"Познавательно-исследовательская деятельность как средство обогащения и активизации словаря детей с ТНР"

Автор: Плаксюк Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7 "Пингвинёнок"
Населённый пункт: г.Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность как средство обогащения и активизации словаря детей с ТНР"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Плаксюк Лариса Николаевна воспитатель МБДОУ № 7 «Пингвинёнок» ЗАТО Александровск Г.Снежногорск Мурманской области
Познавательно-исследовательская деятельность

как средство обогащения и активизации словаря детей с ТНР.
«Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». К. Д. Ушинский В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место, ведь слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. В группах компенсирующей направленности работа над словарем детей происходит в течение всего дня и включена во все виды детской деятельности. Но практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального коррекционного обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Одним из перспективных методов, способствующий решению этой проблемы, является метод познавательно-исследовательской деятельности, который позволяет обеспечивать удовлетворение детской любознательности, а также прямо и косвенно влияет на обогащение и активизацию словаря и в целом на развитие речи ребёнка. Предположив, что если в процессе познавательно-исследовательской деятельности дети будут иметь возможность открывать свойства и качества предметов, то обогатится их словарный запас, усовершенствуются все стороны речи. Целью своей деятельности в этом направлении я определила следующее: Цель: Обогащение и активизация словаря детей с ТНР в процессе познавательно- исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели решала следующие задачи
:
Речевые:  Расширять объём словаря по всем изучаемым лексическим темам; (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).  Расширять запас синонимов и антонимов, многозначных слов;  Развивать умение задавать вопросы, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;  Развивать умение пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса; Познавательные. Формировать:  элементарные навыки исследовательской работы;  умение обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты;  умение выделять сходство и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования»;  умение выделять более дифференцированные свойства предметов, классифицировать их по характерным признакам, понимать и употреблять обобщающие наименования . Реализацию поставленных задач осуществляла при организации:  Совместной образовательной деятельности взрослого и детей во время НОД, наблюдений, экскурсий и т.д.
 Самостоятельной деятельности детей, организуя развивающую предметно- пространственную среду.  Взаимодействия с семьями воспитанников Использовала разнообразные организационные формы : • Познавательные вечера «Знаете ли вы…; • «Час «Почемучек», «Встречи в музее»; • Подбор материала живой и неживой природы в копилку «Мы их знаем»; • Создание проблемных ситуаций: «Где находится воздух?», «Можно ли воду назвать волшебницей?», «Что отражается в зеркале?». Учитывая, что организация занятий, совместной деятельности, индивидуальной работы с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется на основе принципа комплексно - тематического планирования , план проведения познавательно-исследовательской деятельности (Приложение 1) составлен мною согласно лексическим темам, и предполагает такие типы исследований: В содержание перспективного плана по проведению познавательно-исследовательской деятельности мною включены специально подобранные опыты в соответствии с лексическими темами. Так, при изучении лексической темы «Игрушки» мы с ребятами провели: Опыты на тему: «Эти разные мячи»
,
«Какой мяч подпрыгнет выше других?», «Почему мячик прыгает высоко». В ходе проведения экспериментов р ассмотрели теннисный, футбольный, и резиновый мячи. Выяснили, что с мячами можно играть тихо, шумно, весело, дружно; их можно катать, бросать, ловить, подбрасывать, забрасывать. Мячи бывают разными по размеру - большие и маленькие; по цвету – красные, зелёные, разноцветные; а вот по форме все мячи одинаковые - круглые. Их изготавливают из резины, пластмассы, кожи. Узнали: что внутри у мячей воздух, они могут быть твёрдыми, мягкими, упругими. Пришли к выводу, что резиновый мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха; чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет. Таким образом, у ребенка, участвующего в познавательно- исследовательской деятельности наблюдалось обогащение, активизация и актуализация словаря (предметного, глагольного, признаков, наречий), ассоциативное и практическое связывание слова с характеристикой предметов. «Путешествуя» по карте, дети познакомились с игрушками русских народных умельцев: дымковских мастеров, городецких, филимоновских, каргопольских. А «Путешествуя во времени» узнали, в какие игрушки играли мамы и папы, бабушки и дедушки. Эти формы исследовательской деятельности позволили расширить словарь детей за счёт слов – признаков: деревянная, пластмассовая, глиняная, народная, тряпичная, соломенная, расписная. Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка. Вот и в нашем мини-музее группы появилась новая коллекция - коллекция «Игрушек – № Типы исследований 1 Опыты (экспериментирование) 2 Коллекционирование (знакомство с камнями, часами, бумагой и т.д.) 3 Путешествие по карте (ребёнок открывает для себя мир). 4 Путешествие во времени («Что было до…(от прошлого к настоящему)
сюрпризов». Для решения речевых задач, детям было предложено придумать для каждого экспоната свою историю или загадку, правильно обозначив качества игрушки и действия с ней. Конечно же, в старшей группе у детей с ТНР возникают определённые трудности с составление загадок, историй. И здесь на помощь приходят родители. Они активно включаются в процесс и получаются вот такие истории – загадки: Девочка с хитринкой , В красненькой косынке. Прыгает и скачет, Медведь от неё плачет. (Маша из мультфильма «Маша и Медведь») Он носит вместо шапки Разноцветный колпачок. И ростом он маленький – Всего лишь с ребячий башмачок. (Смурфик или гномик)
Познавательно-исследовательская деятельность очень многообразна . Она пронизывает все сферы детской жизни и позволяет мне, как педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая не только познавательную активность, но и речь детей в целом. В заключение хочется процитировать слова Яна Коменского: "Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело, а слово – одеяние, вещь - ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако, на первом месте вещь как предмет познания и речи". Список литературы. 1.Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38 2. Баталина Т.С. «Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика. – 2012. – №1 3. Дыбина О.В. Что было до…Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников 4. //Сфера 2010г. 5. Короткова Н. организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. //журнал «Ребёнок в детском саду» - 2002 - № 1. 6. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. //Методические рекомендации .АРКТИ, 2010.
Приложение 1. План проведения познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Лексическая тема Тема исследования Словарь «Человек. Части тела. Умывальные принадлежно сти». Опыт «Волшебница – вода», «Мыло- фокусник». Путешествие по карте «Народы России». Путешествие во времени «От рождения до старости». Коллекционирование «Какое бывает мыло?». Теплая, холодная, горячая, прозрачная; течёт, скользкое, пена, изменился цвет, мыльный пузырь из трубочки, легкий, переливается на свету. «Фрукты» Опыты: « Волшебный лимон», «Что можно приготовить из фруктов?». Путешествие по карте «Фрукты южных стран». Коллекционирование «Семена». Сочный, фруктовый, апельсиновый, кисло-сладкий кожура, цедра, косточка, вода, посадка, полив, урожай, варенье, компот, джем, повидло, сок, желе, здоровье, витамины, вкус, начинка, сухофрукты, изюм, соковыжималка. «Деревья» Опыт «Что может рассказать еловая шишка». Коллекционирование « Листья», «Плоды деревьев». Путешествие по карте «Деревья Севера». Дерево, береза, ель, сосна, дуб, клен, липа, ива, рябина, тополь, листья, ствол, крона, ветви, корни, плоды, семена, шишки, «Одежда» Опыты: «Фартук для Почемучки». Путешествие по карте « Русский костюм». Путешествие во времени «История костюма». Коллекционирование «Эти разные ткани», «Весёлые пуговицы». Ситец, балонья, шерсть, капрон; ткань, тонкая, непромокаемая, гладкая., прочная, блестящая, ворсистая, лёгкая, тяжёлая, плотная, редкая. «Игрушки» Опыты: «Эти разные мячи», «Какой мяч подпрыгнет выше других?». Путешествие по карте « Народная игрушка России». Путешествие во времени «Игрушки наших бабушек и дедушек». Коллекционирование «Игрушка – сюрприз». Катать, вращать, играть, бросать, ловить, игрушечный, любимый, мягкий, упругий, маленький, большой, пластмассовый, резиновый, интересно, много, тихо, шумно, весело, дружно деревянная, пластмассовая, глиняная, народная, тряпичная, соломенная, расписная «Мебель» Опыт. «Знакомство со свойствами дерева» Путешествие во времени «Всегда ли была мебель у людей?». Путешествие по карте «Жилища народов мира». Коллекционирование «Необычные дома» (картинки). Деревянная, кожаная, велюровая, металлическая, стеклянная. прочная, мыть, чистить, ремонтировать. «Птицы» Опыт «Как устроены крылья у птиц», «Почему у водоплавающих птиц крылья не намокают?». Путешествие по карте «Куда улетают птицы зимовать?». Коллекционирование «Зимующие птицы» (фото). Птицы, крылья, перо, лёгкий, полые, водоплавающие, летать, петь, кричать, щебетать, каркать, крякать, гоготать, кружить, вить, высиживать, вылупляться, клевать, щипать, вышагивать (гусь), переваливаться (утка). «Посуда» Опыт: «Можно ли в решете носить воду?», «Свойства металла». Путешествие во времени «Посуда из прошлого». Решето, сито, проливается, носить, Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые,