужд
развивался
ледокольный
флот
страны.
Особенность арктических проектов, в том, что вывоз морем через Северный мор-
ской путь (СМП) – самый логичный и эффективный способ транспортировки из За-
полярья. В российской Арктике именно СМП позволяет промышленным и добыва-
ющим компаниям эффективно выстроить процесс освоения природных ресурсов.
Развитие технологий превратило Северный морской путь в удобный стратегиче-
ский транспортный коридор. Для судоходных компаний СМП открывает возмож-
ность участия в международных энергетических проектах и осуществления грузо-
вых транзитных, каботажных, мультимодальных перевозок, позволяет увеличить
количество рейсов и ускорить доставку грузов из Восточной и Юго-Восточной
Азии в Европу и обратно.
Но развитие Арктики в современных реалиях непростое – это баланс между ин-
тересами, которые сегодня вышли на первый план для всего человечества, интере-
сами сохранения нашего общего дома, климата нашей планеты Земля, нашей циви-
лизации и интересами продолжения экономического развития Арктики, которая
для России является геостратегической территорией. Это наиболее населенная се-
верная территория в мире из всех стран, которые располагаются за полярным кру-
гом. В России больше всего – 2,5 миллиона человек проживают на этой террито-
рии. В Заполярье из девяти городов с населением более 100 тысяч человек шесть
являются российскими. Решениями Президента Российской Федерации В.В. Пути-
на и Правительства Российской Федерации на территории Арктической зоны Рос-
сийской Федерации создана самая большая в мире территория свободной экономи-
ческой деятельности площадью 5 млн кв. километров. В 2020 году принято шесть
федеральных законов и 50 подзаконных актов, обеспечивающих функционирова-
ние преференциальных режимов. Ключевые документы – указы Президента Рос-
сийской Федерации от 5 марта 2020 года № 164 «Об Основах государственной по-
литики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и от 26 октября
2020 года № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации
и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», а также Феде-
ральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке
Аналитический вестник № 21 (781) 12 предпринимательской деятельности в Арк-
тической зоне Российской Федерации». Правительством Российской Федерации
принята новая государственная программа развития Арктической зоны Российской
Федерации с общим объемом бюджетного финансирования 19,5 млрд рублей до
2024 года.
На сегодняшний день у нашей страны одна из самых амбициозных в мире про-
грамм развития Арктики. C одной стороны, в наследство от времен СССР нам до-
стался, выдающийся научный и промышленный потенциал; c другой, очевидно, что
освоение региона невозможно без современной социальной, энергетической и
транспортной инфраструктуры и более внимательного отношения к экологии. С
подобными вызовами в той или иной степени столкнулись все страны арктического
региона. Однако для России, с ее колоссальной протяженностью арктического по-
бережья и низкой плотностью населения, необходимость устойчивого развития
региона обретает более широкий контекст.
В соответствии со Стратегией одними из важнейших направлений государствен-
ной политики в Арктике являются обеспечение экологической безопасности окру-
жающей среды, поддержка коренных малочисленных народов Севера, развитие хо-
зяйственной системы. Основные угрозы от климатических изменений в Арктике –
это, конечно, риски, связанные с таянием мерзлоты, увеличением выбросов метана
и углекислого газа, а также с эпидемиологической обстановкой. Таким образом, 70
процентов инфраструктуры (еще раз упомяну, это наиболее развитая северная ин-
фраструктура в мире) Арктической зоны Российской Федерации находится в зоне
потенциального риска; 33 процента арктической инфраструктуры находится в рай-
онах, где много грунтового льда, и риск таяния вечной мерзлоты особенно высок;
45 процентов российских арктических месторождений нефти и природного газа, 36
тыс. домов, десятки аэропортов, в том числе военных, находятся в зоне прямого
риска. Ответ на эти вызовы может лежать только в области применения новых тех-
нологий, которые позволят обеспечить баланс между экологией и экономикой.
Арктика — затерянная на краю света часть земного шара, неведомая и маня-
щая. Тут царствуют жестокие морозы и студеные ветра, снежные метели и мрак по-
лярной ночи. Но её роль, в связи с колоссальными запасами природных ископае-
мых и выгодным стратегическим положением, неуклонно возрастает. Поэтому XXI
в. иногда называют «веком Арктики»: именно в начале нового столетия определи-
лись основные перспективы освоения региона, а также появились инвестиционные
ресурсы для реализации масштабных арктических программ. Огромные природные
богатства, потенциальные ресурсы нефти и газа, а также транзитные возможности
делают контроль над этим регионом геополитическим приоритетом для многих го-
сударств современного мира. Однако такое интенсивное промышленное освоение
выступает негативным фактором для хрупкой арктической природы, следствием
чего является все растущая деградация арктических экосистем. Это обусловливает
необходимость разработки и проведения разумной хозяйственной деятельности в
этом довольно сложном для освоения регионе, тщательного изучения проблем, свя-
занных с экологией, а также проведения политики, направленной на максимальное
сохранение естественной среды обитания. В связи с этим для нашей страны, имею-
щей самое протяженное в мире арктическое побережье, сохранение и защита окру-
жающей среды в Арктике является вопросом стратегической необходимости.