Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Авторы: Шипунова Ксения Александровна, Вишнякова Наталья Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад № 210"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область -Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ

ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ

Вишнякова Наталья Викторовна, Шипунова Ксения Александровна,

воспитатели муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 210»

На современном этапе в нормативных документах и педагогической

практике рассматривается вопрос о взаимодействии педагогов и детей или

родителей и педагогов. Это, безусловно, является актуальным, так как от этого

во многом зависит развитие дошкольника. «Во многом», но не во всём. Семья -

важнейший из факторов развития ребёнка, именно семья является ведущим

(важнейшим, ключевым) фактором его становления. Родители являются

наиболее близкими и социально-значимыми для детей взрослыми. Влияние

семьи на формирование личности ребёнка не может сравниться с влияниями

других институтов современного общества.

Оно сильнее,

потому,

что

«включаются» гораздо более эффективные механизмы. Как известно, основы

личности закладываются с детства.

Следовательно, именно в дошкольном

детстве ребёнок (и родитель) должен получить первый опыт сотрудничества.

Это предполагает:

организацию социальных взаимодействий ребёнка со взрослыми и

сверстниками;

разработку оптимальных моделей этих контактов, способствующих

реализации потенциала психического развития каждого ребёнка.

Говоря о сотрудничестве дошкольников и взрослых, важно обозначить

содержание понятия педагогического сотрудничества – оно представляет собой

преднамеренный контакт (длительный или временный) взрослого (педагога или

родителя)

и

воспитанников,

следствием

которого

являются

взаимные

изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

1

Педагогическое сотрудничество включает в себя:

педагогическое влияние;

его восприятие и усвоение ребенком;

собственную активность ребенка, проявляющуюся в ответных влияниях

на взрослого и на самого себя.

В пространстве дошкольного детства у ребенка два принципиально

важных

субъекта

такого

взаимодействия,

с

которыми

он

выстраивает

сотрудничество: педагог и родитель. При этом, родитель – гораздо важнее, чем

педагог, так как родители будут сопровождать ребёнка если не через всю

жизнь, то в течение более длительного периода. И если педагог может

осознанно и целенаправленно формировать умение ребенка сотрудничать, то в

семье – иная ситуация. Поэтому сотрудничество детей и родителей является

особенно значимым. Чаще всего родители даже не подозревают о том, что с

ребенком можно и нужно сотрудничать. И пытаются, вводя ребенка в

коллектив сверстников, сразу учить его «сотрудничать» с ними. Но в том-то и

дело, что ребенок может научиться сотрудничать со сверстниками, побывав в

пространстве сотрудничества со взрослыми.

В

жизни

ребенка-дошкольника

существуют

две,

порой

-

взаимоисключающие, одновременно реализуемые модели взаимодействия

«ребенок-взрослый»: в детском саду и дома. Причем, если в семье ребенок не

учится сотрудничеству, то и в дошкольном учреждении не удастся полноценно

организовать этот процесс. Но, если у ребенка дома создана соответствующая

среда, он с большим доверием относится ко взрослым в учреждении и

ориентирован на внеситуативное взаимодействие. Соответственно, между

этими двумя пространствами должно быть связующее звено, которое бы

помогало родителям в семье правильно организовать сотрудничество со своими

детьми. Таким звеном является сотрудничающее взаимодействие ДОУ с

семьёй, стиль которого может стать базой взаимоотношений ребенка и

родителей. Гарантии здесь быть не может, как в любом социальном процессе,

связанном с индивидуальностью входящих в него субъектов, но это условие

2

является необходимым, поскольку без него возможность объединения моделей

в целостное пространство слишком мала.

Таким

образом,

обязательным

начальным

шагом,

определяющим

возможность развития навыков сотрудничества, является стимулирование

внутрисемейного сотрудничества родителей и ребенка. Например, как сегодня

делается во многих учреждениях, объявляется конкурс семейного творчества:

поделок, проектов, сценических номеров и т.д. Если это какой-то продукт,

который представляется семьёй в готовом виде, мы не знаем, как происходило

взаимодействие по его изготовлению (это от нас скрыто). Но, опросив детей по

поводу того, как они помогали родителям делать это, выясняем, что есть семьи:

где родители все делали сами; ребенок отвечает примерно следующее:

мама сказала «я сделаю все сама - чтобы было красиво!»;

где родители делали основную часть, а ребенку дали возможность

дополнить работу в некоторой её части; ребенок говорит: «вот это делал папа, а

это – я»;

где родители делали вместе с ребенком, но у него создалось впечатление,

что это все он делал сам (хотя явно видно, что одному бы ему не справиться).

Важным моментом создания среды сотрудничества является включение

родителей в образовательное пространство. При этом мы выявили несколько

уровней такого включения с точки зрения развития сотрудничества:

1 уровень.

Предложение

родителям

осуществить

какую-либо

деятельность дома с ребенком. При этом мы не знаем, как будет происходить

само взаимодействие между родителями и ребенком, мы видим только

полученный результат. Возможны варианты:

отсутствие результата деятельности

отказ от деятельности;

неудачная попытка, не завершившаяся продуктом;

наличие продукта

полностью удовлетворяющего исполнителей (гордость за результат);

3

более-менее удовлетворяющего (есть некоторая неудовлетворенность

результатом, но при этом может быть радость от процесса);

сделанного «для галочки», «чтобы не приставали».

Важным с точки зрения сотрудничества при этом является не столько

продукт (хотя его наличие – тоже показатель), сколько возникающие в процессе

его изготовления опыт и отношения между родителями и ребенком. Они

становятся участниками, соисполнителями, соавторами деятельности. При этом

ребенок в любом случае рад и горд тем, что он с мамой (папой, бабушкой,

сестрой) это сделал и все могут видеть.

В качестве наиболее часто встречающихся в деятельности нашего

учреждения видов взаимодействия с родителями на этом уровне можно

привести следующие:

создание коллекций группы: «Пуговицы», «Виды бумаги», «Ткань»;

выставки работ в ДОУ: «Дары сезона», «Правила дорожные знать

каждому положено», «Светлый праздник Пасхи», «Необычный Новый Год»;

традиции: «Рукописная азбука», «Звуковая азбука»;

создание «Копилки Умных Слов»;

выполнение домашних заданий по рекомендации учителя-логопеда;

и т.п.

2 уровень.

Обучение

родителей

какой-либо

деятельности

с

целью

использования

полученных

знаний,

умений

дома

с

детьми

(решение

«использовать/не использовать» принимают сами родители).

Примерами таких форм являются: тренинги, мастер-классы для родителей.

Они проводятся не очень часто, как правило, на родительских собраниях.

Мастер-классы: «Карнавальная маска», «Поздравительная открытка»,

«Тестоплатика», «Книжка своими руками»; «Цветы к празднику»;

Семинары-практикумы:

«Артикуляционная

гимнастика»,

«Пальчиковые игры», «Звуковой и слоговой анализ», «Развитие связной речи»,

«Развитие фонематического восприятия».

4

Очень важной, хотя специально не организуемой и требующей

отдельного времени для проведения является индивидуальная работа с

родителями обучающего характера. Это целесообразно, когда родители

жалуются на нехватку времени, на нежелание ребенка заниматься

Например, родитель предлагает ребенку повторить цвета: «давай будем

заниматься (учить цвета, повторять буквы, геометрические формы и т.д.)

Ребенок не хочет. Воспитатель в таком случае советует родителям делать это

ненавязчиво, между делом, по дороге домой, пешком или на машине, во время

приготовления пищи, при подготовке ко сну и т.д.: посмотри, какие

разноцветные машины едут по дороге! Какого цвета эта машина (крыши домов,

балконы, зонтики и т.д.). Посчитать ступеньки, деревья, дома, конфеты, мишек

на наволочке, шаги и т.д. И дорога будет не скучной, и занятия провели!

Родители, ориентированные на сотрудничество с ребенком, обязательно

поделятся с ним новой информацией, полезным опытом, постараются в

ближайшее время организовать совместную деятельность.

3 уровень.

Включение родителей и детей в общее дело, в ходе которых

наблюдается своего рода кооперация, когда каждая из сторон делает свое дело

(«рядом, но не вместе»).

По сравнению с предыдущими уровнями, в данном случае и родители, и

дети включены в общий процесс, хотя и по отдельности (каждому дается своя

часть общей работы, которую он выполняет независимо от других участников).

В нашем учреждении на данном уровне сотрудничества реализуются

следующие виды деятельности:

операция «Снежный городок» (родители строят, а дети потом

украшают и раскрашивают);

акция «Наша клумба»;

традиция «День именинника», «Сладкий день»;

проведение совместных праздников в ДОУ (экспромт).

Очень понятным и наглядным примером такой деятельности служит акция

«Наша клумба», когда родители вскапывают землю и сажают семена растений.

5

Детям же потом достается работа по поливке клумбы и прополке сорняков в

течение двух-трех месяцев. Также дети могут украсить саму клумбу цветными

камешками.

4 уровень.

Формы, предполагающие участие родителей в подготовке

детей к какому-либо мероприятию:

помощь в проведении «Театральной Пятницы» (дети и воспитатель

разучивают тексты и музыкальные композиции, а родители вместе с детьми

готовят атрибуты к спектаклю и работают над ролью);

подготовка к празднику (родители и детьми готовят костюмы, учат

стихи, роли и т.д.).

Здесь предполагается активная роль родителей, хотя, не всегда творческая.

Возможны варианты, когда воспитатель дает четкое указание, что именно и как

сделать (чтобы не нарушить сценарий). Разница между сотрудничеством на

этом и первом уровнях в том, что, хотя подготовительная работа также ведется

дома, и процесс мы наблюдать не можем, но «продуктом» будут не только

конкретные материальные вещи (атрибуты), но и результат «в-ребенке». А

именно: его умения, знания, готовность и т.д. Это не дает возможности

родителям отстранить ребенка от процесса, поскольку он является его

необъемлемой и даже – главной частью. Хотя в итоге родитель уже не

присутствует в деятельности ребенка, он осуществляет её самостоятельно или с

воспитателем.

5 уровень.

Формы, в которых сотрудничество принимает вид проекта, с

начала и до конца выполненного в тандеме «родители - дети»:

презентация «Профессии моих родителей», «Наше хобби», «Наша

семейная коллекция»;

творческая мастерская / мастер-класс «Подарки своими руками»;

«внешние» конкурсы.

Одной из эффективных и любимых в нашем учреждении форм такого

сотрудничества является презентация «Профессии моих родителей». Проходит

под девизом: «Все профессии нужны, все профессии важны!» Участие в

6

проекте – по желанию родителей. Для одного занятия выбирается одна

профессия (одна семья). Родителям дается примерный план рассказа:

1.

Кем работают твоя мама/папа?

2.

Название профессии, о которой пойдет речь.

3.

Какую работу выполняют люди этой профессии.

4.

Какие инструменты нужны для этой профессии.

5.

Где они работают (в офисе, на шахте, на стройке и т.д.).

6.

Кем ты станешь, когда вырастешь.

Вместе с ребенком дома родители готовят интересный рассказ с

фотографиями, показом каких-то рабочих инструментов, наград или реликвий.

Может даже прилагаться небольшая презентация. При этом родитель выступает

вместе с ребенком, показывая в процессе его рассказа фотографии. В самом

полном варианте родители приходят вместе с детьми в группу и показывают,

например,

парикмахерский

мастер-класс

к

утреннику

или

учат

детей

складывать странички, чтобы получилась тетрадь.

Получив определённые результаты совместной деятельности, у педагогов

есть возможность направлять семейное сотрудничество в нужное русло. Что

здесь принципиально важно?

Во-первых, составляющими сотрудничающего взаимодействия детей и

взрослых являются:

совместная деятельность;

эмоциональный контакт;

доверие.

Значит, необходимо в первую очередь, на начальном этапе ориентировать

родителей не столько на результат сотрудничества в продукте («чтобы было

красиво»), а на совместность деятельности и положительный эмоциональный

настрой («мы делаем вместе!», «у нас все получится!»). Если требования

воспитателей детского сада к родителям прозрачны и понятны, то это помогает

устранить тревожность и страх, что влечет за собой доверие на уровне

7

«воспитатель-родитель». Это позволяет выстраивать подобные отношения в

процессе совместной деятельности и на уровне «родитель-ребенок».

Во-вторых, в зависимости от возраста ребенка и характера отношений со

взрослым, существуют уровни взаимодействия:

Взрослый-руководитель (организатор, контролер, опекун и арбитр) /

Ребёнок-наблюдатель, исполнитель;

Взрослый-лидер, направляющий и координирующий активность детей /

Ребенок-сотрудник, инициатор локальных идей и действий;

Взрослый-консультант, партнер / Ребенок-партнер, инициатор, со-

исполнитель, со-организатор, со-деятель.

Понятно, что в дошкольном возрасте ребенок может во взаимодействии со

взрослым подняться, максимум, на вторую ступень. Но для этого педагог и

родитель

должны

изменить

свою

позицию

с

авторитарно-опекающей,

контролирующей и тотально руководящей («над») - на позицию «рядом, но

чуть впереди», когда он организует, координирует, направляет, но при этом

дает возможность детям также высказывать своё мнение, делать предложения и

оценивать результат.

Поскольку

ребенок

в

дошкольном

детстве

обладает

огромными

адаптационными способностями, проявляющимися в копировании, подражании

образу, манере поведения, способу отношения и взаимодействия – важнейшим

средством развития навыков сотрудничества ребенка со взрослыми является

создание соответствующей среды между ДОУ и семьей. При этом важно

отметить, что взаимодействие между родителями и воспитателями возможно и

на втором, и на третьем уровнях. Более высокий уровень взаимодействия

между

ДОУ

и

семьёй

создает

предпосылки

создания

атмосферы

сотрудничества между родителями и ребенком в семье. А также формирует

единую среду взаимодействия «педагоги-ребенок-семья», существующую на

принципах поддержки и сотрудничества.

Таким образом, объединяя теорию и практику, мы выстраиваем систему

работы, в которой сотрудничество выступает в двух направлениях:

8

как ожидаемый результат - в качестве умений и навыков ребенка;

как условие его достижения - сотрудничество между родителями и

педагогами, родителями и детьми, педагогами и детьми.

Более того, в результате анализа данного феномена мы поняли, что

сотрудничество может быть реализовано на разных уровнях, которые являются

последовательными этапами его развития.

Большую, можно сказать –

ключевую, роль в этом процессе играет профессионализм педагога, понимание

им сути сотрудничества, особенностей и условий его становления у ребенка-

дошкольника, а также роли семьи и умения сделать её своим партнером в

достижении желаемого результата.

Мы не утверждаем, что в семье не может складываться сотрудничество

между детьми и родителями без вмешательства педагогов. Цель нашей статьи:

показать его важность, значимость для дошкольника и родителей (в целом для

семьи); поделиться опытом позитивного его формирования (в надежде, что

может осуществляться «обмен идеями» по этому направлению, развивая и

совершенствуя

технологии

формирования

детско-родительского

сотрудничества). Так как мы глубоко уверены, что, создавая «пространство

сотрудничества», мы делаем жизнь детей, родителей и педагогов ярче и

осмысленнее, помогая проживать счастливые минуты детства.

9