Автор: Михайлова Варвара Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления №91.
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия.
Наименование материала: Статья.
Тема: "Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей инвалидов в условиях ДОО".
Взаимодействие педагогов и родителей как основа
успешной социализации детей инвалидов в условиях ДОО.
Михайлова Варвара Николаевна, педагог-психолог
МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №91 г. Якутска, Республика Саха (Якутия).
В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в
реализации программ и создание условий для полноценного и своевременного развития детей
дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса,
а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при
формировании личности ребенка инвалида. От характера установления связей в диалоге
«родитель –ребенок инвалид» будет зависеть первичная социализация личности ребенка.
Работа с родителями детей инвалидов неслучайно уделяется достаточно большое
внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо
возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных
вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей
инвалидов как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю.
Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что
появление в семье ребенка инвалида нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи:
меняются психологический климат, супружеские отношения.
Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто
дезориентированы о состоянии развития своего ребенка. диагнозы детей пугают родителей. В
настоящее время для специалистов, работающих с детьми инвалидами, особенно актуальными
стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включение
родителей в коррекционно- педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной
теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско-родительских отношений в семьях,
имеющих ребенка инвалида, является особенно актуальной сегодня.
Совместная работа специалистов МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления № 91
(учитель—логопед,
педагог-психолог,
инструктор
по
физической
культуре,
музыкальный
руководитель, воспитатель) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-
педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей
действующими участниками образовательного процесса.
Согласно исследованию, проводившемуся в условиях ДОО по методике В.В. Ткачевой
«Психологический тест родителя», «Определение воспитательских умений родителей детей с
отклонениями в развитии», «Психология жизни с проблемным ребенком» были выявлены
основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных-детей инвалидов.
Умышленное ограничение в общении: родители детей инвалидов ограничивают круг общения
(как своих и ребенка), избегают новых знакомств. Таким образом социальная среда ребенка
инвалида ограничивается семейным кругом и это отрицательно сказывается на социализации
ребенка.
Гиперопёка: часто гиперопёка является единственным способом самореализации для
родителей ребенка инвалида. Вследствие этого, дети часто окружены излишней опекой и
начинают
использовать
свою
ущербность,
становятся
ревнивыми,
требуют
повышенного
внимания.
Все это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть.
Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на диагноз как на свой «крест».
Отсутствие знаний и навыков, необходимых на воспитание ребенка инвалида не
позволяет родителям создавать оптимальные и специальные условия для ребенка дома.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в
системе психолого-педагогической работы нашей ДОО с родителями детей инвалидов.
Исходя
из
вышесказанного,
учитывая
проблемы
возникающие
в
семьях,
где
воспитываются дети инвалиды, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с
родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям
по адаптации и интеграции детей инвалидов общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
-научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
-вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
-сформировать адекватную самооценку.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей инвалидов в ДОО проходит
поэтапно.
1.
Первичная диагностика ребенка и его семьи. На данном этапе происходит
первичное знакомство родителей и специалистов. Здесь очень важно создание доверительного
отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и
воспитания ребенка в ДОО и семье.
2.
Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного
контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОО с семьей.
3.
Далее членами психолог- медико-педагогического консилиума (ПМПк) детей
инвалидов на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов
городской ПМПК составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка
инвалида. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный
маршрут каждого ребенка.
4.
Составление плана работы специалистов ДОО с родителями детей инвалидов.
5.
Непосредственная работа педагога-психолога с родителями.
В нашей ДОО используются различные формы работы с родителями детей инвалидов.
Беседы: коллективные и индивидуальные.
Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические и оперативные. Данные
формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического
развития ребенка, организации предметно-развивающего пространства для ребенка, организации
предметно-развивающего пространства для ребенка в семье, закономерностях аномального
развития.
Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются
многие задачи. Это и выработке активной родительской позиции, снятии чувства вины,
повышении самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести
навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с
ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую
позицию. Кроме того, во время таких встреч родители детей инвалидов имеют встречаться друг с
другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что дает родителям ощущение
того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только
личностные проблемы, но и выработать определенные социальные навыки для преодоления
трудностей в воспитании детей инвалидов.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в
таких
занятиях,
стимулирует
родителей,
вдохновляет
их.
Здесь
они
учатся
не
только
содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы
общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности
ребенка и свои требования к нему.
Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений в ДОО. Эта форма работы
очень широко используется в нашем саду. Наши дети инвалиды вместе с родителями всегда
активно и с удовольствием участвуют на всех утренниках и мероприятиях, в конкурсах рисунков и
поделок. Как дети, так и родители получают удовлетворение от таких мероприятий, где «особый»
ребенок становится таким же, как и все остальные участники образовательного процесса.
В
заключении
хочу
отметить,
что
выбранные
формы
и
методы
работы
способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка инвалида как партнера и
активного
субъекта
образовательной
среды
дошкольного
учреждения.
Такое
тесное
сотрудничество со специалистами ДОО помогает родителям применять полученные знания и
умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть.
Литература:
1.
Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Реализация ФГОС: построение партнерских
взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение
профессиональной компетентности педагога дошкольного образовании. Вып.5/ под ред. Л.Л.
Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013.
2.
Ткачева В.В., Психолого-педагогическая диагностика семей, воспитывающих детей
с отклонениями в развитии // Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И. Ю. Левченко, С.
Д. Забрамной. М.,2003.