Напоминание

"Экспериментально-исследовательская деятельность как основа логического мышления дошкольников"

Автор: Гришко Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №49 Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Экспериментально-исследовательская деятельность как основа логического мышления дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Экспериментально-исследовательская деятельность

как основа логического мышления дошкольников"

С самого раннего детства ребёнок является первооткрывателем, исследователем

того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и

радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Ребенок-дошкольник

сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного

рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Поэтому задача педагога –активно помогать ему в этом.

Эксперимент - это планомерное проведение наблюдения.

В переводе с греческого «Эксперимент» - это «проба, опыт».

Детское

экспериментирование –

это

особая

форма

поисковой

деятельности

дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная

на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

Влияние

окружающего

мира

на

развитие

ребенка

огромно.

Знакомство

с

бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет

жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью

красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный

опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок

познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно

найти ответы на эти вопросы.

Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в

экологическом

воспитании,

мало

внимания

уделяется

исследовательской

деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С

большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.

Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание

экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы

деятельности.

В процессе исследования задействованы все органы чувств. Ребенок имеет

возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их

на вкус, если это безопасно. Для развития детей важны простые, доступные

предметы и вещества: песок, железо, вода, воздух, стекло и др. Дети учатся, думать,

рассуждать, размышлять.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Они позволяют

наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования

предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются

надолго.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный,

комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение

исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические

особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная

чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Особенностью

экспериментирования

является

самостоятельная

деятельность

ребенка. В начале занятия объясняем ребятам, что именно мы собираемся

исследовать. Предлагаем предположить результаты исследования (но не оценивать

высказывания детей). Дети должны быть активными участниками обсуждения. Ни в

коем случае не формулировать за них выводы, делать это с ними вместе. Дети на

каждом занятии превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты,

наблюдения. Очень важно не только провести опыт, но и связать его результаты с

повседневной жизнью, наблюдениями дома, в саду, на улице.

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать

то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку

именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания

своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей

(темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и

применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у кого

ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько

мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и

детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей,

сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.). В работе с

детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью

и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления

с миром.

Основная цель проведения экспериментирования:

Формирование у детей элементарных представлений о живой и неживой природе, их

взаимосвязи между собой и бережного отношения к природе.

При этом ставятся задачи:

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить,

предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим

путем.

2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или

опыта, обобщать и анализировать их.

4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений,

сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной

деятельности.

6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в

соответствии с алгоритмом.

Эффективность

решения

задач

экспериментально-исследовательской

деятельности зависит от многократного и вариативного их использования.

Решение этих задач способствует формированию у дошкольников отчетливых

знаний об окружающем мире, умений и навыков. Освоение систематизированных

поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных

действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную

эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную

готовность к обучению в школе.