Напоминание

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Исаева Маржан Алавутдиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Семицветик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная сформированность

дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в

мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и

возможностей.

Ключевые слова: театр, коммуникативность, дошкольники, развитие.

Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития

коммуникативных способностей дошкольников. Дошкольный возраст – уникальный

период интенсивного, всестороннего развития ребенка. Театрально-игровая деятельность,

позволяет решать вопросы развития умения организовывать общение со сверстниками,

чтобы быть интересным окружающим, умение внешне выражать свои внутренние эмоции

и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Для детей дошкольного

возраста характерны недостаточная сформированность дифференциации

эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире

взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и

возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость

артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее

время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные

возможности детей дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных способностей может осуществляться по многим

направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это

значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в

инсценировке, независимо от способностей.

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился

осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или

зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где

каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и

воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные стандарты и

усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается

задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому что театральная

деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная

деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит

отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из

окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым

проявляя творчество.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы стремимся сделать жизнь своих

воспитанников интересной и содержательной, наполнять ее яркими впечатлениями,

интересными делами, радостью творчества. Стараемся, чтобы навыки, полученные в

театрализованных играх, дети могли использовать в повседневной жизни.

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом

будущей серьезной деятельности в жизни.

Мы считаем, что человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и

творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме,

коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными

способностями.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению

психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого

поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности, как

замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего

и речевого поведения, как ограниченная контактность, замедленная включаемость в

ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.

Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие

коммуникативной компетентности детей.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не

преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения

специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и

индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения

ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми. Значение театра

подчеркивалось и изучалось в исследованиях таких выдающихся деятелей, как Т. Н.

Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

В процессе театрализовано-игровой деятельности происходит развитие речи: -

активизируется и совершенствуется словарный запас; - грамматический строй речи; -

совершенствуется звукопроизношение; - развиваются навыки связной речи; -

интонационная и выразительная речь. В педагогической литературе, посвященной

изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят

разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать

их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством

которых разыгрывают сюжет:

• игры драматизации;

• режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно

создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности

– интонацию, мимику, пантомиму. Видами драматизации являются:

• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без

предварительной подготовки. Театрализованная деятельность – это мостик для развития

коммуникативных способностей, который помогает детям попасть в их дальнейшую

взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей

действительности.

Список литературы 1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в

детском саду. – М., 2010.

2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. – М., 2010.

3. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. Сценарии с нотным приложением. –

М.: Сфера, 2010.

4. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы: примерная

основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. – М.:

Мозаикасинтез, 2010.

5. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. – М., 2012.