Автор: Геннадий Николаевич Манаев
Должность: мдоу "детский сад №31 с. бессоновка"
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №31 с. Бессоновка"
Населённый пункт: с. Бессоновка, Белгородского района, Белгородской области, ул. Гагарина д.8
Наименование материала: статья.
Тема: Применение современные образовательных технологий в ДОУ и семейном воспитании
Применение современные образовательных технологий в ДОУ и
семейном воспитании
Инструктор по физической культуре : Манаев Г.Н.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных
технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии
(технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации
работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная
задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов
проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об
изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений,
опытов, экспериментов; трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки,
запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова; дидактические игры, игровые
обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену
непрерывного образования: образования с использованием современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых
технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать
основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный
уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не
возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского
сада в контексте информатизации.
Использование мультимедийных презентаций предъявление информации на
экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание
ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет
возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за
компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет
моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной
жизни.
Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а
достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить
необходимые изменения. Создание презентаций в программе Рower Рoint для
повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний
онлайн. (VK Мессенджер).
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий
в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее
развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-
ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей
требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются
попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с
детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить
собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет
говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей
личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности
детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными
занятиями, на игру остается мало времени.
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической
сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи
ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного
учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации
дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком,
партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагогические
технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических
отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных
отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой
гуманистической направленностью содержания.
Таким подходом обладает примерная образовательная программа
«Детство», «От рождения до школы». Сущность технологического
воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных
исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные
ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны
конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а
также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого
ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том,
чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать
достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом
подходе к обучению выделяются: - постановка целей и их максимальное
уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата; -
подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в
соответствии с учебными целями и задачами; - оценка актуального развития
дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей; -
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют
достижения дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют
авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают
условия для творчества личности. Портфолио — это копилка личных
достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов,
положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты
своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд
функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за
определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр
выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков
ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода
педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание
разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и
достижениями дошкольника. Портфолио имеет свою структуру, состоит из
разделов.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет
осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при
выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье. Современное
образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-
педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования
педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат. У наших педагогов есть
досье успехов, личные сайты в которых отражается все радостное, интересное и
достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать
портфолио педагога.
Таким досье может стать элетронное портфолио педагога. Портфолио
позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах
деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,
коммуникативной), и является альтернативной формой оценки
профессионализма и результативности работы педагога. др.). Таким образом,
портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые
профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его
профессионального роста.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть
интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого
подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для
обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную
систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему,
педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен
диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать
эту диагностику соответствующими материалами. Безусловно, этот уровень
достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом
технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими
материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами
воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его
основных задач. Некоторые современные образовательные программы
предлагают использовать народную игру как средство педагогической
коррекции поведения детей. Целью использования данной технологии в детском
саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как
гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой
активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная
задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить
ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче
материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит
форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на
простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через
которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним
проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к
идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Основной
критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в
формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать
внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших
примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую
ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним
проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к
идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если
педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию. Первый этап – определение
положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или
явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей. Второй этап –
определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в
целом. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые,
следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие
ассоциации. Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не
подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность
идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об
этом. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии
гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их
успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если
имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без
творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне,
всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Человек не может по
настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим. Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не
помогает усовершенствоваться другим. Как нет детей без воображения, так нет
и педагога без творческих порывов.