Напоминание

Патриотическое воспитание школьников через реализацию программы внеурочной деятельности "Моя родина – Кузбасс"

Авторы: Пожидаева Светлана Александровна, Мальнева Инна Вадимовна
Должность: учителя географии
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №44"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Краеведческая работа в школе
Тема: Патриотическое воспитание школьников через реализацию программы внеурочной деятельности "Моя родина – Кузбасс"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пожидаева С.А., Мальнева И.В.

МБНОУ «Гимназия №44», г. Новокузнецк

Патриотическое воспитание школьников через реализацию программы

внеурочной деятельности «Моя родина – Кузбасс»

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России является ключевой задачей современной государственной

политики

Российской

Федерации.

Ребёнок

не

сможет

осознать

себя

гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном

случае Кемеровской области – Кузбасса, с его историческими и культурными

особенностями и традициями. Программа внеурочной деятельности «Моя

родина - Кузбасс», составленная учителями географии МБНОУ «Гимназия

№44», формирует у учащихся чувство патриотизма через изучение основных

этапов исторического развития Кузнецкого края, деятельности жителей

Кузбасса в прошлом и настоящем, приобщение к ценностям национальной и

региональной культуры, воспитание любви к природе и уважения традиций

своего города и области.

В основу данной программы положен системно-деятельностный подход,

обеспечивающий

преемственность

начального

и

основного

общего

образования. Задачи программы: пробудить интерес к изучению истории и

природы родного края на основе изучения важнейших событий в становлении и

развитии Кузбасса; формировать умения и навыки взаимодействия с природой;

экологическое мышление и экологическую культуру; воспитывать активную

гражданскую

позицию

личности

через

развитие

нравственных,

интеллектуальных, физических способностей средствами туризма. Принципы

реализации

программы:

гуманизм,

сотрудничество,

здоровьесбережение,

самодеятельность и самоорганизация, учет возрастных и

индивидуальных

особенностей.

Формы реализации программы: экскурсии (реальные и виртуальные),

эколого-природоведческие

игры,

ситуационно-ролевые

игры,

викторины,

краеведческие олимпиады, кинопросмотры, профориентационные мероприятия,

социальные, исследовательские и творческие проекты. Место проведения

занятий - гимназия, музей гимназии «История моей семьи в истории моей

страны», городской краеведческий музей, геологический, музей им. И.П.

Бардина, Ф.М. Достоевского, исторический музей «Кузнецкая крепость»,

улицы и памятные места города, области.

Содержание программы внеурочной деятельности тесно связано с такими

учебными предметами, как: история – социальные изменения на разных этапах

формирования города; биология – растительный и животный мир, заповедники

и заказники края; граждановедение – знакомство с выдающимися людьми

города; русский язык – изучение топонимов, составление аннотаций.

Программа относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана

на 5-7 класс, объем – 102 часа, предполагает еженедельные часовые

внеурочные занятия. В 5 классе изучается курс «Основы ориентирования и

картографии», 6 класс - «Топонимика Кузбасса», 7 класс - «Этнографическая

мозаика».

Основной акцент в содержании программы сделан на формирование

умения

устанавливать

причинно-следственные

связи

в

природном

и

социокультурном пространстве, развития сопричастности с окружающим

миром. В содержание включены такие методы познания, как наблюдение,

описание, сравнение, моделирование.

Традиционные мероприятия, включенные в программу: творческие

проекты «Путешествие в Горную Шорию», «Период Кузнецкстроя в названии

улиц города», «7 чудес Новокузнецка», «Личность в истории города».

Кинолекторий «Новокузнецк – «южная столица» Кузбасса», «Кузнецк –

Сталинск – Новокузнецк». Часы общения – «Новокузнецк театральный»,

«Профессии любимого города». Краеведческий аспект самый благоприятный

для патриотического воспитания.

Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России//педагогика.-

2005. №3. – С.7-22