Автор: Степанова Изабелла Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №27
Населённый пункт: г.Якутска РСЯ
Наименование материала: Конспект внеурочного занятия
Тема: Якутский орнамент
План-конспект внеурочного занятия
Внеурочная деятельность: художественное творчество.
Тема: Якутские орнаменты.
Цель занятия: познакомить учащихся с разновидностями якутского орнамента.
Задачи:
Образовательные задачи:
познакомить учащихся с историей и видами якутского орнамента; учить создавать оберег из элементов орнамента.
Развивающие задачи:
развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус; самостоятельное выполнение аппликации, используя
приобретенные умения; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
воспитать чувства гордости своим народом, его культурой, традициями; воспитывать стремление доводить начатое до конца,
аккуратность в работе.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: уметь воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; уметь
формулировать определение понятий; развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Регулятивные: уметь проявлять дисциплинированность; самостоятельно определять тему и задачи занятия; выполнять
задание в отведенное время; генерировать идеи и определять средства для их реализации; оценивать результаты своей
деятельности.
Коммуникативные: осуществлять взаимодействие с одноклассниками; вступать в диалог с учителем и одноклассниками;
осуществлять совместную деятельность в парах и группах; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать
свою точку зрения.
Оборудование:
1.
Презентация «Якутские орнаменты-обереги»
2.
Квадратные куски замши, шнур, бляшки для украшения, клей, инструкции.
Ход занятия.
№
п/
п
Этап
Деятельность
Формируемые УУД
Учителя
Обучающихся
1.
Мотивация к
деятельности
- Добрый день, ребята! Здравствуйте,
уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу.
Пусть от этой улыбки вам всем станет
радостно и тепло на душе.
Приветствуют учителя, садятся на
свои места.
Регулятивные УУД:
умение проявлять
дисциплинированнос
ть.
2
Актуализация
знаний
-
Наше занятие я хочу начать с таких слов
Родина ,слово большое, большое,
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
В нем умещается ровно полмира:
Мама, папа, соседи, друзья,
Бабушка, школа, котенок и я.
-Ребята, а что, по - вашему означает слово
Родина?
-Правильно, Родина-это место, где мы
родились, где живем, где живут наши
родные и близкие.
- А как называется республика, в которой
мы живем?
- А столица нашей республики?
- Люди каких национальностей проживают
в нашей республике
- Т.е. наша республика много…
Отвечают на вопросы
Регулятивные УУД:
умение проявлять
дисциплинированнос
ть.
Коммуникативные
УУД:
умение вступать в
учебный
диалог с учителем
- У каждого народа есть свои обычаи,
традиции, свои национальные песни,
танцы, костюмы.
3
Открытие темы
занятия
«Загадочный
сундук»
- Ребята, посмотрите, какие красивые
шкатулки появились у нас в классе!
Интересно, что же в нем? Как вы думаете?
- А давайте вместе по группам посмотрим
их.
- Ребята, что же это?
Предлагают варианты ответов
Коммуникативные
УУД:
умение вступать в
учебный
диалог с учителем и
одноклассниками.
4
Определение
темы занятия
- Ребята, сейчас ваша задача: подумать,
обсудить и сказать:
во-первых, к какому народу принадлежат
эти вещи?
Во-вторых, что их объединяет?
- Вы уже догадались, о чем пойдет речь на
нашем занятии?
- Верно, тема нашего занятия «Якутские
узоры, орнаменты»
- Какую цель мы с вами можем определить,
опираясь на тему занятия?
Сравнивают,
обсуждают
между
собой.
Отвечают на вопросы
Познакомиться
с
якутскими
узорами, орнаментами.
Регулятивные УУД:
умение
самостоятельно
определять
тему занятия.
Коммуникативные
УУД:
умение вступать в
учебный
диалог с учителем и
одноклассниками.
5
Изучение
новой темы
- Итак, орнамент (лат. Ornamentum –
украшение) – узор, который основан на
повторе и чередовании его элементов.
- ребята, а как вы думаете для чего были
придуманы различные орнаменты?
-Якуты испокон веков украшали
орнаментом свои строения, сэргэ,
домашнюю утварь, свою одежду,
Слушают учителя
Предлагают варианты ответов.
Работают в группах
Познавательные
УУД:
умение
воспринимать
информацию;
способность
осуществлять
операции анализа,
синтеза,
различную посуду. Для каждого предмета
использовались орнаменты различного
содержания. Их мотивы зависят от того,
для каких изделий они предназначены и
отсюда их виды:
Для украшения одежды использовались
растительные узоры, краски выполнялись
посредством вышивки.
Для бытовых изделий, деревянной посуды
употреблялись геометрические узоры
(более упрощенные).
В гравировке на металле наряду с
геометрическими линиями использовались
растительные узоры.
-
сейчас
предлагаю
вам
внимательно
посмотреть на виды якутских орнаментов,
обсудить,
приклеить
их
названия
и
подумать почему их так назвали
:
1)
Линейный орнамент
2)
Орнамент в виде трав
3)
Орнамент в виде косых линий (ветер)
4)
Орнамент в виде нёба (ёлочка)
5)
Ломаные линии в виде урасы
6)
Орнамент в виде сети
7)
Орнамент в виде ягоды малины
8)
Сердцевидный орнамент
- а затем один представитель от группы
Каждая
группа
прикрепляет
на
доску свой вариант.
сравнения и
классификации.
Регулятивные УУД:
способность
выполнять
задание в отведенное
время.
Коммуникативные
УУД:
умение
формулировать
собственные мысли,
высказывать и
обосновывать
свою точку зрения;
умение
осуществлять
совместную
деятельность в
группах и
парах; способность
представлять
результаты
своей деятельности
перед
одноклассниками.
Личностные УУД:
умение
проявлять
целеустремленность,
креативность,
ответственность по
выйдет к доске и прикрепит ваш вариант
- давайте проверим правильность вашей
работы.
- Что ж, молодцы, отлично справились с
заданием.
отношению к
поставленной
задаче; принятие
социальных
норм,
общечеловеческих
ценностей;
проявление
самостоятельности в
приобретении новых
знаний.
6
Физкультмин
утка
- теперь немножко отдохнем и потанцуем
Показывает движения танца «Узор»
Повторяют движения танца.
7
Практическая
работа
«Того, кто неспешно шьет, выводит
красивейшие узоры на холсте, ткани,
бересте, дереве, вырезает причудливые
орнаменты по металлу, никогда не посетят
дурные мысли и не поселится в его душе
злой дух». Так сказал в своей книге
известный в Якутии народный мастер,
этнограф, кузнец, художник Борис
Федорович Неустроев – Мандар-Уус.
-ребята, давайте с вами пофантазируем,
представьте, что наш кабинет – это
Слушают учителя
Познавательные
УУД:
умение
воспринимать
информацию;
способность
осуществлять
операции анализа,
синтеза,
сравнения и
классификации.
Регулятивные УУД:
способность
выполнять
задание в отведенное
время.
Коммуникативные
мастерская, а вы все якутские народные
умельцы и сегодня сами сделаете оберег с
орнаментом «Биэс харах» (пять глаз). Он
символизирует защиту от злых духов, щит
от темных сил. А затем ваши работы
соберем и отправим нашим воинам,
которые защищают нас и нашу Родину на
специальной военной операции. И нам в
этом поможет организация «Волонтеры
Победы».
- ребята, посмотрите внимательно: из каких
элементов состоит наш орнамент?
- Обратите внимание на инструкцию:
Шаг1. На большой квадрат посередине (где
стоит белая точка) приклеиваем маленький,
как показано на экране.
Шаг2. Остальные 4 маленьких квадрата
приклеиваем по углам. При этом аккуратно
стыкуем угол к углу.
Шаг3. С другой стороны аккуратно
Приступают к выполнению
аппликации
УУД:
умение
осуществлять
совместную
деятельность в
группах и
парах; способность
представлять
результаты
своей деятельности
перед
одноклассниками.
Личностные УУД:
умение
проявлять
целеустремленность,
креативность,
ответственность по
отношению к
поставленной
задаче;
проявление
самостоятельности в
приобретении новых
знаний.
приклеиваем шнур.
Шаг4. Сзади приклеиваем второй большой
квадрат.
- Итак, у каждого из вас есть готовые
заготовки и инструкция. Ваша задача:
аккуратно соединить все элементы.
- Ребята, приступаем к работе. Для вас я
включу спокойную музыку, чтоб вы смогли
окунуться в эту атмосферу и получили
удовольствие от проделанной работы.
8
Просмотр,
оценка и
анализ
выполненных
работ,
рефлексия
- Ребята, какие же вы молодцы.
Плодотворно поработали.
-Посмотрите на свое готовые изделия и
скажите, какими они получились?
- Ребята, мы достигли цели и задачи,
которые поставили перед собой?
- Да, конечно, потому что вы сегодня были
очень активными, внимательными,
сообразительными и творчески подошли к
работе.
Спасибо за работу!
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Оценивают занятие.
Регулятивные УУД:
умение
оценивать
результаты своей
деятельности.