Напоминание

Формирование музыкально-эстетического вкуса у дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Сорокина Ксения Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 ДО "Калейдоскоп"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХИМКИ
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование музыкально-эстетического вкуса у дошкольников как психолого-педагогическая проблема







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование музыкально-эстетического вкуса у дошкольников

как психолого-педагогическая проблема

Эстетический вкус – это способность человека воспринимать и

оценивать прекрасное.

Уже с младенческого возраста ребёнок неосознанно интересуется всем

ярким, блестящим и привлекательным. Это могут быть предметы, игрушки,

цветы, животные: приметные картинки, разноцветные вещи, пушистые

зверьки, блестящие аквариумные рыбки – всё это доставляет эстетическое

удовольствие. Со словом и понятием «красота», «красивый» дети знакомятся

очень рано. И так же рано они начинают не только видеть вокруг себя нечто

красивое, но и слышать – сказки, стихи, потешки, прибаутки и, конечно же,

музыку. Постепенно ребёнок начинает отделять истинно прекрасное от того,

что таким только кажется, и семья становится первым образцом такого

поведения. Так начинается процесс эстетического воспитания. Дать ребёнку

возможность познавать, ощущать – не только видеть и слышать, но и

прикасаться, чувствовать запах – одна из первоочередных задач [1].

Музыка наиболее доступна ребёнку, чем другие виды искусства.

Поэтому взрослым необходимо уделять внимание звуковой среде, в которой

развиваются их дети, так как это оказывает влияние на нервную систему. Ни

в коем случае нельзя доводить до такого результата, что «дети предпочитают

грубые шлягеры, которые слышат вокруг. Дети не умеют петь, у них нет

желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие; они не

понимают, что с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость,

грусть, тревогу, любовь» [23].

У каждого человека эстетический вкус свой и при этом не врождённый,

а получаемый в результате воспитания и саморазвития. ЭВ зависит от

конкретных предпочтений, приверженности определённым направлениям

искусства и формированием мнений о них. Это касается и восприятия

природы, и всех видов искусства.

Первыми о понятии эстетического вкуса начали говорить ещё

античные философы. Согласно катарсической теории (очищение через

переживание)

Аристотеля,

созерцание

прекрасного

способствует

нравственному

становлению,

духовному

росту.

Однако

сам

термин

«эстетический вкус» был сформулирован и зафиксирован только в XVII веке:

вкус – способность воспринимать красоту.

Расцвет изучения эстетического вкуса приходится на Просвещение,

когда вышли в свет трактаты Ф. М. Вольтера и Ж. Ж. Руссо. Вольтер

разделяет вкус на три типа: художественный – чувство прекрасного,

воспитываемое

на

образцах

классического

искусства;

дурной

противоположность художественному, извращённый, не видящий красоту в

естественном; истинный – наиболее точно воспринимающий информацию.

Эстетическим вкусом может обладать, по мнению философа, только

образованный человек. Есть определённая категория, уровень эстетического

воспитания которой выше благодаря их приближенности к высокому

искусству.

Похоже, но немного иначе считал Руссо: чувство вкуса есть у каждого

человека, однако его развитие зависит, во-первых, от предрасположенности к

этому,

во-вторых,

от

окружения,

внешней

среды.

Под

окружением

понимается общество, несущее информацию, и его влияние на личность;

также природные явления и умение созерцать их.

Другое мнение у английского автора Д. Юма. Этот учёный полагал, что

у каждого человека есть свой способ ощущать прекрасное.

В целом можно выделить две точки зрения: что эстетический вкус

даётся с рождения и не может измениться; или что он подвергается

воспитанию путём созерцания красоты в природе и искусстве. Эти два

мнения уравнял в правах И. Кант. У каждого свой взгляд на мир и свои

субъективные оценочные суждения, что считать прекрасным, а что – нет. Но

в то же время личность соотносит своё мнение с общественным.

Правильная адекватная оценка высокого невозможна без познания

низкого, чтобы уметь их различать. Поднимаясь на уровень выше, человек

отказывается от более низкой ступени развития вкуса. Начинать это лучше

всего в раннем возрасте, с первых дней воспитания ребёнка. «Восприятие

только тогда становится эстетическим, когда оно эмоционально окрашено и

сопряжено с определенным отношением к нему со стороны ребёнка, его

чувственными переживаниями. Особенностью эстетических чувств является

бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи

с прекрасным» [10, с. 6].

Рассмотрим подробнее феномен музыкального вкуса. МЭВ не может

сформироваться и развиться без непосредственного участия музыки. Причём

активное влияние оно оказывает в любом виде: начиная с простого (даже

спонтанного) прослушивания и заканчивая искусством исполнения на

сложных и необычных инструментах.

Воспитание эстетического вкуса должно начинаться с раннего детства.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности» [31] Несправедливым будет

утверждать, что низменное массовое искусство и псевдоискусство есть

засилье именно современности. Отсутствие развитого вкуса всегда было и

остаётся актуальной проблемой, просто в наши дни она оказалась на

поверхности – в том числе за счёт продвижения СМИ и интернетом. Точно

так же нельзя утверждать, что искусство прошлых эпох всегда лучше, чем

нынешнее, касательно всех времён: это заблуждение вызвано тем, что

произведения низкого качества утрачены, а хорошие сохранены. У тех же

Леонардо да Винчи, Г. Ф. Генделя или А. С. Пушкина были современники,

штамповавшие банальные и пошлые стихи, картины и песенки, и эта

тенденция не исчезла в наши дни. Просто таких низкопробных авторов очень

быстро забывают.

Наибольшая трудность состоит в том, что многие до сих пор относятся

к высокому искусству как к чему-то недоступному, элитарному. С таким

взглядом правильно сформировать МЭВ, особенно у детей, практически

невозможно. Необходимо избавиться от этого мышления, признать право

стремления к прекрасному за всеми людьми независимо от возраста, статуса

и других признаков.

Дети в раннем возрасте очень восприимчивы к хорошей музыке. Слыша её с

первых лет жизни – дома, в детском саду, на мероприятиях в культурных

учреждениях – они учатся слушать, воспринимать, запоминать лучшие

образцы высокохудожественных произведений. «Приобщение к музыке

вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему

путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту» [18,

с. 6]

Композиторское творчество для юных музыкантов – относительно

молодая отрасль искусства. По-настоящему детская музыка, и то в большей

степени для исполнителей подросткового возраста, впервые появилась лишь

в творчестве Р. Шумана (его «Альбом для юношества»). Но современная

музыкальная педагогика ввела и в исполнительский, и в слушательский

репертуар для дошкольников и школьников творческое наследие таких более

ранних авторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт. Их сочинения

одновременно и просты, и сложны для восприятия. В музыке этих

композиторов

главная

роль

отведена

мелодии,

то

есть

одноголосно

выраженной мысли, а мелодический слух формируется на ранней стадии

развития – одним из первых. Поэтому почти невозможно представить, чтобы

Моцарт, Бах, а также Э. Григ и П. И. Чайковский (тоже великие мелодисты)

не звучали в учреждениях, работающих с детьми дошкольного возраста.

Музыка – временнóе искусство. Можно прикоснуться к музыкальному

инструменту, к нотам, к записывающему/воспроизводящему устройству,

лично

пообщаться

с

исполнителем

или

композитором.

Но

нельзя

прикоснуться к звуку. При этом не стоит, конечно, забывать, что в довольно

раннем возрасте у немалого количества детей проявляется синестезия:

цветной слух, тактильный слух, ассоциация определённых тонов с запахами

или вкусами.

Главное в восприятии музыки – эмоции и чувства, особенно ярко

выражаемые у детей. Характеризуя звучащее произведение, дошкольники и

младшие

школьники

используют

эпитеты

«весёлая»,

«печальная»,

«страшная», «спокойная» музыка; сравнивают звучание с какой-либо

ситуацией из жизни. Возможно, это одна из причин, по которой сначала

маленьких детей знакомят с непрограммной музыкой. Даже если сочинение

имеет определённую программу и сюжет, опытные педагоги всегда

приветствуют резко отличное от неё мнение учеников: ведь чувства стоят на

первом месте в формировании художественного вкуса. Детям лучше сначала

дать возможность высказаться о предполагаемом содержании, а затем со слов

учителя/музыкального

руководителя

узнать

настоящую

программу,

предпосланную автором, и сравнить с их мнением.

Возможность исполнения услышанной музыки зависит от её жанра, от

исполнительских

навыков

учеников,

от

доступности

необходимых

инструментов. Но если она есть, не стоит обходить её стороной. Исполняя

произведение самостоятельно, дети приобщаются к живому звучанию

инструмента, у них развивается тембровый и гармонический слух, а также

тренируется музыкальная память.

До знакомства с понятиями «тональность», «лад», «мажор», «минор»,

«метр», «ритм» и другими подробный научный анализ музыкального

произведения провести, конечно, нельзя. Однако простое исследование

вполне можно освоить на характеристиках, высказанных в процессе

обсуждения. Их как раз уместно сблизить с научными терминами: объяснить,

что долгота звука определяется метроритмом, высота – частотой, а

радостный или печальный характер звучания – мажорным или минорным

ладом. При этом нельзя забывать о нюансах (не зацикливаясь на них). Иногда

мажор выражает трагизм, скорбь и печаль – хрестоматийные примеры

«Потерял я Эвридику» из оперы К. Глюка «Орфей», заключительный

Траурный марш из оратории Генделя «Самсон»; а в миноре написано очень

много светлых и оптимистичных произведений – то же Rondo alla turca

Моцарта, с которым дети знакомятся довольно рано.