Автор: Рудомёткина Анастасия Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского
Населённый пункт: г. Луганск
Наименование материала: Статья
Тема: Песенный фольклор донских казаков в историческом развитии
Фольклор донских казаков представляет собой самобытный пласт русской
народной культуры, определяющий её многогранность и уникальность. Одной
из наиболее интересных его составляющих стала казачья песня, которая по сей
день находится в центре внимания исследователей и определяется в качестве
исторического культурного феномена. Так, песенный фольклор донских
казаков, зародившись ещё в XVII веке, прошёл огромный пусть становления и
развития, обусловленного различными социально-историческими факторами.
Актуальность
исследования
определяется
потребностью
сохранения
национально-культурных традиций народов России, в частности песенного
фольклора донского казачества, а также приобщения к русской народной
культуре социума в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности
и полиментальности.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день культуру
донского
казачества,
в
частности
исторический
фольклор,
песенные
традиции и прочее, изучали многие исследователи – историки, музыкологи,
искусствоведы. В качестве примера можно привести диссертации таких
учёных как В.А.Бахваловой (1), О.В.Капли (10), О.Г.Никитенко (19),
А.В.Пономарёва (23), Я.А.Пономарёва (24), Т.С.Рудиченко (26) и др.
Отдельно стоит сказать о сборнике песен донских казаков в пяти томах
А.М.Листопадова (15), являющимся на сегодня самым масштабным.
Объект исследования
– фольклор донских казаков в историческом
развитии. Предмет исследования – песенное казачье творчество.
Цель работы
– рассмотреть песенный фольклор донских казаков в
аспекте феномена российской культуры.
Задачи:
– изучить исторический путь развития песен донского казачества;
– определить особенности жанровой дифференциации;
– выявить стилевые черты песенного фольклора донских казаков в
аспекте проблемы исследования;
– проанализировать выразительные средства исполнительства казачьей
песни, в частности, темпо-ритмические отличия;
– обозначить специфику певческой манеры и интерпретации песен.
Научная новизна работы заключается в выявлении характерных черт
песенного фольклора донского казачества, определяющих его как феномен
российской культуры.
Практическое
значение
работы
характеризуется
использованием
исследования в курсе «Музыкальный фольклор», «Фольклористика», а также в
период исполнительской деятельности.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа,
заключение, список использованной литературы (31 позиция), приложения.
Общий объём текста составляет 38 страниц.
В завершение проведённого исследования можно сделать вывод о
многогранности и уникальности песенного фольклора донских казаков.
Самобытность
их
культуры
вызывала
интерес
у
многих
учёных
и
фольклористов, в числе которых А. Корнилович и В. Сухоруков, впервые
издавшие статью о быте донских казаков и опубликовавшие пять образцов
песен, В. Самарцева, описавшая обряды игр и гуляний, Е. Савельева,
представившая традиции проводов. Кроме того, существуют и сборники
песен донских казаков под авторством И. Кравченко и А. Швера, С.
Богуславского и Н. Шилова. Однако самым масштабным трудом в этом
плане является пятитомный сборник А. Листопадова, представившего и
разнообразные
песенные
образцы,
и
анализ
ладов,
структур,
исполнительской манеры и пр. Также среди исследователей донского
казачьего фольклора стоит отметить имена Б. Добровольского, Т. Рудиченко,
И.
Свиридовой,
С.
Миловского,
М. Астапенко, И. Рокачёва-Вёшенского, А. Каргальского, А. Мехнецова и
В. Бахтина, Б. Екимова и пр.
Обобщим также и стилистические отличия донской казачьей песенной
традиции, а именно:
1. Многоголосная основа с противопоставлением нижнему голосу
верхнего подголоска;
2. Распевность музыкального материала;
3. Отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации.
Указанные
выше
особенности
свидетельствуют
о
сближении
характеристик с песенными образцами южных российских регионов, однако,
наряду с этим заключением, песенный фольклор донских казаков отличается
оригинальностью и самобытностью. В первую очередь, это относится к
дифференциации музыкальной традиции, которую принято делить на три
основных типа – это вокальная, военно-общинная и исконно мужская, где
последняя разделена на внешнюю и внутреннюю формы (военные условия и
домашний быт). Также стоит отметить, что внешние жанры принято
соотносить к мужским, а внутренние – к женским.
К жанрам внутренней формы относятся следующие:
– колыбельные;
– причитания;
– свадебные песни;
– обрядовые и лирические.
Главными отличительными чертами женских песен стали гетерофония и
высокий регистр. Кроме того, существует так называемый общий жанр, где
участие принимают как женщины, так и мужчины – это разнохарактерные
игры и танки, характеризующиеся в музыкальном плане вариативностью, в
зависимости от состава.
Жанры внешнего быта – мужские песни – включают различные по структуре
исторические и лирические (иными словами – молодецкие) песни, а именно,
протяжные, строевые и отчасти баллады и былины. При этом их принято
делить по принципу сюжетности и бессюжетности. Основу первой группы
составили исторические песни, абстрагированные от конкретного образа, а
второй, наоборот, с концентрацией внимания на действии или образе, где
основными
принципами
стали
символичность,
применение
метафор,
незавершённость и образная недосказанность, а также протяжность как
воплощение безграничного пространства, наличие вставок, словообрывов и
их допеваний. Если же говорить о строевом (кавалерийском) жанре, то здесь
главную роль играет структурируемая моторика и акцентный стих в
противовес распевным образцам, которые вошли в группу бивуачных и
характеризуются повышением ролью мелизматики и хорового начала.
Из вышесказанного можно сделать вывод об отличительных чертах жанров
внешнего бытования:
–
полифункциональность,
заключающейся
в
их
гибкости
и
приспособляемости, вариативности темпа и преобразовании структуры;
– отсутствие замкнутости бытового и воинского репертуара, несмотря
на существовавшие запреты на пение в службе домашних песен;
–
взаимообусловленность устной и письменной культуры как основной
особенности казачьей традиции в целом.
Таким
образом,
следует
обобщить,
что
специфика
жанровой
дифференциации песенного фольклора донского казачества состоит в
разделении по принципам бытования (внешние и внутренние), а также
противопоставления
полов
(мужские
и
женские).
Необходимо
также
подчеркнуть
ведущее
значение
военных
исторических
песен,
по
уникальности и объёму не имеющих себе равных.
Темпо-ритмические
особенности
являются
одним
из
главных
выразительных средств песенного фольклора донских казаков ввиду своей
направленности, заключающейся в организации движения. Ритмические
структуры песенного фольклора донских казаков, в частности, жанров
внешнего быта, опирались на дыхание, пульс и телодвижение, при этом
последний
элемент
характеризовался
не
только
собственным
физиологическим и артикуляционным ритмом, но и ходом коня, являющимся
исходным.
По темпо-ритмической организации песни донских казаков можно
разделить на три группы:
– 59-65 ударов, протяжные песни, ассоциирующиеся с шагающим
движением колонны верховых;
– 50-56 и 40-48 ударов, сказовая манера, эпические исторические песни
старого пласта (ритм дыхания и пульса);
– 70-76 ударов, исторические песни о морских походах, ритм
опосредован движением гребли.
Из основных выразительных
темпо-ритмических
средств
можно
выделить растягивание тона и последующего замедления, мелизматических
переливов и дальнейшего ускорения, соотнесённость к строевой ходьбе или
же пляске с пением для полково-плясовых жанров, противопоставление
замедленных темпов мужских песен подвижным женским, повышение роли
кинестетических факторов (раскачивание тела во время хода коня с
разнообразными ритмическими рисунками цокота и ударов копыт). Также
отметим
две
модели
слоговой
музыкально-ритмической
формы
–
обобщённую и эмпирическую, использование определённой системы вставок
гласных, синкопирование и паузирование на междометных возгласах и
вставных словах. Всё это подчёркивает разрыв распева, что указывает на
осмысленное пение, рассказ.
Наряду с темпо-ритмическими особенностями отметим чрезвычайную
выразительность певческой манеры донских казаков. Анализ исполнения
различных песенных образцов показал универсальность мужского пения, что
объясняется одними и теми же условиями формирования, а именно храмом,
ведь
церковное
пение
являлось
регулярной
практикой,
и
военными
походами,
где
влияние
оказывало
окружающее
пространство
и
соответствующие
действия.
Женское
пение
построено
на
противопоставлении мужскому интонированию с одной стороны, а также на
подражании военному исполнению, пение «под мужчин» с другой. Три типа
интерпретации – казачий, классический и беседный – определили два
главных принципа песенной казачьей культуры, а именно ансамблевость и
диалогичность, а также рассмотрение многоголосного пения в качестве
формы общения.
Если сравнивать женскую и мужскую традицию многоголосия, то
стоит подчеркнуть большую развитость второй, существующей в двух
формах – двух-трёхголосие и трёх-четырёхголосие, где первая представляет
собой оппозицию басовой партии и дисканта, а также обособленным средним
голосом, а вторая строится на контрастировании средней партии заводчика,
басовой линии голосника, которому свойственно раздвоение, и верхнего
дисканта. В противовес вышесказанному – одноголосная жанровая природа
женской традиции. Одна из главных особенностей мужской традиции
многоголосия заключается в специализированности каждой партии при
равнозначной роли всех участников: запевала с развитыми и насыщенными
мелодическими
линиями,
повествующий
о
тех
или
иных
событиях,
бурдонный
бас
со
скандированием
укрупнённых
звуковых
единиц,
обособленный в звуковом пространстве средний голос, выстроенный на
восходящих
и
нисходящих
скачках
с
орнаментированием,
а
также
контрапунктирующий
низкой
группе
дискант,
составляющий
противоположность
партии
запевалы.
Также
отметим
вариативность
дисканта, представленного в старых образцах песен службы в виде вокализа,
напоминающего фиоритуры духовых инструментов, а также движущегося
вне стиховых акцентов и слогового ритма. Более поздние образцы
ансамблевого многоголосия донских казаков допускают присутствие в
качестве дисканта женского альта, роль которого – имитация мужского
звучания.
Таким образом, можно сделать вывод, что большее количество песен
донских
казаков
представлено именно мужскими
жанрами
внешнего
бытования военной тематики – исторические, повествующие о том или ином
лице, событии, а также жанры, повествующие о быте казака. Наряду с
мужскими жанрами, существуют также и женские, сопровождающие
свадебные обряды, игры, хороводы, проводы и пр.
С учётом доминирования мужского начала в фольклоре донских казаков,
основными стилистическими чертами их песенных образцов являются:
– превалирующее значение протяжного жанра;
–
передача
реальной
действительности
через
призму
личных
переживаний;
–
развёрнутость
композиции
с
формообразующей
ролью
широкораспевной мелодии;
– широкие интервальные ходы и большие диапазоны звучания,
превышающие октаву;
– мелодическая орнаментация;
–
расширение
внутрислоговой
мелодики
с
восклицаниями,
междометиями, короткими вставными частицами или словами.