Автор: Хома Ксения Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №301
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика коррекционной работы и использование современных цифровых образовательных технологий в формировании грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Автор: Хома К.В.
Специфика коррекционной работы и использование современных
цифровых образовательных технологий в формировании
грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III уровня
Аннотация: в статье представлено описание этапов логопедической
работы, ее приоритетных направлений при рассматриваемых речевых
нарушениях, рассмотрены современные технологии в коррекции, а также
приведен порядок проведения коррекционно-логопедической работы.
Ключевые слова: дети с ОНР III уровня, общее недоразвитие речи,
грамматический строй речи, современные цифровые технологии, дети
старшего дошкольного возраста.
Категория
детей
с
речевыми
нарушениями
разнообразна,
и,
в
зависимости от особенностей того или иного нарушения, специфические
особенности коррекционной работы с ними будут существенно различаться.
В случае с таким речевым нарушением, как общее недоразвитие речи III
уровня, среди прочих направлений работы, важнейшей задачей при обучении
такого ребенка, является логопедическая коррекция характерных нарушений
грамматического строя речи.
Последовательность появления грамматических форм словоизменения
и словообразования, а также разных типов предложений у детей, имеющих
диагноз ОНР, характерна и в случае нормативного речевого развития.
Специфические особенности овладения грамматическим строем речи детьми
с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии
развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и
формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого
развития [4].
Г. В. Чиркина отмечает, что для данной категории детей характерны
нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими
единицами.
У
этих
детей
выявляются
затруднения
как
в
выборе
грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены
недоразвитием у детей морфологических и синтаксических обобщений,
несформированностью
тех
языковых
операций,
в
процессе
которых
происходит
грамматическое
конструирование,
выбор
определенных
языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка
парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры
[5].
В процессе овладения морфологической структурой родного языка,
прежде всего ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и
звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении,
соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять
элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать
связь
между
оттенком
значения
или
различными
грамматическими
значениями, а также морфемами.
Последовательность усвоения грамматических форм определяется
степенью
их
семантической
противопоставленности:
если
в
основе
грамматических форм лежат ясные, доступные когнитивному развитию
семантические противопоставления, данные грамматические формы легко
дифференцируются.
Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР шестилетнего
возраста
наибольшие
затруднения
вызывают
предложно-падежные
конструкции
существительных,
падежные
окончания
существительных
множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам
(особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с
существительным в роде, числе и падеже.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая
зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от
звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное
существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи:
- усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе
механизмов имитации);
-
овладение процессом расчленения слов на составляющие его
морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), осуществляется у детей
c ОНР более замедленными темпами [3].
Так, многие трудности, возникающие при общении у детей при ОНР III
уровня
связаны
с
нарушением
грамматического
строя
языка.
Такие
отечественные ученые как: Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова,
отмечают
недостаточную
сформированность
языковой
базы,
и
несовершенство представлений о языковой системе, из-за чего нарушения
лексико-грамматического
строя
являются
характерными
для
общего
недоразвития
речи.
Коррекционно-логопедическая
работа,
касающаяся
нарушений уровня лексико-грамматического строя языка, включающего в
себя такие компоненты, как синтаксис, словообразование и морфологию,
имеет свою специфику, и для его осуществления должны применяться
различные педагогические приемы, а также формы и средства организации
[4].
Е. Н. Дроздова и А. В. Короткова отмечают тот факт, что
формирование тех или иных сторон грамматического строя дошкольников с
ОНР III уровня происходит неравномерно. Вышесказанное говорит в пользу
поэтапной организации обучения. Так, на начальных этапах коррекции,
процесс
активизации
речевых
высказываний
носит
обобщенный,
неспецифический характер, но в дальнейшем постановка коррекционных
задач
становится
все
более
дифференцированной,
конкретной
и
целенаправленной [3].
Очевидно, что для наиболее эффективной работы, вся система
логопедического воздействия должна быть направлена на выстраивание
целостной системы и ее последующей активизации в речевой деятельности
ребенка, а не на заучивание отдельных вербальных единиц или приемов
словообразования и словоизменения. По утверждению Е. М. Мастюковой и
Т. Б. Филичевой, в ходе осуществления логопедической работы одним из
важнейших условий является опора на уже имеющиеся в пользовании
ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в
противопоставлении [2].
Так, рассмотрим этапы работы более подробно. Р. И. Лалаева выделяет
3
этапа
логопедической
работы
по
формированию
и
закреплению
словообразования.
I
этап.
Закрепление
наиболее
продуктивных
словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных
моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных
словообразовательных моделей [4].
Учитывая
возраст
детей
и
степень
выраженности
речевого
недоразвития,
работа
предполагает
лишь
практическое
знакомство
с
наиболее распространенными моделями и способами словообразования и
словоизменения, теоретические знания о грамматике детям не сообщаются
ввиду их абстрактности и неготовности детей воспринимать информацию
данного
типа.
Порядок
работы
над
грамматическими
категориями
подчиняется следующему алгоритму:
Этап наблюдения.
Ребенок
наблюдает
за
тем
как
конструирует
и
употребляет
определенную модель логопед.
Этап включения.
Ребенок включается в речевую деятельность (в основном, подражая),
пробует самостоятельно, опираясь на собственные представления и знания,
данные логопедом, конструировать модель предложения и пользоваться ей.
Этап автоматизации.
Логопед
проводит
упражнения
на
автоматизацию
употребления
изученных моделей. Ребенок включается в речевое взаимодействие с
педагогом, употребляя грамматическую модель как в изолированной форме,
так и в форме развернутого речевого высказывания [1].
В
целях
улучшения
коррекционной
работы
по
формированию
грамматического строя речи, специалисты все чаще используют цифровые
образовательные технологии.
Цифровые образовательные технологии включают в себя различные
презентации,
интерактивные игры,
обучающие
игры.
Также
может
использоваться сюжетный материал, опора на вербальный или наглядный
образец.
В работе на логопедических занятиях с детьми, все чаще используем
презентации, различные видеоролики по лексико-грамматическим темам.
Дошкольники
на
таких
занятиях
учатся
рассуждать,
перессказывать,
формируют навыки словообразования, словоизменения. Такие занятия
формируют грамматический строй речи, пополняют словарный запас слов.
У детей с ОНР III
уровня наблюдается положительная динамика по
формированию грамматического строя речи.
Таким
образом,
правильный
подход,
правильно
подобранные
технологии в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР III
уровня, позволяет логопеду наиболее эффективно оказывать коррекционное
воздействие,
развивать
умение
правильно
пользоваться
способами
словообразования и словоизменения, более грамотно и верно использовать
языковые средства в зависимости от ситуации, что оказывает позитивное
влияние на речевое развитие и социализацию ребенка с ОНР в общество
нормативно развивающихся сверстников в целом.
Список литературы:
1.
Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. -
М.,2005. - 296 с.
2.
Жукова Н.С. ,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. -
Екатеринбург, 2000.- 316с
3.
Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования
лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. №1 с. 27-34
4.
Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
5.
Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т.Б.
Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.:
ил.