Авторы: Левинская Лилия Петровна, Лилия Петровна Левинская
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: "Жестовая песня, как одно из средств патриотического воспитания школьников с нарушениями слуха"
Тема: "Патриотическое воспитание школьников с нарушениями слуха в условиях школы – интерната"
«Жестовая песня, как одно из средств патриотического воспитания
школьников с нарушениями слуха»
Левинская Лилия Петровна
учитель начальных классов
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
г. Абакан
«Народ, воспитанный на одухотворенной песне,
благороден и велик».
Георгий Александрович Струве
Жестовая
песня
-
специфический
вид
искусства,
который
длянаших
детей
наиболее
близкий
и
понятный.Именно
в
песне
заключаются
большие
потенциальные возможности патриотического воспитания.
Этот
вид
искусства
помогает
детям
не
только
эмоционально раскрепоститься, развить свои творческие
способности, проявить себя, снять языковой барьер, но и
спасает
от
ощущения
глухоты,
замкнутости.
А
для
педагогов
это
ещё
одно
средствов
воспитании
патриотических чувств. Ведь песня – это могучее оружие в
наших руках.
От того, какие песни слушает ребёнок,
зависит то, как формируется его мировоззрение.
Любая
жестовая
песня,
включенная
в
репертуар,
содержит идеи патриотизма. Патриотическая песня несет
гордость
за
свою
страну,
отличается
высокой
нравственностью и человечностью. Патриотическая песня –
это прежде всего любовь. И мы, педагоги призваны научить
своих учеников любить те незыблемые ценности, которые
делают нас лучше. Поэтому, мы поём с детьми только
добрые,
гуманные
песни,
песни
о
Родине,
подвиге,
воинском долге, о чести.
Исполнение
жестовых
песен
всегда
эмоционально
воспринимается зрителями, ведь это сплав актёрского
мастерства, хореографии, языка жестов.
Для выступления мы выбираем популярные, знакомые
композиции.
Тематика
разнообразная:
любовь,
семья,
дружба, но красной линией проходит тема патриотизма.
Сама
постановка
жестовой
песни
–
процесс
трудоёмкий, занимающий иногда несколько недель. Перед
началом
работы
над
музыкальным
произведением
знакомим детей с их авторами, проводим беседу об
исторических событиях, положенных в основу песенного
материала. Затем вместе с обучающимися, анализируем
содержание произведения, определяем его главную идею,
средства
музыкальной
выразительности.Затем
разучиваются слова, потом жесты, отрабатывается чёткая
артикуляция. Очень важна гибкость рук, пластичность
движений, мимика. Мимика, также как и жесты, отражает
чувства и эмоции человека. Этот «зрительный язык»
помогает
в
сочетании
с
выразительными
жестами,
пластичными
движениями,
чёткой
артикуляцией,
передавать содержание песни, выражать состояние души,
чувства, эмоции.Как говорил Цицерон: ««Каждое движение
души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте,
мимике …»
Поэтому, мы заранее определяем, где мы будем
выступать – на каких праздниках, мероприятиях, конкурсах,
фестивалях и сколько человек может быть задействовано в
художественном номере.
Этот год стал годом патриотического воспитания для
нашего коллектива. Нами подобрана интересная, яркая по
своему музыкальному языку и литературному содержанию
программа, с которой мы успешно выступаем на концертах
и городских мероприятиях патриотической направленности.
Но самое главное - дети познакомились с прекраснейшим
песенным
материалом:
«Путь
-
дорожка
фронтовая»,
«Журавли», «Моя Москва», «Россия - это мы», «А закаты
алые», «Гимн России», «Военная песенка», «Священная
война», «Мы дети твои, Россия»,и т.д.
Концертная деятельность – это своеобразный отчет о
проделанной работе, возможность показать результаты
своего труда.
Благодаря талантливым артистам школы-интерната
жестовая песня стала популярной в городе. Жестовые песни
«звучат» в колледжах, где выступают и учатся бывшие
ученики школы, а наши слышащие зрители отмечают, что
«песни» переложенные на язык жестов – это очень
красиво».