Автор: Исаева Маржан Алавутдиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Семицветик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная сформированность
дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в
мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и
возможностей.
Ключевые слова: театр, коммуникативность, дошкольники, развитие.
Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития
коммуникативных способностей дошкольников. Дошкольный возраст – уникальный
период интенсивного, всестороннего развития ребенка. Театрально-игровая деятельность,
позволяет решать вопросы развития умения организовывать общение со сверстниками,
чтобы быть интересным окружающим, умение внешне выражать свои внутренние эмоции
и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Для детей дошкольного
возраста характерны недостаточная сформированность дифференциации
эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире
взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и
возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость
артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее
время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные
возможности детей дошкольного возраста.
Развитие коммуникативных способностей может осуществляться по многим
направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это
значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в
инсценировке, независимо от способностей.
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился
осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или
зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где
каждый ребенок может проявить свое творчество.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и
воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные стандарты и
усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается
задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому что театральная
деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная
деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым
проявляя творчество.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы стремимся сделать жизнь своих
воспитанников интересной и содержательной, наполнять ее яркими впечатлениями,
интересными делами, радостью творчества. Стараемся, чтобы навыки, полученные в
театрализованных играх, дети могли использовать в повседневной жизни.
Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом
будущей серьезной деятельности в жизни.
Мы считаем, что человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и
творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме,
коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными
способностями.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению
психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого
поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности, как
замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего
и речевого поведения, как ограниченная контактность, замедленная включаемость в
ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие
коммуникативной компетентности детей.
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не
преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения
специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и
индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения
ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми. Значение театра
подчеркивалось и изучалось в исследованиях таких выдающихся деятелей, как Т. Н.
Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.
В процессе театрализовано-игровой деятельности происходит развитие речи: -
активизируется и совершенствуется словарный запас; - грамматический строй речи; -
совершенствуется звукопроизношение; - развиваются навыки связной речи; -
интонационная и выразительная речь. В педагогической литературе, посвященной
изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят
разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать
их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством
которых разыгрывают сюжет:
• игры драматизации;
• режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
– интонацию, мимику, пантомиму. Видами драматизации являются:
• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без
предварительной подготовки. Театрализованная деятельность – это мостик для развития
коммуникативных способностей, который помогает детям попасть в их дальнейшую
взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей
действительности.
Список литературы 1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в
детском саду. – М., 2010.
2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. – М., 2010.
3. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. Сценарии с нотным приложением. –
М.: Сфера, 2010.
4. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы: примерная
основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. – М.:
Мозаикасинтез, 2010.
5. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. – М., 2012.