Напоминание

"Взаимодействие с родителями по воспитанию нравственно-патриотических качеств детей"

Автор: Липкова Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ-СОШ "Содружество"
Населённый пункт: город Высоковск, Московская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Взаимодействие с родителями по воспитанию нравственно-патриотических качеств детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление образования администрации

городского округа

МОУ – СОШ «Содружество»

141650 Российская Федерация, Московская область, городской округ Клин,

город Высоковск, Первомайский проезд, д.12

Консультация для воспитателей

на тему:

«Взаимодействие с родителями по воспитанию

нравственно-патриотических

качеств детей»

Подготовила воспитатель:

Липкова Людмила Борисовна

МОУ – СОШ «Содружество» г. Высоковск

2024 г.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня

– одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, главной задачей

которой

является

формирование

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к

своей

семье,

малой

родине

и

стране;

расширение

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о его традициях и

праздниках.

Для маленького ребёнка Родина начинается с родного дома, улицы, на

которой живёт он и его семья. Это целый мир для ребёнка, здесь он учится

любить, радоваться, сочувствовать, приобретает первый опыт общения.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что

ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию

эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа,

а также сохранению семейных связей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач

дошкольного

образовательного

учреждения,

важным

условием

которой

является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и

хранительницей национальных традиций.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё

отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции

дошкольного воспитания», в «Положении о дошкольном образовательном

учреждении», Законе «Об образовании» и др.

Так, в Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми

педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе

с семьёй. Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и

консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного

учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их

воспитанию.

В настоящее время все задачи нравственно-патриотического воспитания

ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребёнку

социально-исторического опыта. В ней он получает уроки нравственности,

закладываются жизненные позиции.

«Всё и хорошее и плохое человек получает в семье». Эта мудрость известна

всем. Ведь ребёнок рождается не злым или добрым, не нравственным и не

безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребёнку

взрослых, от того, как они его воспитывают.

Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви

и привязанности. Не случайно основной задачей нравственно-патриотического

воспитания является воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому

саду, малой Родине.

Решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно лишь во

взаимодействии с семьёй. В русском словаре С. Ожигова значение слова

«взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная

поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся

отношение к родителям как к партнёрам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Таким образом, полноценное воспитание дошкольника происходит в

условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

К сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают

серьёзные

трансформации.

Происходит

снижение

её

воспитательного

потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка.

современным

родителям

приходится

нелегко

из-за

нехватки

времени,

занятости,

недостаточности

компетентности

в

вопросах

дошкольной

педагогики и нравственного воспитания. Ближе всего к дошкольнику и

проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании

благоприятных условий для развития каждого ребёнка, повышении степени

участия родителей в воспитании своих детей.

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми

бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-

образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними,

пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих

родителей в различных мероприятиях детского сада.

Результатом внедрения ФГОС ДО в работе с родителями стало создание

эффективной

модели

сотрудничества,

основанной

на

личностно-

ориентированной модели взаимодействия взрослых – «педагог – родитель».

В рамках ФГОС планирование образовательного процесса строится с учётом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей,

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования и комплексно-

тематического

планирования.

Реализация

образовательных

задач

осуществляется через «тематические недели»: «Семья», «Детский сад»,

«Народные промыслы», «Русская народная игрушка», «Наша Родина – Россия»,

«День защитника отечества», «Мамин праздник», «Слава победителям!» и

другие.

В организации работы с родителями по данным темам мы используем

следующие формы вовлечения взрослых в образовательный процесс:

Тематические беседы: «Основы нравственных отношений в семье»,

«Семейные

праздники

и

их

роль

в

нравственно-патриотическом

воспитании»,

«Использование

произведений

устного

народного

творчества и современной литературы в нравственно-патриотическом

воспитании детей»;

Родительские собрания: «Воспитание любви к родному городу и природе

в ДОУ и семье», «Народные подвижные игры и современные дети»;

Консультации: «Познакомьте ребёнка с родным городом», «С чего

начинается Родина?», «Как помочь ребёнку полюбить свой город?»;

Анкетирование родителей на тему: «Наш город»;

Оформление папок-передвижек: «Посмотри, как он хорош, край, в

котором ты живёшь», «Любимые места нашего города»;

Выставки рисунков детей и родителей «Мой любимый город Высоковск»,

«Моя семья», «Достопримечательности нашего города»;

Конкурс поделок, посвящённый празднику «Пасхе», конкурс плакатов и

открыток, посвящённый Дню Победы, а также конкурс на лучшую

кормушку «Покормите птиц зимой»;

Организация фотовыставок: «Зимние пейзажи», «Удивительное рядом»,

«Труд людей в нашем городе», «Масленица», «Этот День Победы» и

многие другие. Родители приняли активное участие в их организации.

Эта

форма

работы

показала,

что

она

пользуется

у

родителей

популярностью.

Родительские уголки – также хороший метод общения с родителями. Для

каждого педагога очень важно использовать любую возможность

контакта с семьями воспитанников. В качестве такого интерактивного

общения на стенде «Для вас, родители» систематически размещаются

памятки по воспитанию любви к природе родного края, статьи о том, что

можно рассказывать детям при ознакомлении их с родным городом.

Предлагаются для прочтения и разучивания стихотворения местных

поэтов о Высоковске, пословицы и поговорки о любви к родному дому,

семье, Родине;

Совместно с родителями и детьми подбирали материал для оформления

тематических альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию:

«Прошлое и настоящее Высоковска», «День города», «Никто не забыт и

ничто не забыто», «Праздники в нашей семье», «Традиции моей семьи»,

«Символика города», «Природа родного края» и другие;

Кроме

этого

организуются

выставки

специальной

методической

литературы, а также детской художественной литературы, отражающей

вопросы

воспитания

нравственно-патриотических

качеств

у

дошкольников.

Такая совместная деятельность детей, родителей и педагогов воспитывает

комплекс нравственно-патриотических качеств – любовь к семье, к родному

краю,

отзывчивость,

взаимопомощь,

доброжелательность,

трудолюбие

развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что

является одним из факторов нравственно-патриотического воспитания.

Народная мудрость гласит: «Каков человек – таков и мир, который он создаёт

вокруг себя». Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить

свою Родину, беречь и преумножать её богатства, оберегать своих родных и

близких, заботиться о них, сохранять традиции и обычаи своей семьи, своего

народа.

А это осуществимо только тогда, когда педагоги и родители станут

союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы

нравственно-патриотического воспитания детей.