Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования"

Автор: Сагайдак Лира Закиевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №144"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Название проекта: «Нетрадиционные техники рисования»

Цель: Продолжать знакомство детей старшей группы с техниками нетрадиционного

рисования, формирование интереса к рисованию.

Задачи проекта:

Для детей:

·

Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с

нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной

деятельности.

·

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими

приемами работы с различными изобразительными материалами.

· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники

рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.

· Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

· Воспитывать наблюдательность, аккуратность,

эмоциональную отзывчивость,

усидчивость.

· Формировать навыки контроля и самоконтроля.

Для родителей:

· Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;

· Стимулировать их совместное творчество с детьми;

· Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в

вопросах воспитания и образования детей;

Тип проекта: обучающий, творческий

Актуальность проекта

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических

процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является

рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы

прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию,

желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных

способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и

приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды

нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с

особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в

степени участия педагога или родителя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,

что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное

руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед

родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации,

которые помогают им развить творческие способности своих детей. Однако в

настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные

изобразительные

технологии

рисования,

которые

позволяют

разнообразить

изобразительную

деятельность

и

предоставить

ребенку

больше

шансов

для

самовыражения. Учитывая вышесказанное, мы решили организовать работу по

ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в

каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как

способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не

всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в

линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть

каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать

страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что

детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А

чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше

разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная

технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в

своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать

маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решили попробовать в работе с

детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности,

которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься

таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные

возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная

продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных

технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей

детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило

тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования». Суть проекта

заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной

деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью

формирования творческих способностей

Формы работы с детьми

:

Создание

игровой

ситуации,

проговаривание

последовательности

работы,

наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, совместная деятельность

воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

Предполагаемый результат:

Дети:

Сформированности у детей знания о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с

различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники

рисования;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители:

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с

использованием нетрадиционной техники;

Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с

ребенком.

Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной

организации жизни группы.

Конечный продукт:

Выставка рисунков

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Детский сад 144»

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет

– ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной

теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2.

Разработка

содержания

проекта:

«Использование

разнообразных

техник

нетрадиционного рисования в работе с детьми».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Практический этап:

1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий,

способствующих стимулированию развития творческих способностей детей старшей

группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей старшей группы,

организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

Деятельность по осуществлению проекта:

Перспективный

план

совместной

деятельности

по

рисованию

с

использованием нетрадиционных техник

Дата

Тема занятия

Образовательные задачи

Оборудование

материалы,

инструменты.

Октябрь

Рисование

гуашью +

воздушные

шары.

Вызвать

интерес

к

созданию

воздушных

шаров

гуашевыми

красками.

Учить

рисовать

предметы овальной и круглой

формы:

создавать

контурные

рисунки-

замыкать

линию

в

кольцо и раскрашивать, повторяя

очертания нарисованной формы,

дополнять

изображение

карандашным

рисунком

(ниточка на шарике) Развивать

глазомер,

координацию

рук,

навыки

работы

с

гуашью

и

воздушными шарами.

Лист А3 светлый

тон.

Гуашь,

воздушные

шары,

кисть, тряпочка, 2

банки

с

водой,

подставка

под

кисть.

Октябрь

Рисование

с

помощью

пластиковых

трубочек.

Продолжать

учить

детей

создавать рисунок с помощью

рисования отдельных элементов

пластиковыми

трубочками

и

элементов аппликации.

Лист

А3,

гуашь,

элементы

аппликации, банки

с

водой,

пласт.трубочки.

Ноябрь

Рисование

Вызвать интерес к рисованию Лист А3 светлый

ладошками.

гуашью.

Формировать

умение

изображать предметы используя

краски.

Учить

дополнять

изображение деталями используя

технику

рисования

руками.

Развивать

координацию

рук,

навыки

работы

с

гуашью,

аккуратность.

тон. Гуашь, кисть,

тряпочка, 2 банки с

водой,

подставка

под кисть, влажные

салфетки.

Ноябрь

Рисование

«Мыло+

краска»

Учить детей создавать мыльную

краску и рисовать ею.

Лист А4, мыльная

основа,

гуашь,

вл.салфетки.

Ноябрь

Рисование

гуашь + зубная

щетка.

Учить

детей

рисовать

с

помощью гуаши и зубной щетки,

в

процессе

рисования

использовать

разные

цвета

и

изобразительные

материалы.

Развивать координацию рук.

Лист А4 светлого

тона,

зубные

щетки,

гуашь,

кисть, тряпочка, 2

банки

с

водой,

подставка

под

кисть,

влажные

салфетки.

Декабрь

Рисование

гуашь

+

пластиковая

бутылка.

Учить

детей

передавать

в

рисунке

впечатления

от

окружающей жизни, рисовать с

помощью гуаши и пластиковой

бутылки, видеть в рисунке образ

явления.

Развивать

желание

рисовать. Формировать умение

закрашивать

изображение,

не

выходя за контуры.

Лист А3 светлый

тон. Гуашь, кисть,

тряпочка, 2 банки с

водой, пластиковые

бутылки, подставка

под кисть.

Декабрь

Метод «Воско-

графия»

Учить

детей

новому

методу

рисования «Воско-графия»

Лист

А3,

белая

восковая

свеча,

гуашь.

Декабрь

Рисование

с

помощью

вилок.

Помочь детям освоить новый

способ изображения - рисование

вилкой.

Развивать

творческие

способности детей в дополнение

своего

рисунка

деталями,

развивать мелкую моторику рук,

воспитывать

заботливое

отношение к животным.

ЛистА4.

Гуашь.

Кисть, 2 банки с

водой.

Тряпочка.

Вилки.

Январь

Рисование

пластилином.

Учить

детей

рисовать

пластилином, заполнять рисунок

кусочками

пластилина.

Использовать

разные

цвета.

Продолжать

знакомить

с

цветами. Развивать эстетическое

восприятие.

Лист А3 светлый

тон,

пластилин,

влажные салфетки.

Февраль

Рисование

солью.

Учить детей рисовать солью.

Развивать

восприятие

цвета,

закреплять знания о цвете.

Лист А3 светлый

тон. Соль, 2 банки с

водой,

ватные

палочки.

Февраль

Рисование

«Пухлыми

красками»

Учить

детей

новому

методу

рисования «Пухлыми Красками»

Лист А4, пена для

бритья,

гуашь,

шаблон

Февраль

Рисование

губкой+

прищепка.

Закрепление навыка работы с

гуашевыми

красками.

Учить

рисовать

разным

цветом,

аккуратно не заходя на те места,

где уже нарисовано. Развивать

восприятие

цвета,

закреплять

знания о цвете.

Познакомить

детей

с

новой

техникой

рисования

губкой.

Воспитывать

аккуратность

в

работе.

Лист

А3

с

контурным

изображением.

Гуашь,

губка,

2

банки

с

водой,

ватные

палочки,

подставка.

Март

Рисование+

пластилиновая

мозаика.

Закрепление навыка работы с

гуашевыми

красками.

Учить

рисовать краской, аккуратно не

заходя на те места, где уже

нарисовано.

Развивать

восприятие

цвета,

закреплять

знания о цвете.

Познакомить

детей

с

новой

техникой

рисования

пластилином.

Воспитывать

аккуратность в работе.

Лист

А4

с

изображением.

Гуашь.

Кисть,

пластилин,

тряпочка, 2 банки с

водой,

подставка

под кисть.

Март

Рисование+

наждачная

бумага .

Учить детей создавать рисунок

на наждачной бумаге с помощью

цветных карандашей.

Наждачная бумага.

Цвет. Карандаши

Апрель

Рисование

мятой бумагой.

Закрепление навыка рисования с

красками.

Учить

создавать

рисунок

с

помощью

мятой

бумаги.

Листы

бумаги,

вода, краска.

Апрель

Рисование

методом

штриховки.

Учить детей создавать рисунки с

помощью метода штриховки.

Лист

А4

с

изображением.

Цветные

карандаши,

восковые

карандаши

Май

«Точко-

графия».

Учить детей совмещать работу

по

рисованию

ватными

палочками с аппликацией. Учить

создавать точечные рисунки.

Лист

А4

с

изображением,

гуашевые краски.

З

аключительный этап:

1. Организация фотоотчетов, создание видеоролика.

2. Организация выставки.

3. Проведение мастер-класса для педагогов МДОУ «Детский сад №144»

Ожидаемые результаты:

Работа,

проведённая

по

изобразительной

деятельности,

с

использованием

нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок

представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя

незнакомый и удивительный мир творчества.

Детей

очень

привлекают

нетрадиционные

материалы,

чем

разнообразнее

художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление

дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто

повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию

творческого воображения, уверенности в своих способностях.

Применение

нетрадиционных

техник

рисования

создает

атмосферу

непринужденности,

раскованности,

способствуют

развитию

инициативы,

самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения,

выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих

силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея

разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора,

что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с

применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

 Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.

Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с

мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы

и т.д.).

 Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие

речевой зоны коры головного мозга.

 Психических процессов (воображения, восприятия, внимания,

зрительной памяти, мышления)

 Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев

рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

 Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает

внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу,

друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что

рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и

доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в

качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование

играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является

не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование

уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное

руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед

родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации,

которые помогают им развить творческие способности своих детей.