Напоминание

"Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей инвалидов в условиях ДОО".

Автор: Михайлова Варвара Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления №91.
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия.
Наименование материала: Статья.
Тема: "Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей инвалидов в условиях ДОО".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Взаимодействие педагогов и родителей как основа

успешной социализации детей инвалидов в условиях ДОО.

Михайлова Варвара Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №91 г. Якутска, Республика Саха (Якутия).

В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в

реализации программ и создание условий для полноценного и своевременного развития детей

дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса,

а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при

формировании личности ребенка инвалида. От характера установления связей в диалоге

«родитель –ребенок инвалид» будет зависеть первичная социализация личности ребенка.

Работа с родителями детей инвалидов неслучайно уделяется достаточно большое

внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо

возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных

вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей

инвалидов как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю.

Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что

появление в семье ребенка инвалида нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи:

меняются психологический климат, супружеские отношения.

Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто

дезориентированы о состоянии развития своего ребенка. диагнозы детей пугают родителей. В

настоящее время для специалистов, работающих с детьми инвалидами, особенно актуальными

стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включение

родителей в коррекционно- педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной

теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско-родительских отношений в семьях,

имеющих ребенка инвалида, является особенно актуальной сегодня.

Совместная работа специалистов МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления № 91

(учитель—логопед,

педагог-психолог,

инструктор

по

физической

культуре,

музыкальный

руководитель, воспитатель) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-

педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей

действующими участниками образовательного процесса.

Согласно исследованию, проводившемуся в условиях ДОО по методике В.В. Ткачевой

«Психологический тест родителя», «Определение воспитательских умений родителей детей с

отклонениями в развитии», «Психология жизни с проблемным ребенком» были выявлены

основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных-детей инвалидов.

Умышленное ограничение в общении: родители детей инвалидов ограничивают круг общения

(как своих и ребенка), избегают новых знакомств. Таким образом социальная среда ребенка

инвалида ограничивается семейным кругом и это отрицательно сказывается на социализации

ребенка.

Гиперопёка: часто гиперопёка является единственным способом самореализации для

родителей ребенка инвалида. Вследствие этого, дети часто окружены излишней опекой и

начинают

использовать

свою

ущербность,

становятся

ревнивыми,

требуют

повышенного

внимания.

Все это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть.

Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на диагноз как на свой «крест».

Отсутствие знаний и навыков, необходимых на воспитание ребенка инвалида не

позволяет родителям создавать оптимальные и специальные условия для ребенка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в

системе психолого-педагогической работы нашей ДОО с родителями детей инвалидов.

Исходя

из

вышесказанного,

учитывая

проблемы

возникающие

в

семьях,

где

воспитываются дети инвалиды, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с

родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям

по адаптации и интеграции детей инвалидов общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

-научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;

-вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

-сформировать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей инвалидов в ДОО проходит

поэтапно.

1.

Первичная диагностика ребенка и его семьи. На данном этапе происходит

первичное знакомство родителей и специалистов. Здесь очень важно создание доверительного

отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и

воспитания ребенка в ДОО и семье.

2.

Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного

контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОО с семьей.

3.

Далее членами психолог- медико-педагогического консилиума (ПМПк) детей

инвалидов на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов

городской ПМПК составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка

инвалида. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный

маршрут каждого ребенка.

4.

Составление плана работы специалистов ДОО с родителями детей инвалидов.

5.

Непосредственная работа педагога-психолога с родителями.

В нашей ДОО используются различные формы работы с родителями детей инвалидов.

Беседы: коллективные и индивидуальные.

Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические и оперативные. Данные

формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического

развития ребенка, организации предметно-развивающего пространства для ребенка, организации

предметно-развивающего пространства для ребенка в семье, закономерностях аномального

развития.

Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются

многие задачи. Это и выработке активной родительской позиции, снятии чувства вины,

повышении самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести

навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с

ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую

позицию. Кроме того, во время таких встреч родители детей инвалидов имеют встречаться друг с

другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что дает родителям ощущение

того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только

личностные проблемы, но и выработать определенные социальные навыки для преодоления

трудностей в воспитании детей инвалидов.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в

таких

занятиях,

стимулирует

родителей,

вдохновляет

их.

Здесь

они

учатся

не

только

содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы

общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности

ребенка и свои требования к нему.

Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений в ДОО. Эта форма работы

очень широко используется в нашем саду. Наши дети инвалиды вместе с родителями всегда

активно и с удовольствием участвуют на всех утренниках и мероприятиях, в конкурсах рисунков и

поделок. Как дети, так и родители получают удовлетворение от таких мероприятий, где «особый»

ребенок становится таким же, как и все остальные участники образовательного процесса.

В

заключении

хочу

отметить,

что

выбранные

формы

и

методы

работы

способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка инвалида как партнера и

активного

субъекта

образовательной

среды

дошкольного

учреждения.

Такое

тесное

сотрудничество со специалистами ДОО помогает родителям применять полученные знания и

умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть.

Литература:

1.

Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Реализация ФГОС: построение партнерских

взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение

профессиональной компетентности педагога дошкольного образовании. Вып.5/ под ред. Л.Л.

Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013.

2.

Ткачева В.В., Психолого-педагогическая диагностика семей, воспитывающих детей

с отклонениями в развитии // Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И. Ю. Левченко, С.

Д. Забрамной. М.,2003.