Напоминание

Якутский орнамент

Автор: Степанова Изабелла Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №27
Населённый пункт: г.Якутска РСЯ
Наименование материала: Конспект внеурочного занятия
Тема: Якутский орнамент







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План-конспект внеурочного занятия

Внеурочная деятельность: художественное творчество.

Тема: Якутские орнаменты.

Цель занятия: познакомить учащихся с разновидностями якутского орнамента.

Задачи:

Образовательные задачи:

познакомить учащихся с историей и видами якутского орнамента; учить создавать оберег из элементов орнамента.

Развивающие задачи:

развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус; самостоятельное выполнение аппликации, используя

приобретенные умения; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

воспитать чувства гордости своим народом, его культурой, традициями; воспитывать стремление доводить начатое до конца,

аккуратность в работе.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: уметь воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; уметь

формулировать определение понятий; развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.

Регулятивные: уметь проявлять дисциплинированность; самостоятельно определять тему и задачи занятия; выполнять

задание в отведенное время; генерировать идеи и определять средства для их реализации; оценивать результаты своей

деятельности.

Коммуникативные: осуществлять взаимодействие с одноклассниками; вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

осуществлять совместную деятельность в парах и группах; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать

свою точку зрения.

Оборудование:

1.

Презентация «Якутские орнаменты-обереги»

2.

Квадратные куски замши, шнур, бляшки для украшения, клей, инструкции.

Ход занятия.

п/

п

Этап

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Мотивация к

деятельности

- Добрый день, ребята! Здравствуйте,

уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу.

Пусть от этой улыбки вам всем станет

радостно и тепло на душе.

Приветствуют учителя, садятся на

свои места.

Регулятивные УУД:

умение проявлять

дисциплинированнос

ть.

2

Актуализация

знаний

-

Наше занятие я хочу начать с таких слов

Родина ,слово большое, большое,

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес

В нем умещается ровно полмира:

Мама, папа, соседи, друзья,

Бабушка, школа, котенок и я.

-Ребята, а что, по - вашему означает слово

Родина?

-Правильно, Родина-это место, где мы

родились, где живем, где живут наши

родные и близкие.

- А как называется республика, в которой

мы живем?

- А столица нашей республики?

- Люди каких национальностей проживают

в нашей республике

- Т.е. наша республика много…

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

умение проявлять

дисциплинированнос

ть.

Коммуникативные

УУД:

умение вступать в

учебный

диалог с учителем

- У каждого народа есть свои обычаи,

традиции, свои национальные песни,

танцы, костюмы.

3

Открытие темы

занятия

«Загадочный

сундук»

- Ребята, посмотрите, какие красивые

шкатулки появились у нас в классе!

Интересно, что же в нем? Как вы думаете?

- А давайте вместе по группам посмотрим

их.

- Ребята, что же это?

Предлагают варианты ответов

Коммуникативные

УУД:

умение вступать в

учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

4

Определение

темы занятия

- Ребята, сейчас ваша задача: подумать,

обсудить и сказать:

во-первых, к какому народу принадлежат

эти вещи?

Во-вторых, что их объединяет?

- Вы уже догадались, о чем пойдет речь на

нашем занятии?

- Верно, тема нашего занятия «Якутские

узоры, орнаменты»

- Какую цель мы с вами можем определить,

опираясь на тему занятия?

Сравнивают,

обсуждают

между

собой.

Отвечают на вопросы

Познакомиться

с

якутскими

узорами, орнаментами.

Регулятивные УУД:

умение

самостоятельно

определять

тему занятия.

Коммуникативные

УУД:

умение вступать в

учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

5

Изучение

новой темы

- Итак, орнамент (лат. Ornamentum –

украшение) – узор, который основан на

повторе и чередовании его элементов.

- ребята, а как вы думаете для чего были

придуманы различные орнаменты?

-Якуты испокон веков украшали

орнаментом свои строения, сэргэ,

домашнюю утварь, свою одежду,

Слушают учителя

Предлагают варианты ответов.

Работают в группах

Познавательные

УУД:

умение

воспринимать

информацию;

способность

осуществлять

операции анализа,

синтеза,

различную посуду. Для каждого предмета

использовались орнаменты различного

содержания. Их мотивы зависят от того,

для каких изделий они предназначены и

отсюда их виды:

Для украшения одежды использовались

растительные узоры, краски выполнялись

посредством вышивки.

Для бытовых изделий, деревянной посуды

употреблялись геометрические узоры

(более упрощенные).

В гравировке на металле наряду с

геометрическими линиями использовались

растительные узоры.

-

сейчас

предлагаю

вам

внимательно

посмотреть на виды якутских орнаментов,

обсудить,

приклеить

их

названия

и

подумать почему их так назвали

:

1)

Линейный орнамент

2)

Орнамент в виде трав

3)

Орнамент в виде косых линий (ветер)

4)

Орнамент в виде нёба (ёлочка)

5)

Ломаные линии в виде урасы

6)

Орнамент в виде сети

7)

Орнамент в виде ягоды малины

8)

Сердцевидный орнамент

- а затем один представитель от группы

Каждая

группа

прикрепляет

на

доску свой вариант.

сравнения и

классификации.

Регулятивные УУД:

способность

выполнять

задание в отведенное

время.

Коммуникативные

УУД:

умение

формулировать

собственные мысли,

высказывать и

обосновывать

свою точку зрения;

умение

осуществлять

совместную

деятельность в

группах и

парах; способность

представлять

результаты

своей деятельности

перед

одноклассниками.

Личностные УУД:

умение

проявлять

целеустремленность,

креативность,

ответственность по

выйдет к доске и прикрепит ваш вариант

- давайте проверим правильность вашей

работы.

- Что ж, молодцы, отлично справились с

заданием.

отношению к

поставленной

задаче; принятие

социальных

норм,

общечеловеческих

ценностей;

проявление

самостоятельности в

приобретении новых

знаний.

6

Физкультмин

утка

- теперь немножко отдохнем и потанцуем

Показывает движения танца «Узор»

Повторяют движения танца.

7

Практическая

работа

«Того, кто неспешно шьет, выводит

красивейшие узоры на холсте, ткани,

бересте, дереве, вырезает причудливые

орнаменты по металлу, никогда не посетят

дурные мысли и не поселится в его душе

злой дух». Так сказал в своей книге

известный в Якутии народный мастер,

этнограф, кузнец, художник Борис

Федорович Неустроев – Мандар-Уус.

-ребята, давайте с вами пофантазируем,

представьте, что наш кабинет – это

Слушают учителя

Познавательные

УУД:

умение

воспринимать

информацию;

способность

осуществлять

операции анализа,

синтеза,

сравнения и

классификации.

Регулятивные УУД:

способность

выполнять

задание в отведенное

время.

Коммуникативные

мастерская, а вы все якутские народные

умельцы и сегодня сами сделаете оберег с

орнаментом «Биэс харах» (пять глаз). Он

символизирует защиту от злых духов, щит

от темных сил. А затем ваши работы

соберем и отправим нашим воинам,

которые защищают нас и нашу Родину на

специальной военной операции. И нам в

этом поможет организация «Волонтеры

Победы».

- ребята, посмотрите внимательно: из каких

элементов состоит наш орнамент?

- Обратите внимание на инструкцию:

Шаг1. На большой квадрат посередине (где

стоит белая точка) приклеиваем маленький,

как показано на экране.

Шаг2. Остальные 4 маленьких квадрата

приклеиваем по углам. При этом аккуратно

стыкуем угол к углу.

Шаг3. С другой стороны аккуратно

Приступают к выполнению

аппликации

УУД:

умение

осуществлять

совместную

деятельность в

группах и

парах; способность

представлять

результаты

своей деятельности

перед

одноклассниками.

Личностные УУД:

умение

проявлять

целеустремленность,

креативность,

ответственность по

отношению к

поставленной

задаче;

проявление

самостоятельности в

приобретении новых

знаний.

приклеиваем шнур.

Шаг4. Сзади приклеиваем второй большой

квадрат.

- Итак, у каждого из вас есть готовые

заготовки и инструкция. Ваша задача:

аккуратно соединить все элементы.

- Ребята, приступаем к работе. Для вас я

включу спокойную музыку, чтоб вы смогли

окунуться в эту атмосферу и получили

удовольствие от проделанной работы.

8

Просмотр,

оценка и

анализ

выполненных

работ,

рефлексия

- Ребята, какие же вы молодцы.

Плодотворно поработали.

-Посмотрите на свое готовые изделия и

скажите, какими они получились?

- Ребята, мы достигли цели и задачи,

которые поставили перед собой?

- Да, конечно, потому что вы сегодня были

очень активными, внимательными,

сообразительными и творчески подошли к

работе.

Спасибо за работу!

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Оценивают занятие.

Регулятивные УУД:

умение

оценивать

результаты своей

деятельности.