Напоминание

Песенный фольклор донских казаков в историческом развитии

Автор: Рудомёткина Анастасия Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского
Населённый пункт: г. Луганск
Наименование материала: Статья
Тема: Песенный фольклор донских казаков в историческом развитии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фольклор донских казаков представляет собой самобытный пласт русской

народной культуры, определяющий её многогранность и уникальность. Одной

из наиболее интересных его составляющих стала казачья песня, которая по сей

день находится в центре внимания исследователей и определяется в качестве

исторического культурного феномена. Так, песенный фольклор донских

казаков, зародившись ещё в XVII веке, прошёл огромный пусть становления и

развития, обусловленного различными социально-историческими факторами.

Актуальность

исследования

определяется

потребностью

сохранения

национально-культурных традиций народов России, в частности песенного

фольклора донского казачества, а также приобщения к русской народной

культуре социума в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности

и полиментальности.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день культуру

донского

казачества,

в

частности

исторический

фольклор,

песенные

традиции и прочее, изучали многие исследователи – историки, музыкологи,

искусствоведы. В качестве примера можно привести диссертации таких

учёных как В.А.Бахваловой (1), О.В.Капли (10), О.Г.Никитенко (19),

А.В.Пономарёва (23), Я.А.Пономарёва (24), Т.С.Рудиченко (26) и др.

Отдельно стоит сказать о сборнике песен донских казаков в пяти томах

А.М.Листопадова (15), являющимся на сегодня самым масштабным.

Объект исследования

– фольклор донских казаков в историческом

развитии. Предмет исследования – песенное казачье творчество.

Цель работы

– рассмотреть песенный фольклор донских казаков в

аспекте феномена российской культуры.

Задачи:

– изучить исторический путь развития песен донского казачества;

– определить особенности жанровой дифференциации;

– выявить стилевые черты песенного фольклора донских казаков в

аспекте проблемы исследования;

– проанализировать выразительные средства исполнительства казачьей

песни, в частности, темпо-ритмические отличия;

– обозначить специфику певческой манеры и интерпретации песен.

Научная новизна работы заключается в выявлении характерных черт

песенного фольклора донского казачества, определяющих его как феномен

российской культуры.

Практическое

значение

работы

характеризуется

использованием

исследования в курсе «Музыкальный фольклор», «Фольклористика», а также в

период исполнительской деятельности.

Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа,

заключение, список использованной литературы (31 позиция), приложения.

Общий объём текста составляет 38 страниц.

В завершение проведённого исследования можно сделать вывод о

многогранности и уникальности песенного фольклора донских казаков.

Самобытность

их

культуры

вызывала

интерес

у

многих

учёных

и

фольклористов, в числе которых А. Корнилович и В. Сухоруков, впервые

издавшие статью о быте донских казаков и опубликовавшие пять образцов

песен, В. Самарцева, описавшая обряды игр и гуляний, Е. Савельева,

представившая традиции проводов. Кроме того, существуют и сборники

песен донских казаков под авторством И. Кравченко и А. Швера, С.

Богуславского и Н. Шилова. Однако самым масштабным трудом в этом

плане является пятитомный сборник А. Листопадова, представившего и

разнообразные

песенные

образцы,

и

анализ

ладов,

структур,

исполнительской манеры и пр. Также среди исследователей донского

казачьего фольклора стоит отметить имена Б. Добровольского, Т. Рудиченко,

И.

Свиридовой,

С.

Миловского,

М. Астапенко, И. Рокачёва-Вёшенского, А. Каргальского, А. Мехнецова и

В. Бахтина, Б. Екимова и пр.

Обобщим также и стилистические отличия донской казачьей песенной

традиции, а именно:

1. Многоголосная основа с противопоставлением нижнему голосу

верхнего подголоска;

2. Распевность музыкального материала;

3. Отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации.

Указанные

выше

особенности

свидетельствуют

о

сближении

характеристик с песенными образцами южных российских регионов, однако,

наряду с этим заключением, песенный фольклор донских казаков отличается

оригинальностью и самобытностью. В первую очередь, это относится к

дифференциации музыкальной традиции, которую принято делить на три

основных типа – это вокальная, военно-общинная и исконно мужская, где

последняя разделена на внешнюю и внутреннюю формы (военные условия и

домашний быт). Также стоит отметить, что внешние жанры принято

соотносить к мужским, а внутренние – к женским.

К жанрам внутренней формы относятся следующие:

– колыбельные;

– причитания;

– свадебные песни;

– обрядовые и лирические.

Главными отличительными чертами женских песен стали гетерофония и

высокий регистр. Кроме того, существует так называемый общий жанр, где

участие принимают как женщины, так и мужчины – это разнохарактерные

игры и танки, характеризующиеся в музыкальном плане вариативностью, в

зависимости от состава.

Жанры внешнего быта – мужские песни – включают различные по структуре

исторические и лирические (иными словами – молодецкие) песни, а именно,

протяжные, строевые и отчасти баллады и былины. При этом их принято

делить по принципу сюжетности и бессюжетности. Основу первой группы

составили исторические песни, абстрагированные от конкретного образа, а

второй, наоборот, с концентрацией внимания на действии или образе, где

основными

принципами

стали

символичность,

применение

метафор,

незавершённость и образная недосказанность, а также протяжность как

воплощение безграничного пространства, наличие вставок, словообрывов и

их допеваний. Если же говорить о строевом (кавалерийском) жанре, то здесь

главную роль играет структурируемая моторика и акцентный стих в

противовес распевным образцам, которые вошли в группу бивуачных и

характеризуются повышением ролью мелизматики и хорового начала.

Из вышесказанного можно сделать вывод об отличительных чертах жанров

внешнего бытования:

полифункциональность,

заключающейся

в

их

гибкости

и

приспособляемости, вариативности темпа и преобразовании структуры;

– отсутствие замкнутости бытового и воинского репертуара, несмотря

на существовавшие запреты на пение в службе домашних песен;

взаимообусловленность устной и письменной культуры как основной

особенности казачьей традиции в целом.

Таким

образом,

следует

обобщить,

что

специфика

жанровой

дифференциации песенного фольклора донского казачества состоит в

разделении по принципам бытования (внешние и внутренние), а также

противопоставления

полов

(мужские

и

женские).

Необходимо

также

подчеркнуть

ведущее

значение

военных

исторических

песен,

по

уникальности и объёму не имеющих себе равных.

Темпо-ритмические

особенности

являются

одним

из

главных

выразительных средств песенного фольклора донских казаков ввиду своей

направленности, заключающейся в организации движения. Ритмические

структуры песенного фольклора донских казаков, в частности, жанров

внешнего быта, опирались на дыхание, пульс и телодвижение, при этом

последний

элемент

характеризовался

не

только

собственным

физиологическим и артикуляционным ритмом, но и ходом коня, являющимся

исходным.

По темпо-ритмической организации песни донских казаков можно

разделить на три группы:

– 59-65 ударов, протяжные песни, ассоциирующиеся с шагающим

движением колонны верховых;

– 50-56 и 40-48 ударов, сказовая манера, эпические исторические песни

старого пласта (ритм дыхания и пульса);

– 70-76 ударов, исторические песни о морских походах, ритм

опосредован движением гребли.

Из основных выразительных

темпо-ритмических

средств

можно

выделить растягивание тона и последующего замедления, мелизматических

переливов и дальнейшего ускорения, соотнесённость к строевой ходьбе или

же пляске с пением для полково-плясовых жанров, противопоставление

замедленных темпов мужских песен подвижным женским, повышение роли

кинестетических факторов (раскачивание тела во время хода коня с

разнообразными ритмическими рисунками цокота и ударов копыт). Также

отметим

две

модели

слоговой

музыкально-ритмической

формы

обобщённую и эмпирическую, использование определённой системы вставок

гласных, синкопирование и паузирование на междометных возгласах и

вставных словах. Всё это подчёркивает разрыв распева, что указывает на

осмысленное пение, рассказ.

Наряду с темпо-ритмическими особенностями отметим чрезвычайную

выразительность певческой манеры донских казаков. Анализ исполнения

различных песенных образцов показал универсальность мужского пения, что

объясняется одними и теми же условиями формирования, а именно храмом,

ведь

церковное

пение

являлось

регулярной

практикой,

и

военными

походами,

где

влияние

оказывало

окружающее

пространство

и

соответствующие

действия.

Женское

пение

построено

на

противопоставлении мужскому интонированию с одной стороны, а также на

подражании военному исполнению, пение «под мужчин» с другой. Три типа

интерпретации – казачий, классический и беседный – определили два

главных принципа песенной казачьей культуры, а именно ансамблевость и

диалогичность, а также рассмотрение многоголосного пения в качестве

формы общения.

Если сравнивать женскую и мужскую традицию многоголосия, то

стоит подчеркнуть большую развитость второй, существующей в двух

формах – двух-трёхголосие и трёх-четырёхголосие, где первая представляет

собой оппозицию басовой партии и дисканта, а также обособленным средним

голосом, а вторая строится на контрастировании средней партии заводчика,

басовой линии голосника, которому свойственно раздвоение, и верхнего

дисканта. В противовес вышесказанному – одноголосная жанровая природа

женской традиции. Одна из главных особенностей мужской традиции

многоголосия заключается в специализированности каждой партии при

равнозначной роли всех участников: запевала с развитыми и насыщенными

мелодическими

линиями,

повествующий

о

тех

или

иных

событиях,

бурдонный

бас

со

скандированием

укрупнённых

звуковых

единиц,

обособленный в звуковом пространстве средний голос, выстроенный на

восходящих

и

нисходящих

скачках

с

орнаментированием,

а

также

контрапунктирующий

низкой

группе

дискант,

составляющий

противоположность

партии

запевалы.

Также

отметим

вариативность

дисканта, представленного в старых образцах песен службы в виде вокализа,

напоминающего фиоритуры духовых инструментов, а также движущегося

вне стиховых акцентов и слогового ритма. Более поздние образцы

ансамблевого многоголосия донских казаков допускают присутствие в

качестве дисканта женского альта, роль которого – имитация мужского

звучания.

Таким образом, можно сделать вывод, что большее количество песен

донских

казаков

представлено именно мужскими

жанрами

внешнего

бытования военной тематики – исторические, повествующие о том или ином

лице, событии, а также жанры, повествующие о быте казака. Наряду с

мужскими жанрами, существуют также и женские, сопровождающие

свадебные обряды, игры, хороводы, проводы и пр.

С учётом доминирования мужского начала в фольклоре донских казаков,

основными стилистическими чертами их песенных образцов являются:

– превалирующее значение протяжного жанра;

передача

реальной

действительности

через

призму

личных

переживаний;

развёрнутость

композиции

с

формообразующей

ролью

широкораспевной мелодии;

– широкие интервальные ходы и большие диапазоны звучания,

превышающие октаву;

– мелодическая орнаментация;

расширение

внутрислоговой

мелодики

с

восклицаниями,

междометиями, короткими вставными частицами или словами.