Автор: Волкова Лариса Ивановна
Должность: учитель матемаики
Учебное заведение: МБОУ ордена "Знак Почета" гимназия №5 им. Луначарского
Населённый пункт: РСО-Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Доли.
Обыкновенные
дроби.
Устный счет
Сколько минут:
•
В трети часа;
•
В четверти часа;
•
В половине часа;
•
В десятой доле часа;
•
В двенадцатой доле часа;
•
В шестой доле половины часа?
Д
О
Л
Я
Д
Р
О
БЬ
Тема урока:
Доли. Обыкновенные
дроби.
Цели урока
1.
Познакомить
с
понятием
доля,
половина,
треть,
четверть,
обыкновенная
дробь,
числитель и знаменатель дроби
2.
Развивать
умение
читать
и
записывать
обыкновенную
дробь
по
числителю
и
знаменателю, логическое мышление учащихся,
формировать
умение
самостоятельно
проверять правильность выполнения задания
3.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
окружающим,
чувство
ответственности,
внимание, уверенность в себе.
Решите задачу :
Мама поделила между четырьмя детьми поровну12
ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
Что такое доля?
Доля
– каждая из равных частей единицы.
Так как апельсин разделили на 5 равных
частей (долей), то каждый получил «одну
пятую» долю апельсина, или, короче «одну
пятую апельсина».
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
1
Как записывают доли?
Для записи любой доли используют
горизонтальную чёрточку.
Её называют
дробной чертой
Пишут:
апельсина
Что показывает число
под чертой?
Число под чертой показывает на сколько
равных частей (долей) разделили единицу
Например:
Единицу разделили на 5 равных частей (долей)
Половина.
Самая известная доля – это, конечно, половина.
Слова с приставкой «пол» можно услышать
часто: полчаса, полкилометра, полведра…
Разделили единицу на 2 части – половина.
Долю называют
половиной.
Треть.
Название доли зависит от того, на сколько
равных частей разделили единицу.
Разделили на 3 части – треть.
Долю называют
третью.
Четверть.
Если единицу разделили на 4 части,
то получается или по другому
говорят
четверть.
Решите задачу
Торт разрезали на 8 равных частей. За обедом
съели 3 доли. Какая часть пирога осталась?
Обыкновенная дробь.
Записи вида называют
обыкновенными
дробями…
Числитель дроби
Черта дроби (дробная черта)
Знаменатель дроби
Вопросы:
1. Что показывает число внизу, под дробной
чертой? Как оно называется?
2. Что, показывает знаменатель дроби?
3. Что показывает число вверху, над
дробной чертой? Как оно называется?
4. Что показывает числитель дроби?
При чтении дробей надо помнить:
числитель дроби – количественное
числительное женского рода, отвечает на
вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.),
знаменатель – порядковое числительное,
отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ?
(седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например:
- одна пятая;
- две шестых.
?
?
?
илиКАКИХ
КАКАЯ
СКОЛЬКО
ь
Знаменател
Числитель
Что показывают числитель
и знаменатель дроби?
Знаменатель показывает, на сколько долей
делят
числитель – сколько таких долей взято.
ДРОБИ В ДРЕВНОСТИ
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
НА РУСИ
-
полтина; - пятина;
- треть; - седьмина;
- четь; - десятина.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонись ты вправо, влево
Упражненье делай смело!
Вниз потянемся, пройдёмся,
И на место вновь вернёмся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Назовите числитель и знаменатель каждой
дроби
Выполни задание.
ЗАДАНИЕ №1
Запишите в виде обыкновенной дроби.
1.
Две седьмых
2.
Четыре девятых
3.
Одна сотая
4.
Шесть восьмых
5.
Три двадцать пятых
6.
Половина
;
;
;
;
;
.
ЗАДАНИЕ №1
Запишите какая часть фигуры закрашена?
5
2
7
3
10
6
6
5
8
4
4
1
1
№
2
№
3
№
4
№
5
№
6
№
ЗАДАНИЕ №2
Какую часть квадрата составляет
выделенная часть?
ЗАДАНИЕ №3
Закрасьте карандашом нужную часть фигуры
1. Закрасьте фигуры
2. Закрасьте фигуры
3. Закрасьте фигуры
РЕШЕНИЕ
1. Закрасьте фигуры
2. Закрасьте фигуры
3. Закрасьте фигуры
Задача
Расстояние до острова сокровищ 5 км 400м.
Корабль проплыл всего пути.
Найдите расстояние, которое проплыл корабль?
РЕШЕНИЕ
5 км 400 м = 5400 м
5400 : 6 · 1 = 900 (м) – проплыл корабль
ОТВЕТ: корабль проплыл 900 м
ЗАДАНИЕ №4
1.Записи вида называют
обыкновенными
дробями
2.Числитель дроби стоит над чертой.
3.Знаменатель дроби стоит под чертой.
4.Знаменатель показывает, на сколько равных
частей делят.
5.Числитель означает, сколько равных частей
взято.
...
...
...
...
...
...
Восстанови записи
4. Запишите в виде дроби число: а) две пятых;
б) семь десятых; в) одиннадцать двадцатых;
г) двадцать пять сотых.
5. Изобразите 1/3 часть целого
4. Запишите в виде дроби число: а) три восьмых;
б) шесть десятых; в) тринадцать тридцатых;
г) сорок семь сотых.
5. Изобразите 1/4 часть целого
Домашнее задание
П. 26, выполнить задание в тетради
Задание №1
Закрасьте нужную часть фигуры.
1. Закрасьте
фигуры
3. Закрасьте
фигуры
2. Закрасьте
4. Закрасьте
фигуры
фигуры
Задание №2
Запишите с помощью дробей, какая часть фигуры (задание №1) осталась не закрашенной.
1.
2.
3.
4.
Задание №3
Решите задачу.
В поисках сокровищ ученики путешествовали 45 минут. На решение задач они потратили часть
всего урока. Сколько минут ученики решали задачи?
Продолжите фразу:
“
Сегодня на уроке я узнал(а)…”
“Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил(а)…”
“Сегодня на уроке я закрепил(а)…”
СПАСИБО ЗА УРОК!