Автор: Васильева Екатерина Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 68 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника"
Васильева Екатерина Эдуардовна
МАДОУ 68 «Чебурашка»
Воспитатель
Значение сюжетно-ролевых игр для развития дошкольника
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольников
Дошкольное детство – период развития ребенка, который длится с трех лет до шести-семи
лет. На этом этапе активно формируется психика. Психические процессы проявляются в
воображении ребенка, его произвольном поведении, отношениях с окружающими
людьми.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир со свойственной им
непосредственностью и живым интересом. Они всегда готовы к открытиям, познают и
пробуют что-то новое.
Дети что-то ищут, перекладывают, строят, ломают. Они радуются и плачут, ссорятся и
мирятся. Поэтому задача взрослых – помочь ребенку сориентироваться в большом потоке
новой информации, задать правильное направление развития.
Лучше всего дети запоминают информацию, которая им по-настоящему интересна. Когда
ребенок чем-либо увлечен, он получает дополнительный импульс для развития, быстрее и
легче запоминает новые сведения. Создать этот импульс помогает игра. Она позволяет
ребенку лучше понять взаимоотношения взрослых, проявляет и формирует определенные
свойства личности.
Детская игра должна быть ориентирована на развитие, а игровые элементы сочетаться с
обучением. Определим основные принципы игры:
– игра тесно связана с обучением;
– постепенное усложнение условий игры и обучающего процесса;
– связь между обучающими и воспитательными факторами;
– активизация познавательной деятельности ребенка при выполнении новых заданий;
– постепенное увеличение интенсивности познавательной деятельности.
Соблюдая эти принципы можно создать условия для формирования у детей
первоначальных норм самоконтроля и самооценки, которые важны для становления
ребенка, его учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками. Научиться
контактировать с другими детьми и взрослыми ребенку помогают сюжетно-ролевые игры.
В ходе таких игр дети моделируют поведение взрослых и их отношения. В таких играх
способности ребенка развиваются гораздо активнее, чем на занятиях или при общении с
взрослыми.
Во время сюжетно-ролевых игр формируются психические качества и свойства личности
ребенка, его произвольное поведение и другие психические процессы различных уровней.
Исполняя свою роль, ребенок фокусируется на ней, учится контролировать свои
импульсивные действия и сиюминутные желания.
Игра позволяет развивать мыслительные процессы ребенка. В игре дети используют
предметы, заменяющие реальные объекты, которые служат опорой для мышления.
Сначала дети применяет их в воображаемом пространстве, затем игровые действия
постепенно переходят из внешнего плана во внутренний. Дети мысленно воссоздают
сюжет игры –так они учатся оперировать образами и представлениями.
Когда они исполняют различные роли, у них появляется возможность увидеть мир
глазами других людей, открыть для себя новые свойства предметов. Сюжетно-ролевые
игры важны и для развития воображения. Играя с другими детьми ребенку нужно
представить определенную ситуацию и вообразить, что реальные объекты и предметы –
это нечто иное, необходимое в игре. Благодаря такой деятельности у ребенка развивается
творческое воображение.
Еще один важный аспект игры – общение детей друг с другом, во время которого ребенок
учится считаться с чужим мнением, сопоставлять свои действия с действиями других
детей, понимать и поддерживать их.
Все перечисленные факты доказывают, что сюжетно-ролевые игры занимают ведущее
положение среди различных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Основа любой ролевой игры – это роли, которые исполняют ее участники. Играя, дети не
просто называют себя в соответствии со своей ролью («я водитель», «я врач»), а
стараются перевоплотиться в определенного персонажа, поступать так, как поступает он.
Игровая роль становится главным связующим звеном между детским миром и миром
взрослых. Она требует от ребенка конкретных действий. Для полноценной игры
недостаточно думать, что ты шофер или строитель нужно показать это на практике: взять
в руки воображаемый руль или построить дом из кубиков.
Помимо игровых ролей, для понимания сути игры важны ее сюжет и содержание.
Суть игры это - часть объективной реальности, которую дети воссоздают в игре. Это
может быть семья, больница, парикмахерская и т.д.
Сюжеты игр напрямую зависят от обстановки, в которой растет и развивается ребенок.
Они меняются по мере того, как он знакомится с миром и приобретает новый опыт.
Сюжеты ролевых игр рождаются из наблюдений детей за взрослыми. Если ребенок мало
бывает в обществе, набор сюжетов, которые он использует в игре, сводится к минимуму.
Такие дети играют значительно реже своих сверстников с более широким кругозором.
Содержание игры - это характер отношений, который дети считывают, наблюдая за
окружающими их взрослыми, и воспроизводят в игре.
Таким образом, сюжеты и содержание ролевых игр определяются обстановкой, в которой
растет ребенок, его окружением и знаниями о мире в целом. Все это не только является
источников игровых сюжетов, но и находит отражение в процессе игры.
Возраст и характер игровых действий
У ребенка в период дошкольного детства характер игровых действий меняется по мере
взросления.
В 3–4 года ребенок исполняет отдельные игровые действия без обозначения роли. Сюжет
игры состоит из двух действий. Погрузиться в игровую реальность и находиться в ней
ребенку помогает взрослый.
В 4–5 лет ребенок выполняет несколько взаимосвязанных игровых действий, которые
соответствуют его роли. Он может назвать свою роль и сменить ее на другую роль во
время игры. Ребенок переходит в игровую реальность самостоятельно, без помощи
взрослых.
В 5–6 лет ребенок выполняет цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые
отвечают заданному сюжету. Дети распределяют роли до начала игры и затем
придерживаются их. В игре прослеживаются социальные функции персонажей, которых
изображают дети, а также логика поведения взрослых.
В 6–7 лет ребенок выполняет множество различных игровых действий, которые отражают
поведение людей в реальном мире, хотя в основе игрового сюжета – воображаемые
обстоятельства. Также в игровых действиях отчетливо проявляются взаимоотношения в
социуме. Например, кто-то из участников игры становится главным, а кто-то –
подчиненным, либо они взаимодействуют на равных. Дети оговаривают эти и другие
условия игры, а также распределяют роли до ее начала. Затем игра развивается по
выбранному сюжету.
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников
При организации сюжетно-ролевых игр главные задачи воспитателя:
– развивать игру как деятельность и использовать ее воспитательные функции;
– вводить в игровую деятельность новые темы, а также углублять их содержание;
– прививать детям трудолюбие, сочувствие, умение дружить и помогать друг другу;
– во время игры ребенок должен получать позитивный опыт.
Воспитательный эффект игры зависит от того, как тщательно она продумана и
организована. При хорошей организации игры дети концентрируются на своих ролях,
активно взаимодействуют, считаются с чужими интересами, помогают друг другу. При
подготовке к игре очень важно правильно подбирать игровой материал, который должен
давать импульс к развитию игровой деятельности.
В процессе игры воспитатель должен ею управлять. Среди приемов управления игрой
дошкольников можно условно выделить две группы:
– приемы прямого руководства;
– приемы косвенного воздействия.
Прием прямого руководства игрой - это непосредственное вмешательство в ее ход.
Например, воспитатель сам принимает участие в игре, корректирует действия участников,
вводит новые правила или предлагает новую тему, но не в ущерб самостоятельности
детей.
Прием косвенного воздействия не требуют непосредственного участия воспитателя в
игре. Этот прием призван расширить кругозор детей, помочь им глубже разобраться в
предлагаемой ситуации. Перед началом игры воспитатель может заменить часть игрушек,
которые использовались ранее, на новые либо изменить обстановку, где происходит игра.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Навыки сюжетно-ролевой игры развиваются, усложняются по мере взросления ребенка.
Н. Я. Михайленко условно разделяет данный процесс на три этапа.
Первый этап – от 1,5 до 3 лет. На этом этапе особое внимание уделяется предметам-
заместителям. Именно они служат стимулом к игре, вокруг них выстраиваются игровые
ситуации.
Второй этап – от 3 до 5 лет. В этот период главное место в игре занимают роли. Дети
учатся перевоплощаться, строить отношения в игровом мире, менять роли в процессе
игры. Развивать эти навыки помогают ролевые диалоги, которые концентрируют
внимание ребенка на ролевой речи, а не на условном действии.
Третий этап – от 5 до 7 лет. На этом этапе дети учатся придумывать новые игровые
сюжеты, включать в них различные события, учитывать не только свои, но и чужие
игровые замыслы. Такая творческая деятельность способствует развитию речи и
воображения детей. Можно практиковать ее и в отрыве от игровых действий, только в
устной форме.
По мнению Н. Я. Михайленко, особенность формирования игровых навыков в сюжетно-
ролевой игре в том, что взрослый также включается в игру, становиться для ребенка
равноправным партнером и частью игровой реальности. Но главным в игровой
деятельности остается взаимодействие детей с его сверстниками. Взрослый же направляет
их, помогает детям выстраивать отношения, объясняет то, что им не совсем понятно.
Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры
При подготовке и реализации сюжетно-ролевой игры необходимо:
- Выбрать игру в соответствии с воспитательной задачей.
- Разработать план игры. Важно детально продумать содержание игры, чтобы на всех
этапах она была увлекательной, что бы удержать внимание детей. Также нужно выделить
основные игровые роли и подготовить игровые предметы, которые помогут в решении
воспитательных задач.
- Ознакомить детей с планом игры и обсудить его с детьми.
- Создать воображаемую ситуацию. Чтобы помочь детям окунуться в игровую реальность,
воспитателю стоит обозначить предметы, которые будут использоваться в игре, назвать
их игровые функции. Например, стулья могут служить машинками и т.д.
-Распределить игровые роли. При этом важно учитывать пожелания детей, их игровые
потребности. В некоторых ситуациях можно разыгрывать роли по очереди, чтобы дать
каждому ребенку возможность проявить себя и утвердиться в коллективе.
- Обеспечить позитивное восприятие игровой ситуации и начать игру. Можно выбрать в
коллективе наиболее активных детей, у которых прекрасно развито творческое
воображение, и дать им главные роли. Их исполнение поможет увлечь остальных детей,
что послужит положительным примером.
-Сохранять игровую ситуацию. Для этого нужно соблюдать несколько условий:
обыгрывать любые совместные действия детей;
управлять действиями детей, не выходя за рамки игровой ситуации: давать им
различные поручения, хвалить их , соблюдая игровой сюжет;
делить детей на группы и проводить соревнования между ними в процессе игры;
использовать различные игры на местности с аналогичными игровыми сюжетами,
творческие игры.
- Завершить игру в соответствии с разработанным планом. Окончание игры важно
продумать заранее, ведь оно должно подкрепить положительный опыт, полученный в
процессе игры, сформировать у детей положительные эмоции.
В результате правильно проведенной сюжетно-ролевой игры дети учатся коллективному
мышлению, активно взаимодействуя со сверстниками.
Для детей нет более доступного и интересного вида деятельности, чем сюжетно-ролевая
игра. Она помогает наиболее естественным способом осваивать новые знания,
приобретать новые навыки. В игре отображаются мыслительные процессы каждого
ребенка, его эмоции, воображение, инициативность.
Сюжетно-ролевая игра, может включать большое количество разнообразных методов, с
помощью которых формируется личность ребенка, совершенствуются его социальные
навыки и духовный мир.