Напоминание

"Предметно-пространственная развивающая среда ДОО как средство активизации коммуникативно-речевой и творческой активности детей с нарушением речи"

Авторы: Герасимова Светлана Михайловна, Переверзева Оксана Николаевна
Должности: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Предметно-пространственная развивающая среда ДОО как средство активизации коммуникативно-речевой и творческой активности детей с нарушением речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Предметно-пространственная развивающая среда ДОО

как средство активизации коммуникативно-речевой и

творческой активности детей с нарушением речи
Герасимова С.М., заведующий; Переверзева О.Н., старший воспитатель МБДОУ д/с № 59 г.Апатиты Мурманская обл. Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении «Чрезвычайно важно, чтобы ещё до начала размышления, прежде чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, говоря, просто игра ума». И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды. Совершенствование и модернизация системы образования требуют внедрения в практику работы дошкольных учреждений компенсирующего вида комплекса мер, направленных на современное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для его развития, коррекции и формирования полноценной личности. Ребёнок развивается на фоне среды. Среда может быть просто «обстановкой», а может стать источником детского развития. Термин «развивающая среда» в последнее время стал очень популярным и используется различными авторами. Мы используем концепцию доктора психологических наук С.Л.Нововсёловой, которая предусматривает создание вариативных дизайн-проектов 1 Развивающая среда - это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым. Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие педагога с детьми. Иной позиции требует её личностно- ориентированный способ взаимодействии - это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. Это фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей. В истории дошкольной педагогики известно несколько вариантов предметно - средовой модели (М.Монтессори); комплексно- тематической модели (О.Декроли, С.Френс) и учебной модели. Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида является поиск своей модели, развивающей предметно - пространственной среды. Мы пробуем создать в группах предметно- пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе. Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих: - создание оптимальных условий для речевого личностного развития детей-логопатов; - развитие познавательной активности детей с ОНР; - развитие общеинтелектуальных умений; - развитие и коррекция ревой функциональной системы; - развитие и коррекция неречевых психических функций. 1  С.Н.Новоселова «Развивающая предметная среда»
В систему работы в Лого среде входит активизация импрессивного и обогащение экспрессивного словаря детей-логопатов; коррекция грамматической структуры языка, развитие связной речи; развитие фонематического восприятия; подготовка детей к овладению навыками чтения; упражнение в глобальном чтении; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, внимания; памяти и мышления. Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков. Таким образом, мы поставили цель построения модели коррекционно-развивающего педагогического процесса в нашем дошкольном учреждении. На развитие личности ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. В состав предметно-развивающей среды входит центр коррекции речи, представляющий собой специально оборудованное пространство для игр. Играя, дети получают разнообразные и меняющиеся впечатления. Вследствие этого происходит стимулирование, активизация и развитие аналитической, познавательной и речевой деятельности. Эффективность педагогического воздействия зависит и от позиции самого ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Непосредственно образовательная деятельность должна быть интересной детям и построены таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность. Поэтому созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у детей с тяжёлыми нарушениями речи эмоционально положительное отношение к игре, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательной, речевой и творческой деятельности, а также способствует интеллектуальному развитию. Эта среда меняет отношение детей к непосредственно-образовательной деятельности: играя, они увлеченно занимаются, а значит, активно и быстро обучаются. Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи мы основной, приоритетной зоной развивающего обучения выделили ЛОГОсреду. Созданная в группах модель ЛОГОсреды - это основа коррекционно- воспитательной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Проблемная насыщенность среды постоянно меняется, обновляется в соответствии с изучаемой лексической темой. При построении ЛОГОсреды мы исходим из того что: ЛОГОсреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Предметно- игровая среда должна отвечать следующим параметрам: - проблемная насыщенность (у нас ЛОГОсреда); - создание условий для самореализации; - многофункциональность и вариативность модели среды; - необыденность, приближение к домашней обстановке; - открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми; - психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности). Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать: - чувство психологической защищённости; - средства полноценного развития (т.е. должна быть обеспечена радость существования); - решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок- педагог»;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. А значит, предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию. В поисках модели развивающей среды мы обратились к рекомендациям В.Ф.Базарного, который доказал, что повышение эффективности развития детей обеспечивается использованием экологических букварей в воспитательном процессе. 2 Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. На первом этапе это служило своеобразным введением детей в мир букв, занимательной грамматики. Однако, используя его здоровье, развивающую технологию обучения, нам хотелось большего обращения к детской активности. Экологический букварь даёт возможность обработки на нём 4 сезонов, а задуманная нами работа в ЛОГОсреде позволяет «спроектировать» любую рабочую лексическую тему. Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми. Девизом ЛОГОсреды мы считаем высказывание В.А.Сухомлинского: «Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт». Особый развивающий смысл ЛОГОсреды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития, «запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение, но специально в ЛОГОсреде преследуются развивающие цели. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно- развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу. Для формирования и дальнейшего развития словарного запаса детей в речевом центре находятся: предметные картинки по лексической теме; дидактические игры; фотографии; плакаты; сюжетные картинки; картинки с последующим развитием сюжета; альбомы с демонстрационными картинами; схемы-планы для составления описательных рассказов; условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями); наборы мелких игрушек, соответствующих лексической теме; игры для развития мелкой моторики; дыхательные тренажёры; игры на развитие фонематического слуха; игры для развития внимания; пиктограммы для развития 2  В.Ф.Базарный «Укрепление здоровья детей и подростков за счёт интеграции процессов обучения, направленного формирования функций зрения»
эмоциональной сферы; мини-музей; оформляются фотовыставки, так как фотографии отображают реальный вид предметов и живых существ, они очень интересуют детей. Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок осматривает предметы, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на вкус, нюхает. Во время рассматривания экспонатов мини-музея знакомили детей с новыми словами так, чтобы они входили в их сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Так ЛОГОсреда старшей речевой группы «Говоруша» путешествует по маршруту группы «Непоседы», привозит ребятам гостей, задания сюрпризы, т.е. вечерние задания логопеда с целью закрепления знаний, полученных на занятиях учителя-логопеда или для предварительной подготовки к предстоящему занятию. В подготовительной группе «Почемучки» ЛОГОсреда представляет собой «Речевозик от А до Я». Магнитные вагончики речевозика позволяют без труда располагать здесь речевой и коррекционный материал по лексическим темам, мобильно работать с ними с помощью магнитов. На магнитных досках-вагончиках можно также писать и рисовать маркером. Всё это вносит сюрпризность в организацию коррекционной и познавательной деятельности педагогов с детьми. Коррекционный уголок, математический центр, уголок природы группы содержат уникальные материалы по развитию всех психических функций детей и являются центром креативного развития по решению проблем речевого дефекта заикающихся детей. Систематизирован и наглядно представлен материал по лексическим темам. Разнообразие материала позволяет успешно осуществлять коррекционно-развивающую работу, усиливают эмоциональное отношение детей к игровым заданиям и побуждает к развитию речемыслительной деятельности у детей. В подготовительной речевой группе «Любознайки» через ЛОГОсреду «Волшебный лес» проходят все лексические темы. Задуманная воспитателями работа вЛОГОсреде «Волшебный лес», позволяет «спроектировать» любую рабочую лексическую тему. В Логосреде «Осень в волшебном лесу» воспитатели имеют возможность активизировать импрессивный и обогатить экспрессивный словарь детей по лексическим темам: «Как мы лето провожали», «Ранняя осень», «Деревья в лесу», «Что нам осень принесла». С помощью различных упражнений воспитатель развивает у детей мыслительные операции сравнения и соотнесения (разложи листья, плоды по размеру, форме); формирует зрительное восприятие основных цветов и их оттенков (узнай дерево по листьям), счетные навыки (посчитай желтые, красные листья, желуди на дубе, грибы, цветы), учит отгадывать загадки. В наших группах наряду с прохождением лексических тем постоянно проводятся выставки и создание мини-музеев. Активное участие в оформлении выставок и мини-музеев принимают не только воспитатели и дети, но и также родители. Например,: Сентябрь: «Дары леса» (ягоды, грибы, цветы), «Подарки Лесовичка» (выставка поделок из природного материала).
Рисунок 1.»Речевозик от А до Я»

Рисунок 2. "Волшебный лес"

Декабрь: «Мой самый верный дружок» (выставка собак), «Деревня в Хибинах», «На скотном дворе», «Игрушки своими руками» (поделки детей на новогоднюю ёлку), «Пришла зима в Хибины». Март: «Моя милая мама», «Ах, матрёшка». Развитие речи – многоступенчатый процесс. Базой для развития речи и познания является создание «мини-музеев» в развивающей среде группы. Это универсальный метод, позволяющий создать ситуацию детского экспериментирования и «поле исследований» для развития речи, формирования речевой практики. Развивающее образовательное пространство в форме «мини-музея» - это настоящий кладезь для развития речевой активности и познания дошкольников. Что такое музей?В толковом словаре это трактуется так: музей – учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественнонаучных коллекций и ведущие культурно-просветительную работу.Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства, являются частью образовательного процесса, в котором решается проблема социализации подрастающего поколения; создают условия для проведения игр-заданий, беседы, что очень важно для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому они и названы мини-музеями. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Но в них есть преимущество: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, собирать и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель. А здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он сам: каждый мини-музей – это результат общения, поиска, совместного творчества воспитателя, детей и родителей, что является особенно важным. В нашем дошкольном учреждении мини-музеи – это элемент развивающей среды. Создаются они по той или иной теме как до, так и после ее изучения и существуют в группе непродолжительное или длительное время, в зависимости от их назначения и востребованности. Каждый мини-музей имеет свою структуру. Обычно его экспозиция разделена на несколько зон, чтобы ребенку проще было усвоить или закрепить материал. Мини-музей должен нести функцию предметно-практической деятельности детей. Если это музей одежды – дети работают модельерами, музей или выставка книг – дети художники-иллюстраторы, транспорт – дети инженеры-конструкторы транспорта будущего и т.д.
В мини-музее могут быть представлены предметы и игрушки по теме, иллюстрации и открытки, литература и фотовыставки, выставки детского творчества и персональные выставки, кратковременные, так называемые «экспресс- выставки», а также коллекции. Коллекции (как и выставки) очень близки по своей сути с мини-музеями, и, хотя они менее глобальны и объемны, и рассматриваются как часть музея, практически несут ту же функцию и решают те же задачи, что и мини-музеи: - расширение кругозора детей; - развитие познавательных способностей и потребностей; -стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, поиск источников пополнения коллекций. Это прекрасный материал для исследования, который дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей. Собираются они также в соавторстве: дети – воспитатели – родители. Тематика их может быть очень разнообразна, например: - «Друг детства – мишка» (история игрушки); - «Часы бывают разные»; - «Парад снеговиков»; - «Шляпы и шляпки»; - «Чудесные магниты»; - «Насекомые и их знакомые»; - «Семейные реликвии». Как используются мини-музеи и выставки? Мини-музеи в группах позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей – широкое поле для поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Здесь проходят экскурсии, беседы; любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора; об экспонатах можно придумывать сказки и составлять описательные рассказы, читать стихи и потешки, размышлять над пословицами и поговорками, загадывать загадки и разгадывать кроссворды. Здесь можно участвовать в конкурсах и викторинах, интеллектуальных играх: «Звездный час», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», литературных чтениях, а так же поиграть в музейные ролевые и дидактические игры, которые учат общению, умению задавать вопросы и отвечать на них, развивают воображение, интеллект, эмоциональную сферу, способность анализировать и обобщать. Современная методика дает возможность построить «музейные занятия» по законам сюжетно-ролевой игры, где дети - экскурсоводы, посетители, организаторы, авторы экспозиций. В «архивах» мини-музеев могут храниться темы экскурсий по выставке музея, фотографии, детские рассказы, рисунки, рукописные книги – все, что является результатом совместного труда. Таким результатом совместной коллективной конструктивной деятельности дошкольников являются так же макеты. Они, как и мини-музеи, являются важным элементом развивающей среды и могут быть дополнительными экспонатами музеев.
Форма работы по реализации проекта «Мини-музеи» дает возможность каждому ребенку успешно погрузиться в мир познания, сделать «музей» темой интересного разговора и диалога. Данный метод развивающего обучения позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, обеспечивает процесс продуктивного сотворчества, что способствует повышению уровня любознательности детей. Организация работы в «мини-музеях» гарантирует педагогу в работе с детьми сбалансированный охват всех сторон речи, речевого общения и «запуск механизмов» поисковой и интерактивной деятельности. Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики. Литература: Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. «Детский сад: будни и праздники»: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Линка-пресс, Москва; Рыжова Н.А., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музеи в детском саду». Линка-пресс, Москва; Рыжова Н.А. «От коллекции к музею». Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: «Обруч».