Автор: Гольцман Татьяна Аркадьевна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения Средняя общеобразовательная школа поселка Аскиз
Населённый пункт: Рнспублика Хакасия, Аскизский район
Наименование материала: статья
Тема: "Музей-средство реализации основного и дополнительного образования"
«Музей-средство реализации основного и дополнительного образования»
«ПОКА МЫ ПОМНИМ ПРОШЛОЕ,
У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
Сохранению и распространению духовному богатству способствуют уроки
истории и музеи. Сущность музея хорошо раскрыл вьетнамский термин «бао
та», что означает «хранилище реликвий». Сохраняя национальное наследие
народов,
музеи
прививают
чувство
патриотизма
и
гражданственности,
формируют исторические знания и уважение, гордость к родной истории.
Нельзя не согласиться с утверждением нашего земляка ученого- востоковеда
Н.Ф.Катанова: «Все начинается со своего гнезда». Знакомство с деятельностью
музеев для многих из нас начинается со школы. Школьные музеи являются
хранителем исторической памяти определенного населенного пункта, своего
родного села. Там школьники получают свой первый опыт исследования
реальных
предметов
материальной
культуры
своих
истоков,
предков.
Предметно-пространственная среда
школьных музеев дает возможность
соприкоснуться и получить каждому ребенку ощущение своей сопричастности
к прошлому, настоящему и будущему.
Школьные музеи Аскизского района разные по своему потенциалу, уровню
организации, степени комплектования фондов, поскольку все зависит от
местности проживания. Например, основное направление музея МБОУ СОШ п.
Аскиз «Истоки»
связано с историей железной дороги.
Станция Аскиз от
районного центра находится на расстоянии 7 км. Муниципальное образование п.
Аскиз граничит с севера с Базинским сельским советом, с северо-востока -
Аскизским, с юго-востока – Бельтырским, с запада – Верх - Аскизским. История
нашего поселка начинается с 1949 года, когда одновременно с постройкой
железной дороги в рабочем поселке появились первые предприятия. Этому
периоду отдельно посвящается одна из экскурсий в музее. Выделены отдельные
тематические
экскурсии:
«История
школы»,
«Они
были
первыми»,
«Красногалстучное детство», «Атрибуты пионерской организации», «История
пионерских лагерей на территории поселка Аскиз», «От паровоза до сапсана»,
«История предприятий поселка», «Поселок сегодня», «Продолжатели Тематика
экспозиций отражает особенность нашего музея тем, что все экскурсии
связываются с железной дрогой. Например, в музее проводится «Виртуальное
путешествие по железной дороге», где гостей встречает дежурный по станции
гостей. Прежде чем посадить гостей в вагон, он знакомит с профессией -
осмотрщик вагонов. Гости приобретают билеты, обращаясь к кассиру, после чего
проводник приглашает, проверяя документы, производит посадку и высадку
пассажиров к той или иной станции. Проводник предлагает чай в стаканах с
подстаканниками пассажирам. На каждой станции, где останавливается поезд,
рассказывают тематические экскурсии. Итак, первая остановка «Историческая»,
следующие: «Красногалстучное детство», «Железнодорожные профессии», «От
паровоза до сапсана». К юбилейной дате, 75-летию Победы в ВОВ 1941-1945 гг.,
была открыта отдельная комната «Боевой и трудовой Славы». В данной комнате
несколько тематических экскурсий, таких как: «Железнодорожные войска»,
«Ветераны ВОВ», «Пионеры - герои», «Письма с фронта», «День Победы»,
«Труженики
тыла»,
«Трудовая
Слава
отцов»,
«Война
глазами
детей»,
«Продолжаем традиции отцов». Отдельной экспозицией в фойе посвящена
экскурсия: «Никто не забыт», «Тагарский курган». Учителя в своей работе
используют метод театрализации, мини - спектакли с учениками по теме выставки
или экскурсии. Это является примером системно-деятельностного подхода
организации образовательного процесса в школьном музее в соответствии
требований ФГОС нового поколения. На базе экспозиций школьных музеев
проводятся уроки по всем учебным предметам, классные часы, внеклассные
мероприятия, вечера, кружки, семинары, учебно-исследовательская деятельность,
выставки,
музейно-педагогические
занятия.
Музей
позволяет
учителям-
предметникам расширить и углубить учебную программу, обеспечить связь
теории с жизнью и опытом предков. Музейная педагогика является примером
интеграции основного и дополнительного образования. Поскольку он не только
расширяет кругозор, но дает пищу для ума и сердца.
Таким образом, школьные музеи способствуют эффективному достижению
педагогических целей: обучению, воспитанию и развитию учащихся.
Список используемых источников:
1.Григорьев, Д.В. Патриотизм великодушия: о содержании патриотического
воспитания / Д.В.Григорьев // Воспитательная работа в школе.-2005.-№2.
2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А.Агапова. - М., 2002.
3.
Музеи
Аскизского
района
Хакасии.
Методические
рекомендации
по
организации музейной и краеведческой работы в школе. – Абакан: Хакасское
книжное издательство, 2007.
4. Современная Хакасия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений. Ч.2. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008.
5.
Еремин,
Л.В.
Перспективы
использования
музейной
педагогики
в
национальных сельских школах Хакасии / Л.В.Еремин // Инновационные подходы
в образовании. – Абакан, 2005.
6. Школьные музеи Аскизского района Хакасии: учебно-методическое пособие. –
Абакан: Хакасское книжное издательство имени В.М.Торосова, 2020.