Авторы: Пожидаева Светлана Александровна, Мальнева Инна Вадимовна
Должность: учителя географии
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №44"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Краеведческая работа в школе
Тема: Патриотическое воспитание школьников через реализацию программы внеурочной деятельности "Моя родина – Кузбасс"
Пожидаева С.А., Мальнева И.В.
МБНОУ «Гимназия №44», г. Новокузнецк
Патриотическое воспитание школьников через реализацию программы
внеурочной деятельности «Моя родина – Кузбасс»
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России является ключевой задачей современной государственной
политики
Российской
Федерации.
Ребёнок
не
сможет
осознать
себя
гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном
случае Кемеровской области – Кузбасса, с его историческими и культурными
особенностями и традициями. Программа внеурочной деятельности «Моя
родина - Кузбасс», составленная учителями географии МБНОУ «Гимназия
№44», формирует у учащихся чувство патриотизма через изучение основных
этапов исторического развития Кузнецкого края, деятельности жителей
Кузбасса в прошлом и настоящем, приобщение к ценностям национальной и
региональной культуры, воспитание любви к природе и уважения традиций
своего города и области.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход,
обеспечивающий
преемственность
начального
и
основного
общего
образования. Задачи программы: пробудить интерес к изучению истории и
природы родного края на основе изучения важнейших событий в становлении и
развитии Кузбасса; формировать умения и навыки взаимодействия с природой;
экологическое мышление и экологическую культуру; воспитывать активную
гражданскую
позицию
личности
через
развитие
нравственных,
интеллектуальных, физических способностей средствами туризма. Принципы
реализации
программы:
гуманизм,
сотрудничество,
здоровьесбережение,
самодеятельность и самоорганизация, учет возрастных и
индивидуальных
особенностей.
Формы реализации программы: экскурсии (реальные и виртуальные),
эколого-природоведческие
игры,
ситуационно-ролевые
игры,
викторины,
краеведческие олимпиады, кинопросмотры, профориентационные мероприятия,
социальные, исследовательские и творческие проекты. Место проведения
занятий - гимназия, музей гимназии «История моей семьи в истории моей
страны», городской краеведческий музей, геологический, музей им. И.П.
Бардина, Ф.М. Достоевского, исторический музей «Кузнецкая крепость»,
улицы и памятные места города, области.
Содержание программы внеурочной деятельности тесно связано с такими
учебными предметами, как: история – социальные изменения на разных этапах
формирования города; биология – растительный и животный мир, заповедники
и заказники края; граждановедение – знакомство с выдающимися людьми
города; русский язык – изучение топонимов, составление аннотаций.
Программа относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана
на 5-7 класс, объем – 102 часа, предполагает еженедельные часовые
внеурочные занятия. В 5 классе изучается курс «Основы ориентирования и
картографии», 6 класс - «Топонимика Кузбасса», 7 класс - «Этнографическая
мозаика».
Основной акцент в содержании программы сделан на формирование
умения
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
природном
и
социокультурном пространстве, развития сопричастности с окружающим
миром. В содержание включены такие методы познания, как наблюдение,
описание, сравнение, моделирование.
Традиционные мероприятия, включенные в программу: творческие
проекты «Путешествие в Горную Шорию», «Период Кузнецкстроя в названии
улиц города», «7 чудес Новокузнецка», «Личность в истории города».
Кинолекторий «Новокузнецк – «южная столица» Кузбасса», «Кузнецк –
Сталинск – Новокузнецк». Часы общения – «Новокузнецк театральный»,
«Профессии любимого города». Краеведческий аспект самый благоприятный
для патриотического воспитания.
Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России//педагогика.-
2005. №3. – С.7-22