Авторы: Винокурова Оксана Андреевна, Архипова Ксения Андреевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Д/с №16 "Золотинка"
Населённый пункт: г. Якутска, Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Винокурова Оксана Андреевна
Архипова Ксения Андреевна
Воспитатели
МБДОУ ЦРР – Д/с №16 «Золотинка»
ГО «город Якутск» Республика Саха (Якутия)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени.
Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей личности. Ребёнку от
рождения не даётся чувство любви к Родине, уважения семейных и народных традиций,
гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом,
начиная с детского сада.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание – это, не только воспитание
любви к родному дому, семье, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к
труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной
символике, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание
на всём протяжении российской истории находится в поле зрения государства, приобретая
особое значение в периоды внутренних и международных кризисов.
Целью новой Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в
период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных
ценностей
российского
народа,
исторических
и
национально-
культурных традиций.
Чтобы
достичь
определенных
результатов
в
нравственном
воспитании
детей,
необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.
Главной
целью
патриотического
уголка
является
воспитание
и
формирование
нравственной личности.
Организация уголка патриотического воспитания проводится в сотрудничестве с детьми,
педагогами и родителями.
Основой в оформлении уголка является национальная символика, портрет президента,
портрет главы Республики Саха (Якутия), все остальное подбирается самостоятельно. Это
творческий процесс, зависящий от фантазии педагогов, но обязательно необходимо учитывать
возраст детей.
В данной нашей старшей групп формируем представление воспитанников о семье, о
родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомим с достопримечательностями
города, его историей. С географическим расположением страны, с его границами. Закрепляем
знания о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказываем об истории страны,
республики,
о
героическом
прошлом
нашей
Родины.
Продолжаем
знакомить
с
государственными
и
родными
народными
праздниками,
с
произведениями
русского
народного фольклора, с произведениями русских, якутских писателей и т. д. Формируем
представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Продолжаем пополнять знания о правовой культуре детей.
Содержание уголка:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
- Портрет президента РФ
- Портрет Глава Республики Саха (Якутия)
- Куклы в национальных костюмах
- Альбомы с архитектурными памятниками России, Республики;
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица - России»,
«Мой родной город - Якутск», «День Победы», «Мои права» и др.;
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного
города;
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Книги, иллюстрации с «Олонхо»;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
- Различная познавательная и художественная литература;
- Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов,
растительный мир.
В процессе его создания нами учитывались возрастные особенности детей,
национально-культурные ценности.
Развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ организовали с учетом ФОП,
таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность,
самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его
склонностей и интересов. А также она соответствует интересам мальчиков и девочек,
периодически изменяется и пополняется.
Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию были созданы и приобретены
Якутские национальные настольные игры, как, «Куорчэх», «Хаамыска», «Хабылык»,
«Тырыынка», «Тыксаан», «Мутовка» и т.д.
Интерьер украшает куклы в национальном
Якутском костюме, предметы декоративно-прикладного творчества.
С целью правового воспитания детей, пополнили уголок мини-библиотекой. Особое внимание
уделила патриотическим праздникам нашей страны, таким как: «День флага», «День
защитника Отечества», «День Победы», День народного единства», Национальный праздник
Народа Саха «Ысыах», «День Олонхо» и т.д.
С целью приобщения детей к истории России, к пониманию значимости патриотических
праздников,
развитию нравственных
качеств
детей мы проводим «День
защитника
Отечества», совместно с детьми и родителями. Большую значимость мы придаем к
празднованию «Дня Победы».
Таким образом, пособия патриотического уголка, становятся доступным и родным
каждому ребенку. У детей формируется чувство уважения и привязанности к своей улице,
городу, родному краю, городу, Республике. Расширяются представления о городах России, ее
символике, памятниках культуры, народного искусства; развивается чувство ответственности
и гордости за достижения своей страны, появляется интерес к народным традициям, обычаям;
у детей формируются предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам,
их традициям; обогащается предметно-пространственная среда группы.
Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития
чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в
простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе
любви к России.