Авторы: Винокурова Оксана Андреевна, Архипова Ксения Андреевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Д/с №16 "Золотинка"
Населённый пункт: г. Якутска, Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Уголок экспериментирования в ДОУ"
Уголок экспериментирования в детском саду
Оформление уголка экспериментирования своими руками Уголок экспериментирования
представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с
центрами(уголками) книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной
активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом
стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределенная по полкам материальная база,
эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей уголок,
созданный
по
образцу
научного
центра
—
мини-лаборатория.
Оформить
зону
экспериментирования можно в креативном формате:
Как назвать исследовательский уголок Название уголка должно быть понятно детям и по
возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие
именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей —
животных,
сказочных
и
мультипликационных
героев.
Воспитанники
старшей
и
подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с
фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия
уголка.
Когда
зона
оборудовано
и
оснащено
место
будущего
экспериментирования,
воспитатель задает вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии
можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой
вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории.
Средства оформления уголка Экспериментальный уголок является зоной практической
деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и
напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории
размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.
Наполняемость
уголка
экспериментирования
Правильный
выбор
материалов
и
инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их
расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков
воспитанников в познании окружающего мира.
Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском
саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и
предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим
исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в
детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе
того или иного явления. Работа начинается со знакомства воспитанников с целью создания
уголка: «Здесь мы будем изучать предметы». Воспитатель озвучивает правила поведения в зоне
исследований: «Если взял, не забудь вернуть на место», «Используй по назначению» и т. д.
Дошкольникам младшего возраста позволяется самостоятельно изучать тематические альбомы
и безопасные объекты (игрушки), которые находят в доступности. С веществами и природными
материалами дети 1,5–4 лет экспериментируют совместно с воспитателем.
Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от
непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие
в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в
школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.