Автор: Шевченко Татьяна Николаевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: с.Александрия Благодарненского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Ресурсы внеурочной деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Ресурсы внеурочной
деятельности,
обеспечивающие освоение
новых образовательных
стандартов.
Выступление подготовила:
заместитель директора по ВР
Шевченко Т. Н.
Внедрение
стандартов
второго
поколения
требует
комплексного
подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и
внеурочную
деятельность
обучающихся.
Понимая,
что
результат
образования в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо достигать на
уровне каждого ребенка и рассматривать его в единстве предметной,
метапредметной и личностной составляющей, особую важность для развития
школьников
имеет
грамотная
организация
всех
видов
деятельности
обучающегося
и
целенаправленное
воздействие
всех
структур
образовательного учреждения для получения качественного результата
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и
развития
ребенком
своих
интересов
на
основе
свободного
выбора,
постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
определить основные направления и ценностные основы воспитания и
социализации учащихся;
отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных
занятий в соответствии с их интересами и способностями;
разработать
модель
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
разработать рабочие
программы
для
реализации
направлений
внеурочной деятельности.
Значительной составляющей
образовательного
процесса современной
школы,
в
рамках
нового
Стандарта,
является
эффективная
организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная
деятельность».
Главная
миссия
внеурочной
деятельности
отнюдь
не компенсация
недостатков
работы основного
общего
образования с
отстающими
или
одарёнными
детьми,
а
тесное содружество
и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма
обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления
взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного
результата.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно
как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей
учащихся
в
содержательном
досуге,
их
участии
в
самоуправлении
и
общественно
полезной
деятельности.
Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая
обеспечит воспитание свободной личности.
В помощь педагогу для организации внеурочной работы приходят
внутренние и внешние ресурсы внеурочной деятельности.
К внутренним ресурсам внеурочной деятельность относятся:
учебный план образовательного учреждения;
внутришкольная система дополнительного образования;
образовательные программы дополнительного образования детей;
школьная библиотека;
организация деятельности групп продленного дня;
классное руководство (участие в акциях, экскурсии, классные часы).
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности:
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивно-
оздоровительное, социальное, духовно-нравственное.
Школа работает в режиме полного дня, обеспечивая полноценное
пребывание ребенка через организацию урочной и внеурочной деятельности,
воспитательной
работы,
систему
дополнительного
образования.
Организована деятельность 10 кружков и 3 спортивных секции педагогами
школы.
Кроме
того
дополнительное
образование
в
нашей
школе
осуществляется через работу кружков центра цифрового и гуманитарного
профилей "Точка роста".
В Точке роста организована работа 11 кружков, которые действуют в
соответствии с графиком работы, утверждённом директором школы, а также
согласно
плану
работы
каждого
кружка.
У
каждого
педагога
свои
методические подходы, методические приемы, которые позволяют успешно
проводить занятия.
Дети
посещают
кружки:
«Технология»,
«Информатика»,
«ОБЖ»
работают и учатся на новом учебном оборудовании, а также учатся играть в
шахматы.
Педагоги
активно
использовали
оборудование
Центра
в
образовательных
целях:
демонстрация
видеофильмов,
видеоуроков,
проводили практические занятия по обучению навыкам оказания первой
помощи пострадавшим на современных тренажерах.
Изменилась содержательная сторона предметной области «Технология»,
в которой школьники осваивали навыки программирования, 3D-печати, 3D-
моделирования,
разработки
виртуальной
реальности,
управления
квадрокоптером.
В
программе
обучения
предмету
«ОБЖ»
в
классах
проходило
практическое занятие. Это безопасность во время пребывания в различных
средах, первая помощь, основы комплексной безопасности населения.
На занятиях
«Информатики»
школьники
знакомятся с
основами
программирования в увлекательном мире цифровых технологий.
Деятельность
и
организация
работы
«Точки
роста»
постоянно
контролируется со стороны администрации.
Таким образом, 72% обучающихся нашей школы вовлечены в систему
дополнительного образования.
К внешним ресурсам внеурочной деятельность относятся:
учреждения дополнительного образования (ДДТ, ЦДО, школа искусств,
ДЮСШ)
учреждения культуры
учреждения спорта
профильные лагерные смены.
Внеурочная деятельность очень разнообразна. В нее входит выполнение
домашних заданий, индивидуальные занятия, индивидуальные и групповые
консультации (в том числе – дистанционные), экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, и т.д.
Разве
можно
представить
сегодня
внеурочную
деятельность
без
цифровых ресурсов? Ее специфика связана с тем, что такая деятельность
чаще
всего
зависит
от
собственного
выбора
школьника. Процесс
информатизации внеурочного времени должен быть ориентирован на
развитие интеллектуального потенциала ученика, на формирование умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную,
экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды
самостоятельной деятельности по обработке информации.
Таким образом, ресурсы внеурочной деятельности помогают не только
организовать досуг учащихся, но и помогают учащимся всесторонне
развиваться и достигать различных результатов в олимпиадах и спортивных
соревнованиях.