Автор: Сагайдак Лира Закиевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №144"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Название проекта: «Нетрадиционные техники рисования»
Цель: Продолжать знакомство детей старшей группы с техниками нетрадиционного
рисования, формирование интереса к рисованию.
Задачи проекта:
Для детей:
·
Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с
нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной
деятельности.
·
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими
приемами работы с различными изобразительными материалами.
· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники
рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.
· Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
· Воспитывать наблюдательность, аккуратность,
эмоциональную отзывчивость,
усидчивость.
· Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Для родителей:
· Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
· Стимулировать их совместное творчество с детьми;
· Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в
вопросах воспитания и образования детей;
Тип проекта: обучающий, творческий
Актуальность проекта
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических
процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является
рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы
прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию,
желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных
способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и
приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды
нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с
особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в
степени участия педагога или родителя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,
что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное
руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед
родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации,
которые помогают им развить творческие способности своих детей. Однако в
настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные
изобразительные
технологии
рисования,
которые
позволяют
разнообразить
изобразительную
деятельность
и
предоставить
ребенку
больше
шансов
для
самовыражения. Учитывая вышесказанное, мы решили организовать работу по
ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в
каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как
способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не
всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в
линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть
каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать
страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что
детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А
чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше
разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная
технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в
своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать
маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решили попробовать в работе с
детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности,
которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься
таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные
возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных
технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей
детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило
тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования». Суть проекта
заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной
деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью
формирования творческих способностей
Формы работы с детьми
:
Создание
игровой
ситуации,
проговаривание
последовательности
работы,
наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, совместная деятельность
воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.
Предполагаемый результат:
Дети:
∙
Сформированности у детей знания о нетрадиционных способах рисования;
∙
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с
различными изобразительными материалами;
∙
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники
рисования;
∙
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
∙
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители:
∙
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с
использованием нетрадиционной техники;
∙
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с
ребенком.
∙
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной
организации жизни группы.
Конечный продукт:
Выставка рисунков
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Детский сад 144»
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет
– ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной
теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2.
Разработка
содержания
проекта:
«Использование
разнообразных
техник
нетрадиционного рисования в работе с детьми».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Практический этап:
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий,
способствующих стимулированию развития творческих способностей детей старшей
группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей старшей группы,
организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Деятельность по осуществлению проекта:
Перспективный
план
совместной
деятельности
по
рисованию
с
использованием нетрадиционных техник
Дата
Тема занятия
Образовательные задачи
Оборудование
материалы,
инструменты.
Октябрь
Рисование
гуашью +
воздушные
шары.
Вызвать
интерес
к
созданию
воздушных
шаров
гуашевыми
красками.
Учить
рисовать
предметы овальной и круглой
формы:
создавать
контурные
рисунки-
замыкать
линию
в
кольцо и раскрашивать, повторяя
очертания нарисованной формы,
дополнять
изображение
карандашным
рисунком
(ниточка на шарике) Развивать
глазомер,
координацию
рук,
навыки
работы
с
гуашью
и
воздушными шарами.
Лист А3 светлый
тон.
Гуашь,
воздушные
шары,
кисть, тряпочка, 2
банки
с
водой,
подставка
под
кисть.
Октябрь
Рисование
с
помощью
пластиковых
трубочек.
Продолжать
учить
детей
создавать рисунок с помощью
рисования отдельных элементов
пластиковыми
трубочками
и
элементов аппликации.
Лист
А3,
гуашь,
элементы
аппликации, банки
с
водой,
пласт.трубочки.
Ноябрь
Рисование
Вызвать интерес к рисованию Лист А3 светлый
ладошками.
гуашью.
Формировать
умение
изображать предметы используя
краски.
Учить
дополнять
изображение деталями используя
технику
рисования
руками.
Развивать
координацию
рук,
навыки
работы
с
гуашью,
аккуратность.
тон. Гуашь, кисть,
тряпочка, 2 банки с
водой,
подставка
под кисть, влажные
салфетки.
Ноябрь
Рисование
«Мыло+
краска»
Учить детей создавать мыльную
краску и рисовать ею.
Лист А4, мыльная
основа,
гуашь,
вл.салфетки.
Ноябрь
Рисование
гуашь + зубная
щетка.
Учить
детей
рисовать
с
помощью гуаши и зубной щетки,
в
процессе
рисования
использовать
разные
цвета
и
изобразительные
материалы.
Развивать координацию рук.
Лист А4 светлого
тона,
зубные
щетки,
гуашь,
кисть, тряпочка, 2
банки
с
водой,
подставка
под
кисть,
влажные
салфетки.
Декабрь
Рисование
гуашь
+
пластиковая
бутылка.
Учить
детей
передавать
в
рисунке
впечатления
от
окружающей жизни, рисовать с
помощью гуаши и пластиковой
бутылки, видеть в рисунке образ
явления.
Развивать
желание
рисовать. Формировать умение
закрашивать
изображение,
не
выходя за контуры.
Лист А3 светлый
тон. Гуашь, кисть,
тряпочка, 2 банки с
водой, пластиковые
бутылки, подставка
под кисть.
Декабрь
Метод «Воско-
графия»
Учить
детей
новому
методу
рисования «Воско-графия»
Лист
А3,
белая
восковая
свеча,
гуашь.
Декабрь
Рисование
с
помощью
вилок.
Помочь детям освоить новый
способ изображения - рисование
вилкой.
Развивать
творческие
способности детей в дополнение
своего
рисунка
деталями,
развивать мелкую моторику рук,
воспитывать
заботливое
отношение к животным.
ЛистА4.
Гуашь.
Кисть, 2 банки с
водой.
Тряпочка.
Вилки.
Январь
Рисование
пластилином.
Учить
детей
рисовать
пластилином, заполнять рисунок
кусочками
пластилина.
Использовать
разные
цвета.
Продолжать
знакомить
с
цветами. Развивать эстетическое
восприятие.
Лист А3 светлый
тон,
пластилин,
влажные салфетки.
Февраль
Рисование
солью.
Учить детей рисовать солью.
Развивать
восприятие
цвета,
закреплять знания о цвете.
Лист А3 светлый
тон. Соль, 2 банки с
водой,
ватные
палочки.
Февраль
Рисование
«Пухлыми
красками»
Учить
детей
новому
методу
рисования «Пухлыми Красками»
Лист А4, пена для
бритья,
гуашь,
шаблон
Февраль
Рисование
губкой+
прищепка.
Закрепление навыка работы с
гуашевыми
красками.
Учить
рисовать
разным
цветом,
аккуратно не заходя на те места,
где уже нарисовано. Развивать
восприятие
цвета,
закреплять
знания о цвете.
Познакомить
детей
с
новой
техникой
рисования
губкой.
Воспитывать
аккуратность
в
работе.
Лист
А3
с
контурным
изображением.
Гуашь,
губка,
2
банки
с
водой,
ватные
палочки,
подставка.
Март
Рисование+
пластилиновая
мозаика.
Закрепление навыка работы с
гуашевыми
красками.
Учить
рисовать краской, аккуратно не
заходя на те места, где уже
нарисовано.
Развивать
восприятие
цвета,
закреплять
знания о цвете.
Познакомить
детей
с
новой
техникой
рисования
пластилином.
Воспитывать
аккуратность в работе.
Лист
А4
с
изображением.
Гуашь.
Кисть,
пластилин,
тряпочка, 2 банки с
водой,
подставка
под кисть.
Март
Рисование+
наждачная
бумага .
Учить детей создавать рисунок
на наждачной бумаге с помощью
цветных карандашей.
Наждачная бумага.
Цвет. Карандаши
Апрель
Рисование
мятой бумагой.
Закрепление навыка рисования с
красками.
Учить
создавать
рисунок
с
помощью
мятой
бумаги.
Листы
бумаги,
вода, краска.
Апрель
Рисование
методом
штриховки.
Учить детей создавать рисунки с
помощью метода штриховки.
Лист
А4
с
изображением.
Цветные
карандаши,
восковые
карандаши
Май
«Точко-
графия».
Учить детей совмещать работу
по
рисованию
ватными
палочками с аппликацией. Учить
создавать точечные рисунки.
Лист
А4
с
изображением,
гуашевые краски.
З
аключительный этап:
1. Организация фотоотчетов, создание видеоролика.
2. Организация выставки.
3. Проведение мастер-класса для педагогов МДОУ «Детский сад №144»
Ожидаемые результаты:
Работа,
проведённая
по
изобразительной
деятельности,
с
использованием
нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок
представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя
незнакомый и удивительный мир творчества.
Детей
очень
привлекают
нетрадиционные
материалы,
чем
разнообразнее
художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление
дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто
повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию
творческого воображения, уверенности в своих способностях.
Применение
нетрадиционных
техник
рисования
создает
атмосферу
непринужденности,
раскованности,
способствуют
развитию
инициативы,
самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения,
выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих
силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея
разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора,
что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с
применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.
Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с
мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы
и т.д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие
речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания,
зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев
рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает
внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу,
друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что
рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и
доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в
качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование
играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является
не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование
уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное
руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед
родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации,
которые помогают им развить творческие способности своих детей.