Напоминание

"Проблемы взаимодействия ДОО с семьёй"

Автор: Кузнецова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д.С. № 28, г. Благовещенск"
Населённый пункт: Амурская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Проблемы взаимодействия ДОО с семьёй"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДС N28 г. Благовещенска»

Консультация для педагогов

Тема: «Проблемы взаимодействия ДОО с семьёй»

Выполнила: Кузнецова Виктория Анатольевна- воспитатель, первая

квалификационная категория

г. Благовещенск, 2022г

«Проблемы взаимодействия ДОО с семьёй»

Очень

многое

для

ребёнка

зависит

от

складывающихся

в

ДОО

профессиональных

и

человеческих

взаимоотношений

взрослых,

воспитателей, специалистов, родителей – их отношения к самим себе, друг к

другу, к ребёнку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию

благоприятного климата для ребёнка.

В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество

педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров,

уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом

индивидуальных

возможностей

и

способностей.

Сотрудничество

предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание,

взаимоуважение,

взаимодоверие,

взаимовлияние.

Активная

совместная

работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,

способствует усилению их взаимоотношений.

Педагог выступает инициатором этого взаимодействия, использует

различные пути вовлечения родителей в жизнь ребёнка в ДОО.

Порой педагогу детского сада сложно привлечь родителей к жизни

ДОО. Проблема в том, что, педагоги не всегда вовремя оповещают родителей

о собраниях, беседах, консультациях, не используют положительный опыт

семейного воспитания и т.п. Для того, чтобы повысить активность родителей

педагог должен:

- осуществлять повседневную связь между родителями и педагогом;

- своевременно оповещать родителей о мероприятии (подготовка к

мероприятию, заранее рассказать о нюансах);

- учитывать особенности темперамента родителей;

- осуществлять индивидуальный подход к родителям.

К сожалению сегодня не многие родители осознают ценность

взаимодействия с дошкольным учреждением, где находится их ребёнок.

Из опыта работы с родителями можно выделить такие часто

встречающиеся типы родительского отношения (в основном мам):

- «Пассивный родитель» - он следует внутренней позиции. «Вы

воспитатель, вот и следите за ребёнком, это ваша работа, а мне это ни к

чему». Обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых

родителей, которые перепоручают своих чад заботам профессионалов.

Обычно это дети, лишённые теплого эмоционального контакта со своими

родителями.

-«Избегающий проблем» - такой родитель, словно поставил перед

собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребёнком «всё в

порядке»,

даже

если

специалисты

(психологи,

медики,

воспитатели)

советуют обратиться по поводу состояния ребёнка в специальные клиники.

Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень

важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны

помочь ребёнку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов,

например,

результатов

тестирования,

обследований,

проведённых

психологом, медицинским работником, педагогом ДОО. В крайнем случае,

родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у

меня нормальный ребёнок». Родитель также может панически бояться

разглашения диагноза, поэтому работнику ДОО необходимо установить с

ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность

обращения к специалистам за помощью. Иначе ребёнку невозможно вовремя

помочь.

-«Агрессивно-недовольный» - родитель,

постоянно критикующий

действия воспитателей по отношению к своему ребёнку, иногда требующий

разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в

режиме конструктивного общения с работниками данного ДОО. Такое

поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребёнка с

воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов.

-«Надменный интеллектуал» - родитель, считающий своё мнение выше

мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребёнке задевает

болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребёнка.

Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить

необходимых рекомендаций относительно ребёнка, если ему покажется, что

специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких

случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более

официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего

рекомендации более очевидна. За всеми этими типами поведения родителей

на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по

отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь

раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы. К сожалению,

в таких случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной

помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего

ребёнка. Подобные тенденции проявляются особенно часто, если ребёнок

единственный, очень дорог или на него возлагаются особые надежды.

Родителям в этом случае бывает трудно признать, что с их чадом что-то не

так. Таким образом, несогласованность в действиях педагога и родителей

может быть одной из причин дезадаптации ребёнка в саду, неэффективности

педагогических воздействий воспитателя. Воспитатель и родители могут

совершенно по-разному, а иногда ошибочно смотреть на одну и ту же

проблему

ребёнка

-

робость,

упрямство,

агрессивность

ребёнка.

От

воспитателя требуются навыки конструктивного диалога с родителями по

проблемам воспитания и развития ребёнка.

Несмотря на то, что в детских садах много прекрасных педагогов,

остается довольно много негативных моментов в работе воспитателей. Это:

игнорирование мнения родителей, недооценка их опыта и условий семейного

воспитания ребёнка, превознесение собственных педагогических успехов и

заслуг, раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони», «его

уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой

ребёнок, ничего удивительного».) и т. д. Среди воспитателей можно

наблюдать следующие типы поведения:

- «Воспитатель родителей» - для такого воспитателя родители тоже

дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя,

менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день».

Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в

их проблемах с ребёнком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких

воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребёнок,

считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями

этого стиля отношений часто являются не только пожилые, но и довольно

молодые работники.

- «Закрытые воспитатели» - не хотят внимания к своей работе, не

любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются

критики со стороны коллег, заведующего, родителей. Не слишком балуют

родителей

информацией

об

их

детях.

Скованны,

немногословны

с

взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены

на своей работе, исполнительны.

- «Интеллектуалы» - воспитатели, которые больше уделяют внимания

развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют

коммуникативную деятельность детей. Им не очень свойственно учитывать и

понимать эмоциональную мотивацию поведения ребёнка. В своей работе

такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению

детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными

характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.

- «Дисциплинщики» - требуют педантичного выполнения режима,

правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение

дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребёнка не приветствуются,

так

как

любое

бурное

проявление

индивидуальности

ребёнка

рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок

без ярких проявлений инициативы ребёнка – для такого воспитателя

превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато

гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия.

Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном

дисциплины и послушания ребёнка.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями

воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет

дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребёнок вырос

хорошим. Согласиться с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени

для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно

педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в

себе.

Вывод

однозначный:

над

профессиональной

компетентностью

педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать, а это под силу

сплоченному творческому коллективу, где люди понимают друг друга.

Взаимодействие родителей и детского сада – процесс долгий и

кропотливый. Нужно помнить о том, что детский сад и семья – это два

воспитательных фундамента, каждый из которых по-своему закладывает в

ребёнка социальные основы. Только в гармонии друг с другом они создают

оптимальные условия для вхождения в жизнь маленького человека.

Таким образом, единство взаимодействия образовательного процесса

детского сада и семьи - важнейшее направление работы в деятельности

дошкольной образовательной организации в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск

современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй

ребёнка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - 42 - 160 с.

2.

Арнаутова Е.П. В гостях у директора школы: Беседы с

руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьёй. – М.:

Карапуз, 2014. – 187 с.

3.

Арнаутова

Е.П.

Диалогическая

позиция

педагога

в

сотрудничестве с семьёй: сб. научн. тр. – М.: МПГУ, 2013, 208 с.

4.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: изд. дом «Карапуз», 2012.

– 262 с.

5.

Белоногова

Г.

Педагогические

знания

родителям

/

Г.

Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. – № 1. – С. 82 -92.