Автор: Карпова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 57"
Населённый пункт: Республика Коми. г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развивающее пособие "Домик с секретом"
Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте: «Домик
с секретом»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность,
как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Способствовать развитию мыслительных способностей.
Формировать интерес к занимательным играм с буквами, к
чтению.
С помощью словесных игр развивать у детей фонематический
слух, мышление, находчивость, быстроту реакции.
Побуждать интонационно, выделять твердые и мягкие согласные
звуки в словах закрепить умение выделять в слове первый и последний звук;
умение делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов по схемам.
Упражнять
в
умении
согласовывать
прилагательные
существительными, познакомить с многозначными словами.
Закреплять пространственные представления.
Развивать коммуникативные способности детей.
Материал для игры: Домик с вопросом, карточки с изображением
игровых персонажей, фигурами, внутри которых изображены буквы, схемы с
пустыми окошками для выкладывания слова; фишки- красный-гласный,
синий- согласный, зелёный- мягкий согласный звук, карточки с буквами.
Данная игра является ценным средством воспитания умственной
активности,
она
активизирует
психические
процессы,
вызывает
у
дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать
любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое
удовлетворение,
стимулирует
работоспособность,
облегчает
процесс
усвоения знаний. Игра позволяет в игровой форме, не навязчиво и
постепенно
ввести
детей
в
мир
звуков,
букв
и
чтения,
развить
фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей,
подготовки их к обучению грамоте, способствуют познавательному развитию
дошкольников.
Приглашение
Посмотрите: это дом
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома вот такой,
Заходите смело в дом!
Тётушка-сова, большая голова
Получила по почте задание,
но одной ей с этим не справиться
Приглашаю вас друзья
Выполнять задания
1 вариант
Детям загадывается загадка, они отгадывают. Находят соответствующую
картинку.
Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук в слове, даёт ему
характеристику, определяет количество слогов в слове, находит нужный
почтовый ящичек.
2 вариант
Можно предложить ребёнку найти и составить схему по количеству звуков в
слове, составляя при этом схему и проводят звуковой анализ слова.
предложить сделать звуковой анализ слова, выкладывая фишки под клетками
с буквами
3 вариант
Ребёнок может группировать картинки: Животные, посуда, игрушки и т.д.
4 вариант
Педагог предлагает ребенку отгадать загадку. Ребенок отгадывает, находит
имеющуюся картинку из предложенных, считает количество звуков в слове.
Находит полотно с нужным количеством отверстий и выкладывает слово по
схеме. Можно предложить детям самим их придумывать.
5 вариант
Возможно выполнение заданий в паре, когда детям необходимо договориться
о выполнении задания.
6 вариант
Предлагается найти картинки с твердыми звуками вначале, в середине, в
конце слова, а так же слова где звуки слышаться твёрдо.
Загадки:
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко. (Жираф)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)
В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу! (Слон)
У кого из зверей
Зверь ушастый,
летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
час на ним гонялся(заяц)
Хвост пушистее и длинней? (Лиса)
Они крикуны ужасные, на ножках
ласты красные. (Утки)
Они крикуны ужасные,
на ножках ласты красные. (Утки)
Всё кудахчет эта птица,
Ищет, чем бы подкрепиться.
Нет, она не хмурится.
Просто это (курица)
Кто на свете ходит в каменной
рубахе?
В каменной рубахе ходят (Черепахи)
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не
знается. (Кошка)
Что за коняшки - на всех тельняшки.
(Зебры)
Зверь я горбатый, а нравлюсь
ребятам. (Верблюд)
Не шагом ходит, не бегает, а
прыгает. (Лягушка)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (лошадь)
Меня спроси, как я тружусь?
Вокруг оси своей кружусь (Волчок)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая, Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит (тигр)
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет. (Чашка)
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. (Тарелка)
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её (Кастрюлей)
Без чего за стол не сесть,
Без чего салат не съесть?
Как киношная страшилка,
В салат топырит пальцы (вилка)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё (сковорода)
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака (Воздушный
шар)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь)
Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть (Кубики)
Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке!
(Неваляшка)