Автор: Смирнова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Вологда,Вологодская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Рабочая Программа второй группы раннего возраста 2-3года
Рабочая программа воспитателя
второй группы раннего возраста (2-3 года)
Содержание
I. Базовая часть
Планируемые результаты освоения Программы
3
Содержание работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
4
Познавательное развитие
6
Речевое развитие
8
Художественно-эстетическое развитие
10
Физическое развитие
17
II. Часть, формируемая участниками ОО
20
Список методической литературы
21
Нормативное сопровождение
21
2
Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2-3 года)
ФИО воспитателей:
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ФИО специалистов:
Музыкальный руководитель: ______________________________________________________________
Инструктор физкультуры: ________________________________________________________________
Педагог-психолог: _______________________________________________________________________
Базовая часть ОП:
Планируемые результаты:
у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за
взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;
с желанием играет в подвижные игры;
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание,
раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им; играет рядом;
ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в
какой последовательности продвигаться к цели;
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и
так далее);
3
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном обиходе;
ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их
последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель
(«Я буду лечить куклу»).
Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная
область
Задачи
Содержание
Социально-
коммуникативное
развитие
• поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей в период адаптации к ДОО;
• развивать игровой опыт ребёнка, помогая
детям отражать в игре представления об
окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные
взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным действиям помощи,
заботы, участия;
• формировать элементарные представления о
людях (взрослые, дети), их внешнем виде,
действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и ДОО;
• формировать первичные представления
ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и
• Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником,
узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает
помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям
вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал
и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку
основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание
ребёнка называть и различать основные действия взрослых.
• Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека,
обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами,
интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие
эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие
закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на
картинках.
• Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи:
детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей
узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены
4
близких членах семьи.
семьи могут заботиться друг о друге.
• Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей
группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы,
назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы.
• Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные
правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует
правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо»,
«пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в
процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и
самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».
• Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять
внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка
выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
• Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных,
сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность
в ходе участия в играх.
• Педагог формирует представление детей о простых предметах своей
одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям
о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание
колготок, футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),
педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям
России;
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде
и лжи;
• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества,
умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
5
• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком
опыта милосердия и заботы;
• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных
сил для решения трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Познавательное
развитие
1)
развивать
разные
виды
восприятия:
зрительного,
слухового,
осязательного,
вкусового, обонятельного;
2)
развивать
наглядно-действенное
мышление в процессе решения познавательных
практических задач;
3)
совершенствовать
обследовательские
действия: выделение цвета, формы, величины
как особых признаков предметов, поощрять
сравнение предметов между собой по этим
признакам и количеству, использовать один
предмет в качестве образца, подбирая пары,
группы;
4)
формировать
у
детей
простейшие
представления
о
геометрических
фигурах,
величине и количестве предметов на основе
чувственного познания;
5)
развивать
первоначальные
представления
о
себе
и
близких
людях,
эмоционально-положительное
отношение
к
членам семьи и людям ближайшего окружения,
о деятельности взрослых;
6)
расширять представления о населенном
пункте,
в
котором
живет
ребёнок,
его
достопримечательностях,
эмоционально
откликаться на праздничное убранство дома,
ДОО;
7)
организовывать
взаимодействие
и
знакомить
с
животными
и
растениями
ближайшего
окружения,
их
названиями,
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
• педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение
предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку
по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет
освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов,
изменении способа их расположения, количества; на действия переливания,
пересыпания. Проводит игры- занятия с использованием предметов-орудий:
сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или
без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке
магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с
игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком
втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или
пластмассовых
винтов)
и
тому
подобное,
создает
ситуации
для
использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и
бытовой деятельности с целью решения практических задач;
• педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3
свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных
пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических форм-
вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением
рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих
различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми
дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы
обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение,
сопоставление;
продолжает
поощрять
появление
настойчивости
в
достижении результата познавательных действий.
2)
Математические представления:
педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении
формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о
шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по
6
строением и отличительными особенностями,
некоторыми объектами неживой природы;
8)
развивать способность наблюдать за
явлениями природы, воспитывать бережное
отношение к животным и растениям.
образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди
двух предметов при условии резких различий: большой и маленький,
длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к
количественной стороне различных групп предметов (много и много, много
и мало, много и один) предметов.
3)
Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их
с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит
кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе
(о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике
человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки,
ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и
эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул;
намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких
ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра
рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за
компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их
назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),
игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и
направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления
природы,
которые
доступны
для
непосредственного
восприятия.
Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах
(особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения),
о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их
характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает
внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце,
небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь,
радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию
народов России;
7
• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта
действий по сохранению природы.
Речевое развитие
1) Формирование словаря:
развивать понимание речи и активизировать
словарь. Формировать у детей умение по
словесному
указанию
педагога
находить
предметы,
различать
их
местоположение,
имитировать
действия
людей
и
движения
животных.
Обогащать
словарь
детей
существительными,
глаголами,
прилагательными, наречиями и формировать
умение использовать данные слова в речи.
педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует
умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру
(«Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать
действия людей и движения животных; активизирует словарь детей:
существительными,
обозначающими
названия
транспортных
средств,
частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их
детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать),
взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину,
цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у
детей
названия
предметов
и
действий
с
предметами,
некоторых
особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и
собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;
обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих
ребёнка взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:
упражнять детей в правильном произношении
гласных и согласных звуков, звукоподражаний,
отельных
слов.
Формировать
правильное
произношение звукоподражательных слов в
разном темпе, с разной силой голоса.
педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно
произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей
характерно физиологическое
смягчение практически всех
согласных
звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова,
которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей
использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова,
формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое
отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и
невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная
выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи:
формировать у детей умение согласовывать
существительные и местоимения с глаголами,
составлять фразы из 3-4 слов.
педагог
помогает
детям
овладеть
умением
правильно
использовать
большинство
основных
грамматических
категорий:
окончаний
существительных;
уменьшительно-ласкательных
суффиксов;
поощряет
словотворчество,
формирует
умение
детей
выражать
свои
мысли
8
посредством трех-, четырехсловных предложений.
4)
Связная речь:
продолжать
развивать
у
детей
умения
понимать речь педагога, отвечать на вопросы;
рассказывать
об
окружающем
в
2-4
предложениях.
• педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о
нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться
в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать
обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей
проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в
контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления,
используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,
реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств,
отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы
простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к
группе детей, понимать её содержание;
•
педагог
развивает
у
детей
умение
использовать
инициативную
разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира,
употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и
зависимости объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
• формировать у детей умение воспринимать
небольшие по объему потешки, сказки и
рассказы с наглядным сопровождением (и без
него);
•
побуждать
договаривать
и
произносить
четверостишия уже известных ребёнку стихов
и песенок, воспроизводить игровые действия,
движения персонажей;
• поощрять отклик на ритм и мелодичность
стихотворений, потешек; формировать умение
в процессе чтения произведения повторять
звуковые жесты;
•
развивать
умение
произносить
звукоподражания, связанные с содержанием
литературного материала (мяу-мяу, тик-так,
баю-бай, ква-ква и тому подобное), •отвечать
на
вопросы
по
содержанию
прочитанных
Примерный перечень художественной литературы
• Малые формы фольклора. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с
кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят»,
«Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая»,
«Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...», «Наша
Маша маленька...», «Наши уточки с утра», «Огуречик, огуречик...», «Ой ду-
ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали, поехали», «Пошел котик
на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...»,
«Чики, чики, кички...».
• Русские народные сказки. «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы), «Как
коза избушку построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса»
(обраб. М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и
медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н.
Толстого).
• Фольклор народов мира. «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар.
песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с
молд. И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три веселых
9
произведений;
•
побуждать
рассматривать
книги
и
иллюстрации
вместе
с
педагогом
и
самостоятельно;
• развивать восприятие вопросительных и
восклицательных интонаций художественного
произведения.
братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И.
Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С.
Могилевской и Л. Зориной).
• Произведения поэтов и писателей России.
Поэзия.
Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули»,
«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д.
«Веселое
лето»,
«Мишка,
мишка,
лежебока»,
«Котенок»,
«Воробушки»;
Введенский
А.И.
«Мышка»;
Лагздынь
Г.Р.
«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из стихотворения
«Казачья колыбельная»); Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;
Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.), «Мчится поезд»; Пикулева
Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Плещеев А.Н.
«Травка зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир
Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».
Проза. Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из
книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский
сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М. «Земляничка»;
Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто
сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик»,
«Впереди всех», «Волк» (рассказы по выбору); Толстой J1.H. «Три
медведя», «Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с
семьей», «Уточки» (рассказы по выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (1-
3 рассказа по выбору), «Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».
• Произведения поэтов и писателей разных стран. Биссет Д. «Га-га-га!»,
пер. с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М.
Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т.
Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории
в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К. «Очень
голодная гусеница».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
Художественно-
1)
приобщение к искусству:
10
эстетическое
развитие
• развивать у детей художественное восприятие
(смотреть, слушать и испытывать радость) в
процессе
ознакомления
с
произведениями
музыкального,
изобразительного
искусства,
природой;
•
интерес,
внимание,
любознательность,
стремление к эмоциональному отклику детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов
и
явлений
окружающей
действительности;
•
развивать
отзывчивость
на
доступное
понимание произведений искусства, интерес к
музыке
(в
процессе
прослушивания
классической
и
народной
музыки),
изобразительному
искусству
(в
процессе
рассматривания
и
восприятия
красоты
иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-
прикладного искусства);
• познакомить детей с народными игрушками
(дымковской,
богородской,
матрешкой
и
другими);
• поддерживать интерес к малым формам
фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);
• поддерживать стремление детей выражать
свои
чувства
и
впечатления
на
основе
эмоционально
содержательного
восприятия
доступных
для
понимания
произведений
искусства или наблюдений за природными
явлениями;
Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает
эмоциональную
отзывчивость
на
доступные
пониманию
детей
произведения
изобразительного
искусства.
Знакомит
с
народными
игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и
другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание
детей на характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму,
цветовое
оформление.
Педагог
воспитывает
интерес
к
природе
и
отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и
музыкальной деятельности.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства.
Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?»,
«Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок».
2)
изобразительная деятельность:
•
воспитывать
интерес
к
изобразительной
деятельности (рисованию, лепке) совместно со
взрослым и самостоятельно;
•
развивать
положительные
эмоции
на
предложение нарисовать, слепить;
1) Рисование:
• педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие;
способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;
побуждает,
поощряет
и
подводит
детей
к
изображению
знакомых
11
• научить правильно держать карандаш, кисть;
• развивать сенсорные основы изобразительной
деятельности:
восприятие
предмета
разной
формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
• включать движение рук по предмету при
знакомстве с его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической
массы; развивать эмоциональный отклик детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов
в
процессе
рассматривания
игрушек,
природных
объектов,
предметов
быта, произведений искусства;
предметов, предоставляя им свободу выбора;
• педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом
карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением
карандаша по бумаге;
• педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем,
что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от
штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей
к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен,
форм;
• педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих
предметов;
учит
детей
различать
цвета
карандашей,
фломастеров,
правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие,
вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя
предметам:
ленточкам,
платочкам,
дорожкам,
ручейкам,
сосулькам,
заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой
формы;
• при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть
свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит
держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими
материалами:
глиной,
пластилином,
пластической
массой
(отдавая
предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами; педагог
учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки
и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины
круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой
12
формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между
ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в
середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять
две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или
грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей
класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную
заранее подготовленную клеенку.
3)
конструктивная деятельность:
•
знакомить
детей
с
деталями
(кубик,
кирпичик,
трехгранная
призма,
пластина,
цилиндр),
с
вариантами
расположения
строительных форм на плоскости;
•
развивать
интерес
к
конструктивной
деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно;
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать
умение
у
детей
сооружать
элементарные
постройки
по
образцу,
поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует
пониманию
пространственных
соотношений.
Педагог
учит
детей
пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными
масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому
подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит
детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с
взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время
педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
4)
музыкальная деятельность:
• воспитывать интерес к музыке, желание
слушать
музыку,
подпевать,
выполнять
простейшие танцевальные движения;
• приобщать к восприятию музыки, соблюдая
первоначальные правила: не мешать соседу
вслушиваться в музыкальное произведение и
эмоционально на него реагировать;
1)
Слушание:
педагог
учит
детей
внимательно
слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные
пьесы
разного
характера, понимать, о чем (о ком)
поется, и эмоционально реагировать
на содержание; учит детей различать
звуки по высоте (высокое и низкое
звучание колокольчика, фортепьяно,
металлофона).
Примерный перечень музыкальных
произведений.
•
Слушание.
«Наша погремушка»,
муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;
«Весною»,
«Осенью»,
муз.
С.
Майкапара;
«Цветики»,
муз.
В.
Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот
как мы умеем», «Марш и бег», муз.
Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;
«Кошечка»
(к
игре
«Кошка
и
котята»), муз. В. Витлина, сл. Н.
13
Найденовой;
«Микита»,
белорус,
нар. мелодия, обраб. С. Полонского;
«Пляска
с
платочком»,
муз.
Е.
Тиличеевой,
сл.
И.
Грантовской;
«Полянка», рус. нар. мелодия, обраб.
Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича,
сл. С. Прокофьевой.
•
Рассказы
с
музыкальными
иллюстрациями.
«Птички», муз. Г.
Фрида;
«Праздничная
прогулка»,
муз. А. Александрова.
2)
Пение:
педагог вызывает активность детей
при подпевании и пении; развивает
умение подпевать фразы в песне
(совместно с педагогом); поощряет
сольное пение.
Примерный перечень музыкальных
произведений.
• Пение. «Баю» (колыбельная), муз.
М. Раухвергера; «Белые гуси», муз.
М.
Красева,
сл.
М.
Клоковой;
«Дождик», рус. нар. мелодия, обраб.
В.
Фере;
«Елочка»,
муз.
Е.
Тиличеевой,
сл.
М.
Булатова;
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Ладушки», рус. нар.
мелодия;
«Птичка»,
муз.
М.
Раухвергера,
сл.
А.
Барто;
«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл.
Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл.
И. Черницкой.
• Игры с пением. «Игра с мишкой»,
муз. Г. Финаровского; «Кто у нас
хороший?», рус. нар. песня.
4)
Музыкально-ритмические движения:
педагог
развивает
у
детей
эмоциональность
и
образность
Примерный перечень музыкальных
произведений.
14
восприятия музыки через движения;
продолжает формировать у детей
способность
воспринимать
и
воспроизводить
движения,
показываемые взрослым (хлопать,
притопывать ногой, полуприседать,
совершать повороты кистей рук и
так далее); учит детей начинать
движение
с
началом
музыки
и
заканчивать
с
её
окончанием;
передавать образы (птичка летает,
зайка прыгает, мишка косолапый
идет);
педагог
совершенствует
умение ходить и бегать (на носках,
тихо; высоко и низко поднимая
ноги; прямым галопом), выполнять
плясовые
движения
в
кругу,
врассыпную,
менять
движения
с
изменением характера музыки или
содержания песни.
•
Музыкально-ритмические
движения. «Дождик», муз. и сл. Е.
Макшанцевой;
«Воробушки»,
«Погремушка,
попляши»,
«Колокольчик», «Погуляем», муз. И.
Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как
мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл.
Н. Френкель.
• Музыкальные забавы. «Из-за леса,
из-за гор», Т. Казакова; «Котик и
козлик», муз. Ц. Кюи.
• Инсценирование песен. «Кошка и
котенок», муз. М. Красева, сл. О.
Высотской; «Неваляшки», муз. 3.
Левиной; Компанейца.
5)
театрализованная деятельность:
• пробуждать интерес к театрализованной игре
путем первого опыта общения с персонажем
(кукла Катя показывает концерт), расширения
контактов со взрослым (бабушка приглашает
на деревенский двор);
•
побуждать
детей
отзываться
на
игры-
действия
со
звуками
(живой
и
неживой
природы), подражать движениям животных и
птиц под музыку, под звучащее слово (в
произведениях малых фольклорных форм);
•
способствовать
проявлению
самостоятельности,
активности
в
игре
с
персонажами-игрушками;
• развивать умение следить за действиями
Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает
условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием
действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных
силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать
характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет),
передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом,
движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит
сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей
желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так
далее) и атрибутами как внешними символами роли.
15
заводных
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно реагировать на них;
•
способствовать
формированию
навыка
перевоплощения в образы сказочных героев;
• создавать условия для систематического
восприятия
театрализованных
выступлений
педагогического театра (взрослых).
6) культурно-досуговая деятельность:
•
создавать
эмоционально-положительный
климат в группе и ДОО, обеспечение у детей
чувства комфортности, уюта и защищенности;
формировать умение самостоятельной работы
детей с художественными материалами;
• привлекать детей к посильному участию в
играх,
театрализованных
представлениях,
забавах, развлечениях и праздниках;
• развивать умение следить за действиями
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно
реагировать на них;
• формировать навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для
обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
формирует
у
детей
умение
самостоятельной
работы
детей
с
художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в
играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр;
инсценирование
русских
народных
сказок),
забавах,
развлечениях
(тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за
действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями);
• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной
культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и
внутреннего мира ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой
деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его
освоения детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его
16
индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).
Физическое
развитие
• обогащать двигательный опыт детей, помогая
осваивать упражнения основной гимнастики:
основные движения (бросание, катание, ловля,
ползанье,
лазанье,
ходьба,
бег,
прыжки),
общеразвивающие и музыкально-ритмические
упражнения;
•
развивать
психофизические
качества,
равновесие и ориентировку в пространстве;
• поддерживать у детей желание играть в
подвижные
игры
вместе
с
педагогом
в
небольших подгруппах;
•
формировать
интерес
и
положительное
отношение
к
выполнению
физических
упражнений,
совместным
двигательным
действиям;
•
укреплять
здоровье
детей
средствами
физического
воспитания,
формировать
культурно-гигиенические навыки и навыки
самообслуживания,
приобщая
к
здоровому
образу жизни.
Педагог
формирует
умение
выполнять
основные
движения,
общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных
формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по
развитию движений и другое), развивает психофизические качества,
координацию,
равновесие
и
ориентировку
в
пространстве.
Педагог
побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать
согласованно,
реагировать
на
сигнал.
Оптимизирует
двигательную
деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и
проявлять культурно-гигиенические навыки.
1)
Основная
гимнастика
(основные
движения,
общеразвивающие
и
строевые упражнения).
• Основные движения:
• бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске;
прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя
(расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча;
передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,
снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с
расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через
сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча,
брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
• ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу,
по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по
гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на
лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;
• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии,
палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом
вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка
и другие); врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по
кругу по одному и парами, взявшись за руки;
• бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных
17
направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за
катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в
течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
• прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением
вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с
места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх,
касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
• упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3
м); по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по
гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15
см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без
помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в
стороны; кружение на месте.
В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей
действовать
сообща,
двигаться
не
наталкиваясь
друг
на
друга,
придерживаться
определенного
направления
движения,
предлагает
разнообразные упражнения.
• Общеразвивающие упражнения:
• упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса:
поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за
спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой,
над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
• упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему
рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя;
одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и
лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на
спине;
• упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору,
приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;
• музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном
занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений;
педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под
музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка»,
18
приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные
упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми
упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами,
кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.
2)
Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей
желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с
включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для
развития выразительности движений в имитационных упражнениях и
сюжетных
играх,
помогает
самостоятельно
передавать
простейшие
действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать
крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как
цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у
детей
полезные
привычки
и
элементарные
культурно-гигиенические
навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно
мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы,
пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать
нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в
порядок одежду; способствует формированию положительного отношения
к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических
упражнений.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным
играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности,
самостоятельности,
самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных
качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
19
Часть, формируемая участниками ОО
1
Цель:
Задачи:
Планируемые результаты:
Содержание работы:
Задачи
Содержание
1 В этом разделе прописываются парциальные программы, используемые в детском саду.
20
Список методической литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2020.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в
ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е
изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Колдина Д.Н. Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
5. Федорова С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего
возраста. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
6. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград:
Учитель.
7. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. - М.: Учитель, 2014.
8. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Сентябрь-
ноябрь /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
9. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Декабрь-
февраль /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
10. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Март-май
/авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
11. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая
группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2020.
13. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа
раннего возраста (от 2 до 3 лет) /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2018.
14. Свободные интернет-источники.
Нормативное сопровождение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
21
2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных
требованиях в Российской Федерации”»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
4. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении
изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
28.12.2022 № 71847)
22