"Предметно-пространственная развивающая среда ДОО как средство активизации коммуникативно-речевой и творческой активности детей с нарушением речи"
Авторы: Герасимова Светлана Михайловна, Переверзева Оксана Николаевна Должности: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Предметно-пространственная развивающая среда ДОО как средство активизации коммуникативно-речевой и творческой активности детей с нарушением речи"
творческой активности детей с нарушением речи
Герасимова С.М., заведующий;
Переверзева О.Н.,
старший воспитатель
МБДОУ д/с № 59
г.Апатиты Мурманская обл.
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а
источником детского развития.
В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении
«Чрезвычайно важно, чтобы ещё до начала размышления, прежде чем вообще дать ход
нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в
движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, говоря, просто игра ума». И это
должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.
Совершенствование и модернизация системы образования требуют внедрения в
практику работы дошкольных учреждений компенсирующего вида комплекса мер,
направленных на современное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для его
развития, коррекции и формирования полноценной личности. Ребёнок развивается на фоне
среды. Среда может быть просто «обстановкой», а может стать источником детского
развития. Термин «развивающая среда» в последнее время стал очень популярным и
используется различными авторами. Мы используем концепцию доктора психологических
наук С.Л.Нововсёловой, которая предусматривает создание вариативных дизайн-проектов
1
Развивающая среда - это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а
внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка,
делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым. Современные подходы к
ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие педагога с детьми. Иной позиции
требует её личностно- ориентированный способ взаимодействии - это в первую очередь
предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных
действий, общения на равных. Это фактор и усиление внимания к проблеме организации
развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же
продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала
стимулирующей, направляющей и обучающей. В истории дошкольной педагогики известно
несколько вариантов предметно - средовой модели (М.Монтессори); комплексно-
тематической модели (О.Декроли, С.Френс) и учебной модели.
Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет в нашем дошкольном
учреждении компенсирующего вида является поиск своей модели, развивающей предметно -
пространственной среды. Мы пробуем создать в группах предметно- пространственную
среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса,
организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.
Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди
множества задач предусматривает решение следующих:
-
создание оптимальных условий для речевого личностного развития детей-логопатов;
-
развитие познавательной активности детей с ОНР;
-
развитие общеинтелектуальных умений;
-
развитие и коррекция ревой функциональной системы;
-
развитие и коррекция неречевых психических функций.
1
С.Н.Новоселова «Развивающая предметная среда»
В систему работы в Лого среде входит активизация импрессивного и обогащение
экспрессивного словаря детей-логопатов; коррекция грамматической структуры языка,
развитие связной речи; развитие фонематического восприятия; подготовка детей к овладению
навыками чтения; упражнение в глобальном чтении; развитие зрительного, слухового и
тактильного восприятия, внимания; памяти и мышления.
Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на
индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных
возможностей и задатков.
Таким образом, мы поставили цель построения модели коррекционно-развивающего
педагогического процесса в нашем дошкольном учреждении.
На развитие личности ребёнка большое влияние оказывает окружающее его
пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени. В
условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. В состав
предметно-развивающей среды входит центр коррекции речи, представляющий собой
специально оборудованное пространство для игр. Играя, дети получают разнообразные и
меняющиеся впечатления. Вследствие этого происходит стимулирование, активизация и
развитие аналитической, познавательной и речевой деятельности. Эффективность
педагогического воздействия зависит и от позиции самого ребёнка в условиях речевой
деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя
деятельность, тем лучше результат.
Непосредственно образовательная деятельность должна быть интересной детям и
построены таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту
деятельность. Поэтому созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у
детей с тяжёлыми нарушениями речи эмоционально положительное отношение к игре,
обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательной,
речевой и творческой деятельности, а также способствует интеллектуальному развитию. Эта
среда меняет отношение детей к непосредственно-образовательной деятельности: играя, они
увлеченно занимаются, а значит, активно и быстро обучаются.
Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с
тяжёлыми нарушениями речи мы основной, приоритетной зоной развивающего обучения
выделили ЛОГОсреду. Созданная в группах модель ЛОГОсреды - это основа коррекционно-
воспитательной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Проблемная насыщенность
среды постоянно меняется, обновляется в соответствии с изучаемой лексической темой.
При построении ЛОГОсреды мы исходим из того что: ЛОГОсреда должна помочь
привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами
неожиданности и новизны.
Предметно- игровая среда должна отвечать следующим параметрам:
-
проблемная насыщенность (у нас ЛОГОсреда);
-
создание условий для самореализации;
-
многофункциональность и вариативность модели среды;
-
необыденность, приближение к домашней обстановке;
-
открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми,
преобразование её детьми;
-
психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к
мотивации успешности).
Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:
-
чувство психологической защищённости;
-
средства полноценного развития (т.е. должна быть обеспечена радость
существования);
-
решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение
должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-
педагог»;
-
сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
А значит, предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого
развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.
В поисках модели развивающей среды мы обратились к рекомендациям
В.Ф.Базарного, который доказал, что повышение эффективности развития детей
обеспечивается использованием экологических букварей в воспитательном процессе.
2
Исходя из того, что 90% всей информации об
окружающем ребёнок получает с помощью органов
зрения, мы определили для себя задачу через
оформление пространства группы превратить глаз
ребёнка в «инструмент» познания. На первом этапе
это служило своеобразным введением детей в мир
букв, занимательной грамматики.
Однако, используя его здоровье, развивающую
технологию обучения, нам хотелось большего
обращения к детской активности. Экологический
букварь даёт возможность обработки на нём 4
сезонов, а задуманная нами работа в ЛОГОсреде
позволяет «спроектировать» любую рабочую
лексическую тему.
Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря
которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом при
этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать
творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между
детьми. Девизом ЛОГОсреды мы считаем высказывание В.А.Сухомлинского: «Мысль – как
цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки,
откроем перед цветком солнце – и он расцветёт».
Особый развивающий смысл ЛОГОсреды в том, что здесь создаются благоприятные
условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития,
«запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение, но специально в
ЛОГОсреде преследуются развивающие цели. Эффективность работы в этой зоне
достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью
коррекционно- развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память,
творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска,
побуждающие к диалогу.
Для формирования и дальнейшего развития
словарного запаса детей в речевом центре
находятся: предметные картинки по лексической
теме; дидактические игры; фотографии; плакаты;
сюжетные картинки; картинки с последующим
развитием сюжета; альбомы с демонстрационными
картинами; схемы-планы для составления
описательных рассказов; условные схематические
изображения предметов, способствующие
установлению сходства и
различия,
классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы
карточек с разнообразными изображениями); наборы мелких игрушек, соответствующих
лексической теме; игры для развития мелкой моторики; дыхательные тренажёры; игры на
развитие фонематического слуха; игры для развития внимания; пиктограммы для развития
2
В.Ф.Базарный «Укрепление здоровья детей и подростков за счёт интеграции процессов обучения, направленного
формирования функций зрения»
эмоциональной сферы; мини-музей; оформляются фотовыставки, так как фотографии
отображают реальный вид предметов и живых существ, они очень интересуют детей.
Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с
«исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок осматривает предметы,
трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на
вкус, нюхает. Во время рассматривания экспонатов мини-музея знакомили детей с
новыми
словами так, чтобы они входили в их сознание через все пять чувств - зрение, слух,
обоняние, вкус, осязание.
Так ЛОГОсреда старшей речевой группы «Говоруша» путешествует по маршруту
группы «Непоседы», привозит ребятам гостей, задания сюрпризы, т.е. вечерние задания
логопеда с целью закрепления знаний, полученных на занятиях учителя-логопеда или для
предварительной подготовки к предстоящему занятию.
В подготовительной группе «Почемучки»
ЛОГОсреда представляет собой «Речевозик от А до Я».
Магнитные вагончики речевозика позволяют без труда
располагать здесь речевой и коррекционный материал по
лексическим темам, мобильно работать с ними с помощью
магнитов. На магнитных досках-вагончиках можно также
писать и рисовать маркером. Всё это вносит сюрпризность
в организацию коррекционной и познавательной
деятельности педагогов с детьми. Коррекционный уголок,
математический центр, уголок природы группы содержат
уникальные материалы по развитию всех психических
функций детей и являются центром креативного развития по решению проблем речевого
дефекта заикающихся детей. Систематизирован и наглядно представлен материал по
лексическим темам. Разнообразие материала позволяет успешно осуществлять
коррекционно-развивающую работу, усиливают эмоциональное отношение детей к игровым
заданиям и побуждает к развитию речемыслительной деятельности у детей.
В подготовительной речевой группе «Любознайки» через ЛОГОсреду «Волшебный
лес» проходят все лексические темы. Задуманная
воспитателями работа вЛОГОсреде «Волшебный
лес», позволяет «спроектировать» любую рабочую
лексическую тему. В Логосреде «Осень в волшебном
лесу» воспитатели имеют возможность
активизировать импрессивный и обогатить
экспрессивный словарь детей по лексическим
темам: «Как мы лето провожали», «Ранняя осень»,
«Деревья в лесу», «Что нам осень принесла». С
помощью различных упражнений воспитатель
развивает у детей мыслительные операции
сравнения и соотнесения (разложи листья, плоды по
размеру, форме); формирует зрительное восприятие
основных цветов и их оттенков (узнай дерево по листьям), счетные навыки (посчитай
желтые, красные листья, желуди на дубе, грибы, цветы), учит отгадывать загадки.
В наших группах наряду с прохождением лексических тем постоянно проводятся
выставки и создание мини-музеев. Активное участие в оформлении выставок и мини-музеев
принимают не только воспитатели и дети, но и также родители.
Например,:
Сентябрь: «Дары леса» (ягоды, грибы, цветы), «Подарки Лесовичка» (выставка поделок
из природного материала).
Рисунок 1.»Речевозик от А до Я»
Рисунок 2. "Волшебный лес"
Декабрь: «Мой самый верный дружок» (выставка собак), «Деревня в Хибинах», «На
скотном дворе», «Игрушки своими руками» (поделки детей на новогоднюю ёлку), «Пришла
зима в Хибины».
Март: «Моя милая мама», «Ах, матрёшка».
Развитие речи – многоступенчатый процесс. Базой для развития речи и познания
является создание «мини-музеев» в развивающей среде группы. Это универсальный метод,
позволяющий создать ситуацию детского экспериментирования и «поле исследований» для
развития речи, формирования речевой практики. Развивающее образовательное пространство
в форме «мини-музея» - это настоящий кладезь для развития речевой активности и познания
дошкольников.
Что такое музей?В толковом словаре это трактуется
так: музей – учреждение, имеющее целью собирание,
хранение и экспозицию памятников истории и искусств,
а также естественнонаучных коллекций и ведущие
культурно-просветительную работу.Сегодня мини-музеи
– неотъемлемая часть развивающей среды многих
дошкольных учреждений. Мини-музеи в детском саду
являются одним из первых источников приобщения
детей к сокровищам истории, культуры, искусства,
являются частью образовательного процесса, в котором
решается проблема социализации подрастающего поколения; создают условия для
проведения игр-заданий, беседы, что очень важно для развития речи, воображения,
интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела, поэтому они и названы мини-музеями. Часть слова «мини» в
данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры
экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Но в них есть преимущество: в
настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!
Их можно посещать каждый день, самому менять, собирать и переставлять экспонаты, брать
их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель.
А здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он
сам: каждый мини-музей – это результат общения, поиска,
совместного творчества воспитателя, детей и родителей, что
является особенно важным.
В нашем дошкольном учреждении мини-музеи – это
элемент развивающей среды. Создаются они по той или иной
теме как до, так и после ее изучения и существуют в группе
непродолжительное или длительное время, в зависимости от
их назначения и востребованности.
Каждый мини-музей имеет свою структуру. Обычно его экспозиция разделена на
несколько зон, чтобы ребенку проще было усвоить или закрепить материал. Мини-музей
должен нести функцию предметно-практической деятельности детей. Если это музей одежды
– дети работают модельерами, музей или выставка книг – дети художники-иллюстраторы,
транспорт – дети инженеры-конструкторы транспорта будущего и т.д.
В мини-музее могут быть представлены
предметы и игрушки по теме, иллюстрации и
открытки, литература и фотовыставки, выставки
детского творчества и персональные выставки,
кратковременные, так называемые «экспресс-
выставки», а также коллекции.
Коллекции (как и выставки) очень близки по своей
сути с мини-музеями, и, хотя они менее глобальны и
объемны, и рассматриваются как часть музея,
практически несут ту же функцию и решают те же
задачи, что и мини-музеи:
- расширение кругозора детей;
- развитие познавательных способностей и потребностей;
-стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, поиск источников
пополнения коллекций.
Это прекрасный материал для исследования, который дает импульс к свободной
самостоятельной деятельности детей.
Собираются они также в соавторстве: дети – воспитатели – родители. Тематика их
может быть очень разнообразна, например:
- «Друг детства – мишка» (история игрушки);
- «Часы бывают разные»;
- «Парад снеговиков»;
- «Шляпы и шляпки»;
- «Чудесные магниты»;
- «Насекомые и их знакомые»;
- «Семейные реликвии».
Как используются мини-музеи и выставки?
Мини-музеи в группах позволяют сделать слово
«музей» привычным и привлекательным для детей.
Мини-музей – широкое поле для поисково-исследовательской и экспериментальной
деятельности детей. Здесь проходят экскурсии, беседы; любой предмет мини-музея может
подсказать тему для интересного разговора; об
экспонатах можно придумывать сказки и составлять
описательные рассказы, читать стихи и потешки,
размышлять над пословицами и поговорками,
загадывать загадки и разгадывать кроссворды. Здесь
можно участвовать в конкурсах и викторинах,
интеллектуальных играх: «Звездный час», «КВН»,
«Что? Где? Когда?», «Своя игра», литературных
чтениях, а так же поиграть в музейные ролевые и
дидактические игры, которые учат общению, умению
задавать вопросы и отвечать на них, развивают
воображение, интеллект, эмоциональную сферу, способность анализировать и обобщать.
Современная методика дает возможность построить «музейные занятия» по законам
сюжетно-ролевой игры, где дети - экскурсоводы, посетители, организаторы, авторы
экспозиций.
В «архивах» мини-музеев могут храниться темы экскурсий по выставке музея,
фотографии, детские рассказы, рисунки, рукописные книги – все, что является результатом
совместного труда.
Таким результатом совместной коллективной конструктивной деятельности
дошкольников являются так же макеты. Они, как и мини-музеи, являются важным элементом
развивающей среды и могут быть дополнительными экспонатами музеев.
Форма работы по реализации проекта «Мини-музеи» дает
возможность каждому ребенку успешно погрузиться в мир
познания, сделать «музей» темой интересного разговора и
диалога. Данный метод развивающего обучения позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний,
обеспечивает процесс продуктивного сотворчества, что
способствует повышению уровня любознательности детей.
Организация работы в «мини-музеях» гарантирует педагогу в
работе с детьми сбалансированный охват всех сторон речи, речевого общения и «запуск
механизмов» поисковой и интерактивной деятельности.
Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой,
что обеспечивается разнообразием тематики.
Литература:
Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. «Детский сад: будни и праздники»: методическое пособие
для работников дошкольных образовательных учреждений. Линка-пресс, Москва;
Рыжова Н.А., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музеи в детском саду». Линка-пресс,
Москва;
Рыжова Н.А. «От коллекции к музею». Фотосессия и методические материалы на
DVD.
– М.: «Обруч».