Напоминание

Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Шикова Наталия Константиновна
Должность: студент
Учебное заведение: Новгородский Государственный Университет
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: доклад
Тема: Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Каждый

язык

располагает

своей

фонематической

системой,

где

определённые

звуковые

признаки

выступают

как

сигнальные,

смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки

остаются

несущественными

(вариантами).

Весь

звуковой

строй

языка

определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в

одном признаке изменяет смысл произносимого слова.

Фонематическое

восприятие

является

важнейшим

стимулом

формирования

нормированного

произношения

в

дошкольном

возрасте.

Формирование звукопроизношения и способности различать окончания слов,

приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении

согласных звуков и т.п. возможно только при опережающем развитии

фонематического

восприятия.

Кроме

того,

но

основе

достаточной

сформированности

фонематического

восприятия

идёт

становление

фонематических процессов, формирующихся на его основе: фонематических

представлений, фонематического анализа и синтеза, которые в свою очередь

являются необходимыми для овладения письменной речью. Фонематическое

восприятие рассматривается рядом авторов как способность человека к анализу

и синтезу речевых звуков, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие фонем

данного языка (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.) [2,6]. К пониманию

сформированности

фонематического

восприятия

исследователи

речевого

развития подходят по-разному, но все они сходятся во мнении, что уже к двум

годам «первичное» фонематическое восприятие становится основой речевого

развития дошкольников (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др.) [1,9]. По мнению

Л.Е.

Журовой,

Д.Б.

Эльконина,

фонематическое

восприятие

у

детей

формируется в процессе специального обучения как результат более высоких

форм

речевого

слуха.

Под

термином

«фонематическое

восприятие»

подразумевается

специальное

действие

по

выделению

звуков

языка

и

установлению звуковой структуры слова как его единицы [3,10]. Р.Е. Левина

видит в фонематическом восприятии способность ребёнка воспринимать на

слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие [4].

Таким

образом,

большинство

авторов

характеризует

фонематическое

восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в

собственной речи. Под фонематическим анализом понимаются действия,

связанные с определением того, из каких звуков состоит слово и в какой

последовательности они расположены в слове, установлением различительной

функции фонем, выделением основных фонематических противопоставлений,

свойственных данному звуку. Поскольку анализ представляет собой мысленное

разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон,

действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей,

свойств, действий в единое целое. По аналогии можно предположить, что

«фонематический синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово.

Р.Е

Левина

отмечает,

что

слабость

акустико-гностических

процессов

речедвигательных нарушений, связанных с органическими поражениями или

недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с

отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата являются

причиной общего недоразвития речи [5]. Нарушение взаимодействия между

слуховым

и

речедвигательным

анализаторами

ведет

к

недостаточному

овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь препятствует

накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи,

овладению письмом и чтением. Формирование звуковой стороны речи при

нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях:

усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для

произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их

различения. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще

всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и

смешении звуков. Исследователи Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют

разные варианты дефектов звукопроизношения:

1) Недифференцированное

произнесение пар или групп звуков. В этих случаях для ребёнка один и тот же

звук может служить заменителем двух или трёх звуков. 2) Замена одних звуков

другими, более простыми по артикуляции и представляющими, поэтому

меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные

для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для

раннего периода речевого развития. 3) Смешение звуков. Это явление

характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных

словах. В одних случаях ребёнок употребляет звук верно, в других - этот же

самый звук заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически.

Причём неустойчивость усиливается в самостоятельной речи детей [7,8].

Авторы видят в этом свидетельство того, что подобные отклонения в

формировании

произношения

связаны

в

значительной

степени

недостаточностью

фонематического

восприятия.

Выделяя

признаки,

позволяющие судить о недостаточном уровне развития фонематического

восприятия, они отмечают следующие особенности: дети затрудняются

воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно

эти же звуки произносят правильно; 2) допускаются ошибки при выделении

звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове; 3)

большие затруднения возникают у детей при отборе картинок и придумывании

слов с определённым звуком; 4) дети испытывают затруднения при выполнении

элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове; 5)

узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного

в односложных словах практически им недоступно. Подобные нарушения у

детей 5-6 лет позволяют отнести их к категории детей с общим недоразвитием

речи третьего уровня. III уровень речевого развития детей характеризуется

наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и

фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться

с

окружающими,

но

продолжают

нуждаться

в

помощи

родителей

(воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения, т. к.

самостоятельное общение является для них затрудненным. Звуки, которые дети

умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат

недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов. 1)

Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем

один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной

или близкой фонетической группы. 2) Замена некоторых звуков другими, более

простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров. 3) Нестойкое

употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному 4)

Смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки

верно, а в словах и предложениях - взаимно заменяет их. Это чаще всего

касается йотированных звуков и звуков ль, г, к, х - при этом наблюдается

искажение

артикуляции

некоторых

звуков

(межзубное

произношение

свистящих, горловое р и др.). У некоторых детей наблюдается нечеткое

произнесение звука ы (среднее между ы-и), недостаточное озвончение

согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков

к-г-х-т-д-дь-йот, которые у дошкольников, с нормальным развитием речи

формируются достаточно рано. Очень часто попытки ребенка провести

словообразовательные преобразования приводят к нарушению звукослоговой

организации производного (т.е. вновь образованного). Типичным для данного

уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий,

слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным

значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой

повседневной

ситуации,

однако

при

подробном

обследовании

может

выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри,

веки.

Фонематическое

недоразвитие

у

описываемой

категории

детей

проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации

звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но

иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает

овладение

детьми

звуковым

анализом

и

синтезом.

Недоразвитие

фонематического

восприятия

при

выполнении

элементарных

действий

звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети

смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных

формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), у

этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее

сходными.

Уровень

фонематического

восприятия

детей

находится

в

определенной

зависимости

от

выраженности

лексико-грамматического

недоразвития речи. Таким образом, фонематическое недоразвитие детей данной

группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков.

Недоразвитие

фонематического

восприятия

отмечается

при

выполнении

элементарных

действий

звукового

анализа

-

при

узнавании

звука,

придумывании слова на заданный звук.

Список литературы

1

Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А.Н.

Гвоздев. – М.: Акцидент, 1995. – 64 с.

2

Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: АПН РСФСР, 1958. –

378 с.

3

Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у

детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное

воспитание дошкольников. – М., 1963. – С. 213-227.

4

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.:

Альянс, 2013. – 367 с.

5

Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми

нарушениями / Р.Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсорных

дефектов. – М.: XVIII Междунар.психол.конгресс, 1966. – С. 302-308.

6

Лурия А.Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. – Ростов н/Д.:

изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.

7

Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.

Чиркина. – М., 1989. – 223 с.

8

Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в

условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения

(старшая

группа).

Пособие

для

студентов

дефектологических

факультетов,

практических

работников

специальных

учреждений,

воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. –

М.: Альфа, 1993. –103 с.

9

Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем

возрасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.

101-133.

10 Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ

слов / Д.Б. Эльконин // Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976. – 64 с.