Напоминание

Рабочая Программа второй группы раннего возраста 2-3года

Автор: Смирнова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Вологда,Вологодская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Рабочая Программа второй группы раннего возраста 2-3года







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рабочая программа воспитателя

второй группы раннего возраста (2-3 года)

Содержание

I. Базовая часть

Планируемые результаты освоения Программы

3

Содержание работы по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

4

Познавательное развитие

6

Речевое развитие

8

Художественно-эстетическое развитие

10

Физическое развитие

17

II. Часть, формируемая участниками ОО

20

Список методической литературы

21

Нормативное сопровождение

21

2

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2-3 года)

ФИО воспитателей:

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

ФИО специалистов:

Музыкальный руководитель: ______________________________________________________________

Инструктор физкультуры: ________________________________________________________________

Педагог-психолог: _______________________________________________________________________

Базовая часть ОП:

Планируемые результаты:

у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за

взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;

с желанием играет в подвижные игры;

ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание,

раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);

ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их

действиями и подражает им; играет рядом;

ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом

поведении;

ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в

какой последовательности продвигаться к цели;

ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в

общение; может обращаться с вопросами и просьбами;

ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;

ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;

ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его

деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и

так далее);

3

ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное

отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;

ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;

ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;

ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные

постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;

ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его

повседневном обиходе;

ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их

последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель

(«Я буду лечить куклу»).

Содержание работы по образовательным областям:

Образовательная

область

Задачи

Содержание

Социально-

коммуникативное

развитие

• поддерживать эмоционально-положительное

состояние детей в период адаптации к ДОО;

• развивать игровой опыт ребёнка, помогая

детям отражать в игре представления об

окружающей действительности;

• поддерживать доброжелательные

взаимоотношения детей, развивать

эмоциональную отзывчивость в ходе

привлечения к конкретным действиям помощи,

заботы, участия;

• формировать элементарные представления о

людях (взрослые, дети), их внешнем виде,

действиях, одежде, о некоторых ярко

выраженных эмоциональных состояниях

(радость, грусть), о семье и ДОО;

• формировать первичные представления

ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о

родителях (законных представителях) и

• Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником,

узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает

помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и

девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям

вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет

отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал

и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку

основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание

ребёнка называть и различать основные действия взрослых.

• Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека,

обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами,

интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие

эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие

закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на

картинках.

• Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи:

детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей

узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены

4

близких членах семьи.

семьи могут заботиться друг о друге.

• Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей

группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,

которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы,

назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям

ориентироваться в пространстве группы.

• Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные

правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует

правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо»,

«пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в

процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и

самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».

• Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять

внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка

выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.

• Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных,

сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность

в ходе участия в играх.

• Педагог формирует представление детей о простых предметах своей

одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям

о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание

колготок, футболок и тому подобное).

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,

«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».

Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:

• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;

• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),

педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;

• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям

России;

• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде

и лжи;

• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества,

умения соблюдать правила, активной личностной позиции;

5

• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком

опыта милосердия и заботы;

• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных

сил для решения трудовой задачи;

• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Познавательное

развитие

1)

развивать

разные

виды

восприятия:

зрительного,

слухового,

осязательного,

вкусового, обонятельного;

2)

развивать

наглядно-действенное

мышление в процессе решения познавательных

практических задач;

3)

совершенствовать

обследовательские

действия: выделение цвета, формы, величины

как особых признаков предметов, поощрять

сравнение предметов между собой по этим

признакам и количеству, использовать один

предмет в качестве образца, подбирая пары,

группы;

4)

формировать

у

детей

простейшие

представления

о

геометрических

фигурах,

величине и количестве предметов на основе

чувственного познания;

5)

развивать

первоначальные

представления

о

себе

и

близких

людях,

эмоционально-положительное

отношение

к

членам семьи и людям ближайшего окружения,

о деятельности взрослых;

6)

расширять представления о населенном

пункте,

в

котором

живет

ребёнок,

его

достопримечательностях,

эмоционально

откликаться на праздничное убранство дома,

ДОО;

7)

организовывать

взаимодействие

и

знакомить

с

животными

и

растениями

ближайшего

окружения,

их

названиями,

1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:

• педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение

предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку

по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет

освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов,

изменении способа их расположения, количества; на действия переливания,

пересыпания. Проводит игры- занятия с использованием предметов-орудий:

сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или

без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке

магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с

игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком

втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или

пластмассовых

винтов)

и

тому

подобное,

создает

ситуации

для

использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и

бытовой деятельности с целью решения практических задач;

• педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3

свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных

пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;

различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических форм-

вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением

рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих

различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми

дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы

обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение,

сопоставление;

продолжает

поощрять

появление

настойчивости

в

достижении результата познавательных действий.

2)

Математические представления:

педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении

формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о

шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по

6

строением и отличительными особенностями,

некоторыми объектами неживой природы;

8)

развивать способность наблюдать за

явлениями природы, воспитывать бережное

отношение к животным и растениям.

образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди

двух предметов при условии резких различий: большой и маленький,

длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к

количественной стороне различных групп предметов (много и много, много

и мало, много и один) предметов.

3)

Окружающий мир:

педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их

с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит

кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе

(о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике

человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки,

ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и

эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул;

намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких

ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра

рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за

компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их

назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),

игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).

4) Природа:

в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и

направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления

природы,

которые

доступны

для

непосредственного

восприятия.

Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах

(особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения),

о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их

характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает

внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце,

небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь,

радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на

приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:

• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;

• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию

народов России;

7

• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;

• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);

• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта

действий по сохранению природы.

Речевое развитие

1) Формирование словаря:

развивать понимание речи и активизировать

словарь. Формировать у детей умение по

словесному

указанию

педагога

находить

предметы,

различать

их

местоположение,

имитировать

действия

людей

и

движения

животных.

Обогащать

словарь

детей

существительными,

глаголами,

прилагательными, наречиями и формировать

умение использовать данные слова в речи.

педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует

умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру

(«Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать

действия людей и движения животных; активизирует словарь детей:

существительными,

обозначающими

названия

транспортных

средств,

частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их

детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать),

взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину,

цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у

детей

названия

предметов

и

действий

с

предметами,

некоторых

особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и

собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;

обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих

ребёнка взрослых и сверстников.

2)

Звуковая культура речи:

упражнять детей в правильном произношении

гласных и согласных звуков, звукоподражаний,

отельных

слов.

Формировать

правильное

произношение звукоподражательных слов в

разном темпе, с разной силой голоса.

педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно

произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей

характерно физиологическое

смягчение практически всех

согласных

звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова,

которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей

использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова,

формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое

отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и

невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная

выразительность речи.

3)

Грамматический строй речи:

формировать у детей умение согласовывать

существительные и местоимения с глаголами,

составлять фразы из 3-4 слов.

педагог

помогает

детям

овладеть

умением

правильно

использовать

большинство

основных

грамматических

категорий:

окончаний

существительных;

уменьшительно-ласкательных

суффиксов;

поощряет

словотворчество,

формирует

умение

детей

выражать

свои

мысли

8

посредством трех-, четырехсловных предложений.

4)

Связная речь:

продолжать

развивать

у

детей

умения

понимать речь педагога, отвечать на вопросы;

рассказывать

об

окружающем

в

2-4

предложениях.

• педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о

нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться

в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать

обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей

проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в

контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления,

используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,

реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств,

отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы

простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к

группе детей, понимать её содержание;

педагог

развивает

у

детей

умение

использовать

инициативную

разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира,

употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и

зависимости объектов.

5)

Интерес к художественной литературе:

• формировать у детей умение воспринимать

небольшие по объему потешки, сказки и

рассказы с наглядным сопровождением (и без

него);

побуждать

договаривать

и

произносить

четверостишия уже известных ребёнку стихов

и песенок, воспроизводить игровые действия,

движения персонажей;

• поощрять отклик на ритм и мелодичность

стихотворений, потешек; формировать умение

в процессе чтения произведения повторять

звуковые жесты;

развивать

умение

произносить

звукоподражания, связанные с содержанием

литературного материала (мяу-мяу, тик-так,

баю-бай, ква-ква и тому подобное), •отвечать

на

вопросы

по

содержанию

прочитанных

Примерный перечень художественной литературы

• Малые формы фольклора. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с

кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят»,

«Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая»,

«Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...», «Наша

Маша маленька...», «Наши уточки с утра», «Огуречик, огуречик...», «Ой ду-

ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали, поехали», «Пошел котик

на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...»,

«Чики, чики, кички...».

• Русские народные сказки. «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы), «Как

коза избушку построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса»

(обраб. М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и

медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н.

Толстого).

• Фольклор народов мира. «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар.

песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с

молд. И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три веселых

9

произведений;

побуждать

рассматривать

книги

и

иллюстрации

вместе

с

педагогом

и

самостоятельно;

• развивать восприятие вопросительных и

восклицательных интонаций художественного

произведения.

братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И.

Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С.

Могилевской и Л. Зориной).

• Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия.

Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули»,

«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д.

«Веселое

лето»,

«Мишка,

мишка,

лежебока»,

«Котенок»,

«Воробушки»;

Введенский

А.И.

«Мышка»;

Лагздынь

Г.Р.

«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из стихотворения

«Казачья колыбельная»); Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;

Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.), «Мчится поезд»; Пикулева

Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Плещеев А.Н.

«Травка зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир

Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».

Проза. Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из

книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский

сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М. «Земляничка»;

Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто

сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик»,

«Впереди всех», «Волк» (рассказы по выбору); Толстой J1.H. «Три

медведя», «Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с

семьей», «Уточки» (рассказы по выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (1-

3 рассказа по выбору), «Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».

• Произведения поэтов и писателей разных стран. Биссет Д. «Га-га-га!»,

пер. с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М.

Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т.

Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории

в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К. «Очень

голодная гусеница».

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение

детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:

• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;

• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на

правильном, богатом, образном языке).

Художественно-

1)

приобщение к искусству:

10

эстетическое

развитие

• развивать у детей художественное восприятие

(смотреть, слушать и испытывать радость) в

процессе

ознакомления

с

произведениями

музыкального,

изобразительного

искусства,

природой;

интерес,

внимание,

любознательность,

стремление к эмоциональному отклику детей

на отдельные эстетические свойства и качества

предметов

и

явлений

окружающей

действительности;

развивать

отзывчивость

на

доступное

понимание произведений искусства, интерес к

музыке

процессе

прослушивания

классической

и

народной

музыки),

изобразительному

искусству

процессе

рассматривания

и

восприятия

красоты

иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-

прикладного искусства);

• познакомить детей с народными игрушками

(дымковской,

богородской,

матрешкой

и

другими);

• поддерживать интерес к малым формам

фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);

• поддерживать стремление детей выражать

свои

чувства

и

впечатления

на

основе

эмоционально

содержательного

восприятия

доступных

для

понимания

произведений

искусства или наблюдений за природными

явлениями;

Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает

эмоциональную

отзывчивость

на

доступные

пониманию

детей

произведения

изобразительного

искусства.

Знакомит

с

народными

игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и

другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание

детей на характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму,

цветовое

оформление.

Педагог

воспитывает

интерес

к

природе

и

отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и

музыкальной деятельности.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства.

Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?»,

«Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок».

2)

изобразительная деятельность:

воспитывать

интерес

к

изобразительной

деятельности (рисованию, лепке) совместно со

взрослым и самостоятельно;

развивать

положительные

эмоции

на

предложение нарисовать, слепить;

1) Рисование:

• педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие;

способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы

предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;

побуждает,

поощряет

и

подводит

детей

к

изображению

знакомых

11

• научить правильно держать карандаш, кисть;

• развивать сенсорные основы изобразительной

деятельности:

восприятие

предмета

разной

формы, цвета (начиная с контрастных цветов);

• включать движение рук по предмету при

знакомстве с его формой; познакомить со

свойствами глины, пластилина, пластической

массы; развивать эмоциональный отклик детей

на отдельные эстетические свойства и качества

предметов

в

процессе

рассматривания

игрушек,

природных

объектов,

предметов

быта, произведений искусства;

предметов, предоставляя им свободу выбора;

• педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)

оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом

карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением

карандаша по бумаге;

• педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге

разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем,

что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от

штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей

к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к

осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен,

форм;

• педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих

предметов;

учит

детей

различать

цвета

карандашей,

фломастеров,

правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие,

вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя

предметам:

ленточкам,

платочкам,

дорожкам,

ручейкам,

сосулькам,

заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой

формы;

• при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть

свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука

поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит

держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше

отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать

краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,

прикасаясь ворсом к краю баночки.

2)

Лепка:

педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими

материалами:

глиной,

пластилином,

пластической

массой

(отдавая

предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами; педагог

учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки

и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;

соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко,

бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины

круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой

12

формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между

ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в

середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять

две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или

грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей

класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную

заранее подготовленную клеенку.

3)

конструктивная деятельность:

знакомить

детей

с

деталями

(кубик,

кирпичик,

трехгранная

призма,

пластина,

цилиндр),

с

вариантами

расположения

строительных форм на плоскости;

развивать

интерес

к

конструктивной

деятельности, поддерживать желание детей

строить самостоятельно;

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом

педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,

трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения

строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать

умение

у

детей

сооружать

элементарные

постройки

по

образцу,

поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует

пониманию

пространственных

соотношений.

Педагог

учит

детей

пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными

масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому

подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит

детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с

взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время

педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием

природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).

4)

музыкальная деятельность:

• воспитывать интерес к музыке, желание

слушать

музыку,

подпевать,

выполнять

простейшие танцевальные движения;

• приобщать к восприятию музыки, соблюдая

первоначальные правила: не мешать соседу

вслушиваться в музыкальное произведение и

эмоционально на него реагировать;

1)

Слушание:

педагог

учит

детей

внимательно

слушать спокойные и бодрые песни,

музыкальные

пьесы

разного

характера, понимать, о чем (о ком)

поется, и эмоционально реагировать

на содержание; учит детей различать

звуки по высоте (высокое и низкое

звучание колокольчика, фортепьяно,

металлофона).

Примерный перечень музыкальных

произведений.

Слушание.

«Наша погремушка»,

муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;

«Весною»,

«Осенью»,

муз.

С.

Майкапара;

«Цветики»,

муз.

В.

Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот

как мы умеем», «Марш и бег», муз.

Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

«Кошечка»

игре

«Кошка

и

котята»), муз. В. Витлина, сл. Н.

13

Найденовой;

«Микита»,

белорус,

нар. мелодия, обраб. С. Полонского;

«Пляска

с

платочком»,

муз.

Е.

Тиличеевой,

сл.

И.

Грантовской;

«Полянка», рус. нар. мелодия, обраб.

Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича,

сл. С. Прокофьевой.

Рассказы

с

музыкальными

иллюстрациями.

«Птички», муз. Г.

Фрида;

«Праздничная

прогулка»,

муз. А. Александрова.

2)

Пение:

педагог вызывает активность детей

при подпевании и пении; развивает

умение подпевать фразы в песне

(совместно с педагогом); поощряет

сольное пение.

Примерный перечень музыкальных

произведений.

• Пение. «Баю» (колыбельная), муз.

М. Раухвергера; «Белые гуси», муз.

М.

Красева,

сл.

М.

Клоковой;

«Дождик», рус. нар. мелодия, обраб.

В.

Фере;

«Елочка»,

муз.

Е.

Тиличеевой,

сл.

М.

Булатова;

«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.

Найденовой; «Ладушки», рус. нар.

мелодия;

«Птичка»,

муз.

М.

Раухвергера,

сл.

А.

Барто;

«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл.

Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз.

А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;

«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл.

И. Черницкой.

• Игры с пением. «Игра с мишкой»,

муз. Г. Финаровского; «Кто у нас

хороший?», рус. нар. песня.

4)

Музыкально-ритмические движения:

педагог

развивает

у

детей

эмоциональность

и

образность

Примерный перечень музыкальных

произведений.

14

восприятия музыки через движения;

продолжает формировать у детей

способность

воспринимать

и

воспроизводить

движения,

показываемые взрослым (хлопать,

притопывать ногой, полуприседать,

совершать повороты кистей рук и

так далее); учит детей начинать

движение

с

началом

музыки

и

заканчивать

с

её

окончанием;

передавать образы (птичка летает,

зайка прыгает, мишка косолапый

идет);

педагог

совершенствует

умение ходить и бегать (на носках,

тихо; высоко и низко поднимая

ноги; прямым галопом), выполнять

плясовые

движения

в

кругу,

врассыпную,

менять

движения

с

изменением характера музыки или

содержания песни.

Музыкально-ритмические

движения. «Дождик», муз. и сл. Е.

Макшанцевой;

«Воробушки»,

«Погремушка,

попляши»,

«Колокольчик», «Погуляем», муз. И.

Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как

мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл.

Н. Френкель.

• Музыкальные забавы. «Из-за леса,

из-за гор», Т. Казакова; «Котик и

козлик», муз. Ц. Кюи.

• Инсценирование песен. «Кошка и

котенок», муз. М. Красева, сл. О.

Высотской; «Неваляшки», муз. 3.

Левиной; Компанейца.

5)

театрализованная деятельность:

• пробуждать интерес к театрализованной игре

путем первого опыта общения с персонажем

(кукла Катя показывает концерт), расширения

контактов со взрослым (бабушка приглашает

на деревенский двор);

побуждать

детей

отзываться

на

игры-

действия

со

звуками

(живой

и

неживой

природы), подражать движениям животных и

птиц под музыку, под звучащее слово (в

произведениях малых фольклорных форм);

способствовать

проявлению

самостоятельности,

активности

в

игре

с

персонажами-игрушками;

• развивать умение следить за действиями

Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает

условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием

действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных

силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать

характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет),

передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом,

движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит

сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей

желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так

далее) и атрибутами как внешними символами роли.

15

заводных

игрушек,

сказочных

героев,

адекватно реагировать на них;

способствовать

формированию

навыка

перевоплощения в образы сказочных героев;

• создавать условия для систематического

восприятия

театрализованных

выступлений

педагогического театра (взрослых).

6) культурно-досуговая деятельность:

создавать

эмоционально-положительный

климат в группе и ДОО, обеспечение у детей

чувства комфортности, уюта и защищенности;

формировать умение самостоятельной работы

детей с художественными материалами;

• привлекать детей к посильному участию в

играх,

театрализованных

представлениях,

забавах, развлечениях и праздниках;

• развивать умение следить за действиями

игрушек,

сказочных

героев,

адекватно

реагировать на них;

• формировать навык перевоплощения детей в

образы сказочных героев.

Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для

обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;

формирует

у

детей

умение

самостоятельной

работы

детей

с

художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в

играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр;

инсценирование

русских

народных

сказок),

забавах,

развлечениях

(тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за

действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:

• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира

(природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с

возрастными особенностями);

• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной

культуры;

• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и

внутреннего мира ребёнка;

• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой

деятельности;

• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его

освоения детьми;

• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его

16

индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и

взрослыми).

Физическое

развитие

• обогащать двигательный опыт детей, помогая

осваивать упражнения основной гимнастики:

основные движения (бросание, катание, ловля,

ползанье,

лазанье,

ходьба,

бег,

прыжки),

общеразвивающие и музыкально-ритмические

упражнения;

развивать

психофизические

качества,

равновесие и ориентировку в пространстве;

• поддерживать у детей желание играть в

подвижные

игры

вместе

с

педагогом

в

небольших подгруппах;

формировать

интерес

и

положительное

отношение

к

выполнению

физических

упражнений,

совместным

двигательным

действиям;

укреплять

здоровье

детей

средствами

физического

воспитания,

формировать

культурно-гигиенические навыки и навыки

самообслуживания,

приобщая

к

здоровому

образу жизни.

Педагог

формирует

умение

выполнять

основные

движения,

общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных

формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика,

физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по

развитию движений и другое), развивает психофизические качества,

координацию,

равновесие

и

ориентировку

в

пространстве.

Педагог

побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать

согласованно,

реагировать

на

сигнал.

Оптимизирует

двигательную

деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,

поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и

проявлять культурно-гигиенические навыки.

1)

Основная

гимнастика

(основные

движения,

общеразвивающие

и

строевые упражнения).

• Основные движения:

• бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске;

прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя

(расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча;

передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,

снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с

расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через

сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча,

брошенного педагогом с расстояния до 1 м;

• ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки

(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу,

по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по

гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на

лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;

• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии,

палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом

вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка

и другие); врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по

кругу по одному и парами, взявшись за руки;

• бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных

17

направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за

катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в

течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;

• прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением

вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с

места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх,

касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;

• упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3

м); по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по

гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15

см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без

помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в

стороны; кружение на месте.

В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей

действовать

сообща,

двигаться

не

наталкиваясь

друг

на

друга,

придерживаться

определенного

направления

движения,

предлагает

разнообразные упражнения.

• Общеразвивающие упражнения:

• упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса:

поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за

спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой,

над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;

• упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости

позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему

рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя;

одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и

лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на

спине;

• упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и

гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору,

приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;

• музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном

занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений;

педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под

музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка»,

18

приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные

упражнения.

Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми

упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами,

кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.

2)

Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей

желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с

включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для

развития выразительности движений в имитационных упражнениях и

сюжетных

играх,

помогает

самостоятельно

передавать

простейшие

действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать

крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как

цыплята, и тому подобное).

3)

Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у

детей

полезные

привычки

и

элементарные

культурно-гигиенические

навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно

мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы,

пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать

нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в

порядок одежду; способствует формированию положительного отношения

к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических

упражнений.

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение

детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:

• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,

духовного и социального благополучия человека;

• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и

безопасного образа жизни;

становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным

играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;

• воспитание активности,

самостоятельности,

самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных

качеств;

• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;

• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

19

Часть, формируемая участниками ОО

1

Цель:

Задачи:

Планируемые результаты:

Содержание работы:

Задачи

Содержание

1 В этом разделе прописываются парциальные программы, используемые в детском саду.

20

Список методической литературы

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2020.

2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в

ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

3. Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е

изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

4. Колдина Д.Н. Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. –

2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.

5. Федорова С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего

возраста. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

6. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград:

Учитель.

7. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. - М.: Учитель, 2014.

8. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:

технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Сентябрь-

ноябрь /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.

9. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:

технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Декабрь-

февраль /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.

10. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:

технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Март-май

/авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.

11. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая

группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2020.

13. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа

раннего возраста (от 2 до 3 лет) /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2018.

14. Свободные интернет-источники.

Нормативное сопровождение

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской

Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)

21

2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об

образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных

требованиях в Российской Федерации”»

3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об

образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»

4. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении

изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)

5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по

сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной

образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России

28.12.2022 № 71847)

22