Автор: Моторина Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ 2-Гавриловская сош
Населённый пункт: Гавриловка 2
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы внеурочной деятельности "Орлята России"
«Реализация программы внеурочной
деятельности
«Орлята России».
Подготовила:
учитель начальных классов
Моторина Л.П
Реализация программы внеурочной деятельности «Орлята России»..
Всероссийская программа социальной активности учащихся начальных
классов
«Орлята
России»
была
создана
по
поручению
Министра
Просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана «Орленком» и
Российским движением школьников.
Программа разработана в рамках
реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Программа «Орлята России» помогает в реализации Программы воспитания
школы, так как создана с целью удовлетворения потребностей младших
школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к
учебным и внеурочным видам деятельности. Воспитание и образование -
взаимодействующие
педагогические
процессы.
Поэтому
акцент
при
реализации программы делается не на образование как знание, а на
воспитательный блок, большое внимание уделяется воспитательной работе с
детьми.
Цель
познакомить
с программой развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» и рассказать о своём
опыте реализации программы и перспективах, пригласить вас и ваших
учеников к участию в программе.
Программа «Орлята России» разработана для младших школьников и
направлена на формирование у обучающихся ключевых базовых ценностей:
Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. В программе воспитания
эти ценности прослеживаются.
Программа направлена на достижение национальных целей Российской
Федерации, создание условий воспитания социально ответственной личности
учащихся начальной школы общеобразовательных организаций
Цель -
развитие
социальной
активности,
формирование
социально-
ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
социального мира на основе нравственно-этических ценностей, воспитание
культуры общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи программы:
приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об
обустройстве мира и общества, о человеке, природе, одобряемых и
неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
формирование
позитивных
отношений
обучающихся
к
базовым
ценностям
общества,
формирование
ценностного
отношения
к
социальной реальности в целом.
получение школьником опыта самостоятельного социального действия,
формирование
элементарных
социальных
умений
и
навыков,
позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в
дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели
класса).
Участники программы: обучающиеся 1-4 классов, родители, педагоги
общеобразовательной организации, старшеклассники (наставники в т.ч.
активисты РДШ), советники по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями.
Программа позволяет решать одну из главных задач государственной
политики
в сфере
образования —
сохранение
и развитие
единого
образовательного
пространства
России.
Участие
детей
и педагогов
в Программе
«Орлята
России»
способствует
вовлечению
младших
школьников
в социально-значимую
деятельность
на всех
уровнях
общественной
жизни,
от семьи
и школы
до региона
и всей
России.
Внедрение в образовательный процесс Программы также способствует
восстановлению
накопленного
не за одно
десятилетие
богатого
опыта
воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию, наполнению с учётом всех вызовов современного мира
Программа включает в себя реализацию семи треков. На каждый трек
отводится месяц. Трек имеет своё название, свой символ. Например. Трек
«Орленок - Эрудит» - конверт - копилка эрудита, «Орленок - Мастер» -
шкатулка мастера. Треки программы соответствуют базовым принципам
рабочей программы воспитания школы и не требуют вносить изменения в
действующую в школе программу.
Каждый трек имеет свою цель, ценности и значимые качества, исходя из
базовых, заложенных Программой. Например: "Орленок-Хранитель".
Цель: Формирование познавательного интереса к изучению родного края,
расширение кругозора, воспитание чувства любви и уважения к своей семье,
малой родине, России.
ЦEHHOCTHЫE OCHOBAHИЯ ПPOГPAMMЫ
POДИHA лю6oвь к cвoeмy дoмy, зeмлe, ceмьe, людям, cтpaнe; 6ыть
пoлeзным cвoeй cтpaнe, желание служить cвoeмy Oтeчecтвy тeм дeлoм, к
кoтopoмy еcть пpизвaниe, уважение национальных традиций, истории и
кyльтypы cвoeй cтpaны
CEMЬЯ основа развития страны и благосостояния нapoдa, исток дo6pa,
лю6oви, верности, поддержки, coчyвcтвия, взaимного уважения, сохранение
добрых семейных традиций
КOMAHДA содружество, искренность, умение отдавать своё время другому
и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому
ПPИPOДA бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны
ПO3HAHИE открытие окружающего мира и понимание себя в нем
TPEКИ
ПPOГPAMMЫ
соответствуют
базовым
принципам
рабочей
программы
воспитания
школы
и
не
требуют
вносить
изменения
в
действующую в школе программу.
Каждый трек относится к определённому виду деятельности
Opлëнoк – Эpyдит: Пoзнaвaтeльнaя дeятeльнocть
Opлëнoк – Xpaнитeль иcтopичecкoй пaмяти :Иccлeдoвaтeльcкaя дeятeльнocть
Opлëнoк – Macтep : Xyдoжecтвeннoe твopчecтвo
Opлëнoк – Лидep: Coциaльнo знaчимaя дeятeльнocть
Opлëнoк – Cпopтcмeн: Cпopтивнo-oздopoвитeльнaя дeятeльнocть
Opлëнoк – Дo6poвoлeц: Coциaльнo знaчимaя дeятeльнocть
Opлëнoк – Экoлoг: Пoзнaвaтeльнaя дeятeльнocть
Каждый трек имеет своей целью вовлечение детей в коллективную
развивающую
социально
значимую
деятельность
для
развития
у
обучающихся
соответствующих
духовно-нравственных
ценностей,
гражданственности и метапредметных компетенций.
Каждый трек программы «Орлята России» включает в себя серию
внеурочных тематических встреч учителя (классного руководителя) со своим
классом, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные,
спортивные и иные развивающие занятия для детей младшего школьного
возраста.
Встречи учителя с классом в составе треков рекомендуется организовывать в
неформальной обстановке, отличной от классической образовательной
среды. С этой целью предлагается при подготовке встреч переформатировать
пространство классных комнат.
В целях развития у школьников навыков командной работы, взаимодействие
учителя с классом происходит преимущественно в формате групповой
работы. Каждая из групп получает индивидуальные задания, при этом все
группы интегрированы в общее целеполагание и готовятся к финальному
КТД.
Для каждого трека предусмотрены задачи, которые педагог должен
реализовать для получения ожидаемых результатов, соотносящиеся с целями
трека. При этом можно выделить задачи, общие для всех треков.
- вовлечение школьников в выявление и признание социальной проблемы,
достижения согласованной цели или реализации будущего мероприятия;
- вовлечение школьников в процесс коллективного планирования общего
дела;
- развитие у детей познавательного (исследовательского) интереса, умения
искать и обрабатывать информацию;
- развитие у детей навыков работы в группах и командной работы;
-
развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта
(терпимость к чужому мнению, умение договариваться, мотивировать свою
позицию, управлять эмоциями и т.д.)
- создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала
ребенка
Ожидаемыми результатами являются качественные изменения
личностного роста и мировоззрения обучающихся после проведения треков,
в том числе:
- Активное участие каждого школьника в коллективной деятельности (этот
результат просматривается очень хорошо т.к. дети, которые в начале
реализации Программы «отсиживались» стали активнее принимать участие в
работе);
- Получение навыков конструктивной коммуникации и командной работе.
Развиваются навыки командной работы, приобретённые на уроках).
- Развитие метапредметных компетенций.
- Раскрытие личностного потенциала, развитие уверенности в своих
возможностях. Дети становятся более активными, заинтересованными,
ответственными. Например, трек «Орленок - Мастер». Через театральную
деятельность у детей была возможность раскрыть имеющиеся таланты или
попробовать себя в новой роли.
Формат проведения: Каждый трек состоит из серии внеурочных
тематических
занятий,
на
которых
проводятся
творческие,
игровые,
дискуссионные, спортивные и развивающие занятия, то есть занятия в
неформальной обстановке отличной от классного занятия. Каждый трек
состоит из 8 занятий. Итог трека - КТД с обучающимися. По итогам
реализации трека сдается отчет в РДШ (Движение Первых)в виде 5-10
фотографий с разных занятий.
Программа в нашей школе стартовала в октябре 2022 года. Нами были
внесены изменения в основную программу, потому что разрешается
уменьшить количество часов.
По реализации трека каждому обучающемуся выдаётся свидетельство о
прохождении
трека.
В
кабинете
обязательно
оформляется
стенд
с
символикой программы, который обязательно содержит цель, задачи,
речёвку, песню, название треков, и полностью освещает деятельность в
рамках каждого трека.
Тематика каждого трека актуальна круглый год, от трека к треку открываем
новые знания и закрепляем уже имеющиеся.
Что даёт программа.
Обучающемуся:
пополнение портфолио (если вносят сертификат в «Прочие мероприятия», то
вес малозначительный, поэтому необходимо внесения «Орлят России» в
перечень мероприятий портфолио, в службу поддержки мы обратились, ждём
ответа);
развитие
личностных
компетенций:
(развивать
самостоятельность,
самоконтроль, инициативность, стремление побеждать, воспитывать в себе
лидерские качества, включаться в жизнь класса)
развитие метапредметных компетенций: внимательность, наблюдательность,
расширение
своего
кругозора,
сообразительность,
креативность,
нестандартное
мышление,
целеполагание,
умение
планировать
свою
деятельность, умение работать в команде.
Учителю:
сплочение детского коллектива
профессиональный
рост
в
коллективе
единомышленников
(коллеги,
реализующие программу, группа коллег ВК);
расширение своих профессиональных компетенций: освоение новых методик
КТД, телемост с другими российскими школьниками (опыт получился не
очень удачным из-за плохого качества связи);
пополнение портфолио;
монетизация (доп. плата за в/д)
Родителю:
стать частью большой команды взрослых и детей (походы, совместное
украшение кабинета к праздникам, совместное кормление птиц);
быть примером.
Рассмотрим, что у нас получилось на примере 3-х треков.
Трек
Цель, ценности
Что получилось
Орлёнок -
Спортсмен
Формирование здорового образа
жизни, привитие интереса к
физической культуре и спорту.
Здоровье, спорт.
- Увеличилось количество детей
желающих самостоятельно найти и
провести физминутки, зарядку
- Частично получилось «вытянуть»
детей на переменах из телефонов,
т.к. стали больше проявлять
интерес к подвижным играм.
- Научились составлять Чек-лист.
Орлёнок -
Лидер
Формирование лидерских качеств,
умения работать в команде, брать
ответственность за решения,
формирование актива класса.
Команда, дружба.
- Регулярно прокачивают навык
работы в команде, в паре, в малой
группе.
- Более толерантное отношение
друг к другу.
- Некоторые ребята стали более
уверенные в себе, решительнее,
научились отстаивать свою точку
зрения.
- Стали дружнее.
Орлёнок -
Мастер
Формирование экологического
мышления и экологической
культуры. Природа, Родина.
- Провели субботник , активно
участвовали в генеральной уборке
класса
С большим энтузиазмом взялись за
эту работу.
- Приняли участие в сборе
макулатуры
Ребята моего класса стали участниками реализации проекта социальной
активности младших школьников «Орлята России». Обучающиеся моего 3
класса приняли участие во всех треках.
Все задания интересны детям. Они с удовольствием ждут участия в них.
Проводили в основном в свободное время от занятий и внеурочной
деятельности. Времени, конечно, мало. Поэтому приходилось объединять
темы. По всей работе идёт отчёт, отсылаем фото, видео. Дети за участие
получают сертификаты. Изучая работу по этой программе в других школах,
вижу, что многие работают по программе внеурочных занятий или создают
на базе школы вожатыми детскую организацию «Орлята России».
Библиографический список
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
(утв.
приказом
Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и
дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012
г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.)
2.
Беляков,
Ю.Д.
Методика
организации
коллективных
творческих
дел
и
игр
(изд.
2-е,
перераб.
и
доп.).
–
ФГБОУ
ВДЦ
«Орлёнок» : учебно-методический центр, 2020.
– 80 с. – Текст: непосредственный.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4.
Божович,
Л.
И.
Психическое
развитие
школьника
и
его
воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.