Автор: Кузнецова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д.С. № 28, г. Благовещенск"
Населённый пункт: Амурская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Проблемы взаимодействия ДОО с семьёй"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ДС N28 г. Благовещенска»
Консультация для педагогов
Тема: «Проблемы взаимодействия ДОО с семьёй»
Выполнила: Кузнецова Виктория Анатольевна- воспитатель, первая
квалификационная категория
г. Благовещенск, 2022г
«Проблемы взаимодействия ДОО с семьёй»
Очень
многое
для
ребёнка
зависит
от
складывающихся
в
ДОО
профессиональных
и
человеческих
взаимоотношений
взрослых,
воспитателей, специалистов, родителей – их отношения к самим себе, друг к
другу, к ребёнку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию
благоприятного климата для ребёнка.
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество
педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров,
уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом
индивидуальных
возможностей
и
способностей.
Сотрудничество
предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание,
взаимоуважение,
взаимодоверие,
взаимовлияние.
Активная
совместная
работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,
способствует усилению их взаимоотношений.
Педагог выступает инициатором этого взаимодействия, использует
различные пути вовлечения родителей в жизнь ребёнка в ДОО.
Порой педагогу детского сада сложно привлечь родителей к жизни
ДОО. Проблема в том, что, педагоги не всегда вовремя оповещают родителей
о собраниях, беседах, консультациях, не используют положительный опыт
семейного воспитания и т.п. Для того, чтобы повысить активность родителей
педагог должен:
- осуществлять повседневную связь между родителями и педагогом;
- своевременно оповещать родителей о мероприятии (подготовка к
мероприятию, заранее рассказать о нюансах);
- учитывать особенности темперамента родителей;
- осуществлять индивидуальный подход к родителям.
К сожалению сегодня не многие родители осознают ценность
взаимодействия с дошкольным учреждением, где находится их ребёнок.
Из опыта работы с родителями можно выделить такие часто
встречающиеся типы родительского отношения (в основном мам):
- «Пассивный родитель» - он следует внутренней позиции. «Вы
воспитатель, вот и следите за ребёнком, это ваша работа, а мне это ни к
чему». Обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых
родителей, которые перепоручают своих чад заботам профессионалов.
Обычно это дети, лишённые теплого эмоционального контакта со своими
родителями.
-«Избегающий проблем» - такой родитель, словно поставил перед
собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребёнком «всё в
порядке»,
даже
если
специалисты
(психологи,
медики,
воспитатели)
советуют обратиться по поводу состояния ребёнка в специальные клиники.
Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень
важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны
помочь ребёнку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов,
например,
результатов
тестирования,
обследований,
проведённых
психологом, медицинским работником, педагогом ДОО. В крайнем случае,
родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у
меня нормальный ребёнок». Родитель также может панически бояться
разглашения диагноза, поэтому работнику ДОО необходимо установить с
ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность
обращения к специалистам за помощью. Иначе ребёнку невозможно вовремя
помочь.
-«Агрессивно-недовольный» - родитель,
постоянно критикующий
действия воспитателей по отношению к своему ребёнку, иногда требующий
разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в
режиме конструктивного общения с работниками данного ДОО. Такое
поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребёнка с
воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов.
-«Надменный интеллектуал» - родитель, считающий своё мнение выше
мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребёнке задевает
болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребёнка.
Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить
необходимых рекомендаций относительно ребёнка, если ему покажется, что
специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких
случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более
официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего
рекомендации более очевидна. За всеми этими типами поведения родителей
на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по
отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь
раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы. К сожалению,
в таких случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной
помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего
ребёнка. Подобные тенденции проявляются особенно часто, если ребёнок
единственный, очень дорог или на него возлагаются особые надежды.
Родителям в этом случае бывает трудно признать, что с их чадом что-то не
так. Таким образом, несогласованность в действиях педагога и родителей
может быть одной из причин дезадаптации ребёнка в саду, неэффективности
педагогических воздействий воспитателя. Воспитатель и родители могут
совершенно по-разному, а иногда ошибочно смотреть на одну и ту же
проблему
ребёнка
-
робость,
упрямство,
агрессивность
ребёнка.
От
воспитателя требуются навыки конструктивного диалога с родителями по
проблемам воспитания и развития ребёнка.
Несмотря на то, что в детских садах много прекрасных педагогов,
остается довольно много негативных моментов в работе воспитателей. Это:
игнорирование мнения родителей, недооценка их опыта и условий семейного
воспитания ребёнка, превознесение собственных педагогических успехов и
заслуг, раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони», «его
уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой
ребёнок, ничего удивительного».) и т. д. Среди воспитателей можно
наблюдать следующие типы поведения:
- «Воспитатель родителей» - для такого воспитателя родители тоже
дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя,
менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день».
Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в
их проблемах с ребёнком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких
воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребёнок,
считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями
этого стиля отношений часто являются не только пожилые, но и довольно
молодые работники.
- «Закрытые воспитатели» - не хотят внимания к своей работе, не
любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются
критики со стороны коллег, заведующего, родителей. Не слишком балуют
родителей
информацией
об
их
детях.
Скованны,
немногословны
с
взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены
на своей работе, исполнительны.
- «Интеллектуалы» - воспитатели, которые больше уделяют внимания
развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют
коммуникативную деятельность детей. Им не очень свойственно учитывать и
понимать эмоциональную мотивацию поведения ребёнка. В своей работе
такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению
детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными
характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.
- «Дисциплинщики» - требуют педантичного выполнения режима,
правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение
дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребёнка не приветствуются,
так
как
любое
бурное
проявление
индивидуальности
ребёнка
рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок
без ярких проявлений инициативы ребёнка – для такого воспитателя
превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато
гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия.
Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном
дисциплины и послушания ребёнка.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями
воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет
дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребёнок вырос
хорошим. Согласиться с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени
для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно
педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в
себе.
Вывод
однозначный:
над
профессиональной
компетентностью
педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать, а это под силу
сплоченному творческому коллективу, где люди понимают друг друга.
Взаимодействие родителей и детского сада – процесс долгий и
кропотливый. Нужно помнить о том, что детский сад и семья – это два
воспитательных фундамента, каждый из которых по-своему закладывает в
ребёнка социальные основы. Только в гармонии друг с другом они создают
оптимальные условия для вхождения в жизнь маленького человека.
Таким образом, единство взаимодействия образовательного процесса
детского сада и семьи - важнейшее направление работы в деятельности
дошкольной образовательной организации в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск
современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй
ребёнка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - 42 - 160 с.
2.
Арнаутова Е.П. В гостях у директора школы: Беседы с
руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьёй. – М.:
Карапуз, 2014. – 187 с.
3.
Арнаутова
Е.П.
Диалогическая
позиция
педагога
в
сотрудничестве с семьёй: сб. научн. тр. – М.: МПГУ, 2013, 208 с.
4.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: изд. дом «Карапуз», 2012.
– 262 с.
5.
Белоногова
Г.
Педагогические
знания
–
родителям
/
Г.
Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. – № 1. – С. 82 -92.