Автор: Сорокина Ксения Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 ДО "Калейдоскоп"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХИМКИ
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование музыкально-эстетического вкуса у дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Формирование музыкально-эстетического вкуса у дошкольников
как психолого-педагогическая проблема
Эстетический вкус – это способность человека воспринимать и
оценивать прекрасное.
Уже с младенческого возраста ребёнок неосознанно интересуется всем
ярким, блестящим и привлекательным. Это могут быть предметы, игрушки,
цветы, животные: приметные картинки, разноцветные вещи, пушистые
зверьки, блестящие аквариумные рыбки – всё это доставляет эстетическое
удовольствие. Со словом и понятием «красота», «красивый» дети знакомятся
очень рано. И так же рано они начинают не только видеть вокруг себя нечто
красивое, но и слышать – сказки, стихи, потешки, прибаутки и, конечно же,
музыку. Постепенно ребёнок начинает отделять истинно прекрасное от того,
что таким только кажется, и семья становится первым образцом такого
поведения. Так начинается процесс эстетического воспитания. Дать ребёнку
возможность познавать, ощущать – не только видеть и слышать, но и
прикасаться, чувствовать запах – одна из первоочередных задач [1].
Музыка наиболее доступна ребёнку, чем другие виды искусства.
Поэтому взрослым необходимо уделять внимание звуковой среде, в которой
развиваются их дети, так как это оказывает влияние на нервную систему. Ни
в коем случае нельзя доводить до такого результата, что «дети предпочитают
грубые шлягеры, которые слышат вокруг. Дети не умеют петь, у них нет
желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие; они не
понимают, что с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость,
грусть, тревогу, любовь» [23].
У каждого человека эстетический вкус свой и при этом не врождённый,
а получаемый в результате воспитания и саморазвития. ЭВ зависит от
конкретных предпочтений, приверженности определённым направлениям
искусства и формированием мнений о них. Это касается и восприятия
природы, и всех видов искусства.
Первыми о понятии эстетического вкуса начали говорить ещё
античные философы. Согласно катарсической теории (очищение через
переживание)
Аристотеля,
созерцание
прекрасного
способствует
нравственному
становлению,
духовному
росту.
Однако
сам
термин
«эстетический вкус» был сформулирован и зафиксирован только в XVII веке:
вкус – способность воспринимать красоту.
Расцвет изучения эстетического вкуса приходится на Просвещение,
когда вышли в свет трактаты Ф. М. Вольтера и Ж. Ж. Руссо. Вольтер
разделяет вкус на три типа: художественный – чувство прекрасного,
воспитываемое
на
образцах
классического
искусства;
дурной
–
противоположность художественному, извращённый, не видящий красоту в
естественном; истинный – наиболее точно воспринимающий информацию.
Эстетическим вкусом может обладать, по мнению философа, только
образованный человек. Есть определённая категория, уровень эстетического
воспитания которой выше благодаря их приближенности к высокому
искусству.
Похоже, но немного иначе считал Руссо: чувство вкуса есть у каждого
человека, однако его развитие зависит, во-первых, от предрасположенности к
этому,
во-вторых,
от
окружения,
внешней
среды.
Под
окружением
понимается общество, несущее информацию, и его влияние на личность;
также природные явления и умение созерцать их.
Другое мнение у английского автора Д. Юма. Этот учёный полагал, что
у каждого человека есть свой способ ощущать прекрасное.
В целом можно выделить две точки зрения: что эстетический вкус
даётся с рождения и не может измениться; или что он подвергается
воспитанию путём созерцания красоты в природе и искусстве. Эти два
мнения уравнял в правах И. Кант. У каждого свой взгляд на мир и свои
субъективные оценочные суждения, что считать прекрасным, а что – нет. Но
в то же время личность соотносит своё мнение с общественным.
Правильная адекватная оценка высокого невозможна без познания
низкого, чтобы уметь их различать. Поднимаясь на уровень выше, человек
отказывается от более низкой ступени развития вкуса. Начинать это лучше
всего в раннем возрасте, с первых дней воспитания ребёнка. «Восприятие
только тогда становится эстетическим, когда оно эмоционально окрашено и
сопряжено с определенным отношением к нему со стороны ребёнка, его
чувственными переживаниями. Особенностью эстетических чувств является
бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи
с прекрасным» [10, с. 6].
Рассмотрим подробнее феномен музыкального вкуса. МЭВ не может
сформироваться и развиться без непосредственного участия музыки. Причём
активное влияние оно оказывает в любом виде: начиная с простого (даже
спонтанного) прослушивания и заканчивая искусством исполнения на
сложных и необычных инструментах.
Воспитание эстетического вкуса должно начинаться с раннего детства.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности» [31] Несправедливым будет
утверждать, что низменное массовое искусство и псевдоискусство есть
засилье именно современности. Отсутствие развитого вкуса всегда было и
остаётся актуальной проблемой, просто в наши дни она оказалась на
поверхности – в том числе за счёт продвижения СМИ и интернетом. Точно
так же нельзя утверждать, что искусство прошлых эпох всегда лучше, чем
нынешнее, касательно всех времён: это заблуждение вызвано тем, что
произведения низкого качества утрачены, а хорошие сохранены. У тех же
Леонардо да Винчи, Г. Ф. Генделя или А. С. Пушкина были современники,
штамповавшие банальные и пошлые стихи, картины и песенки, и эта
тенденция не исчезла в наши дни. Просто таких низкопробных авторов очень
быстро забывают.
Наибольшая трудность состоит в том, что многие до сих пор относятся
к высокому искусству как к чему-то недоступному, элитарному. С таким
взглядом правильно сформировать МЭВ, особенно у детей, практически
невозможно. Необходимо избавиться от этого мышления, признать право
стремления к прекрасному за всеми людьми независимо от возраста, статуса
и других признаков.
Дети в раннем возрасте очень восприимчивы к хорошей музыке. Слыша её с
первых лет жизни – дома, в детском саду, на мероприятиях в культурных
учреждениях – они учатся слушать, воспринимать, запоминать лучшие
образцы высокохудожественных произведений. «Приобщение к музыке
вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему
путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту» [18,
с. 6]
Композиторское творчество для юных музыкантов – относительно
молодая отрасль искусства. По-настоящему детская музыка, и то в большей
степени для исполнителей подросткового возраста, впервые появилась лишь
в творчестве Р. Шумана (его «Альбом для юношества»). Но современная
музыкальная педагогика ввела и в исполнительский, и в слушательский
репертуар для дошкольников и школьников творческое наследие таких более
ранних авторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт. Их сочинения
одновременно и просты, и сложны для восприятия. В музыке этих
композиторов
главная
роль
отведена
мелодии,
то
есть
одноголосно
выраженной мысли, а мелодический слух формируется на ранней стадии
развития – одним из первых. Поэтому почти невозможно представить, чтобы
Моцарт, Бах, а также Э. Григ и П. И. Чайковский (тоже великие мелодисты)
не звучали в учреждениях, работающих с детьми дошкольного возраста.
Музыка – временнóе искусство. Можно прикоснуться к музыкальному
инструменту, к нотам, к записывающему/воспроизводящему устройству,
лично
пообщаться
с
исполнителем
или
композитором.
Но
нельзя
прикоснуться к звуку. При этом не стоит, конечно, забывать, что в довольно
раннем возрасте у немалого количества детей проявляется синестезия:
цветной слух, тактильный слух, ассоциация определённых тонов с запахами
или вкусами.
Главное в восприятии музыки – эмоции и чувства, особенно ярко
выражаемые у детей. Характеризуя звучащее произведение, дошкольники и
младшие
школьники
используют
эпитеты
«весёлая»,
«печальная»,
«страшная», «спокойная» музыка; сравнивают звучание с какой-либо
ситуацией из жизни. Возможно, это одна из причин, по которой сначала
маленьких детей знакомят с непрограммной музыкой. Даже если сочинение
имеет определённую программу и сюжет, опытные педагоги всегда
приветствуют резко отличное от неё мнение учеников: ведь чувства стоят на
первом месте в формировании художественного вкуса. Детям лучше сначала
дать возможность высказаться о предполагаемом содержании, а затем со слов
учителя/музыкального
руководителя
узнать
настоящую
программу,
предпосланную автором, и сравнить с их мнением.
Возможность исполнения услышанной музыки зависит от её жанра, от
исполнительских
навыков
учеников,
от
доступности
необходимых
инструментов. Но если она есть, не стоит обходить её стороной. Исполняя
произведение самостоятельно, дети приобщаются к живому звучанию
инструмента, у них развивается тембровый и гармонический слух, а также
тренируется музыкальная память.
До знакомства с понятиями «тональность», «лад», «мажор», «минор»,
«метр», «ритм» и другими подробный научный анализ музыкального
произведения провести, конечно, нельзя. Однако простое исследование
вполне можно освоить на характеристиках, высказанных в процессе
обсуждения. Их как раз уместно сблизить с научными терминами: объяснить,
что долгота звука определяется метроритмом, высота – частотой, а
радостный или печальный характер звучания – мажорным или минорным
ладом. При этом нельзя забывать о нюансах (не зацикливаясь на них). Иногда
мажор выражает трагизм, скорбь и печаль – хрестоматийные примеры
«Потерял я Эвридику» из оперы К. Глюка «Орфей», заключительный
Траурный марш из оратории Генделя «Самсон»; а в миноре написано очень
много светлых и оптимистичных произведений – то же Rondo alla turca
Моцарта, с которым дети знакомятся довольно рано.