Автор: Липкова Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ-СОШ "Содружество"
Населённый пункт: город Высоковск, Московская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Взаимодействие с родителями по воспитанию нравственно-патриотических качеств детей"
Управление образования администрации
городского округа
МОУ – СОШ «Содружество»
141650 Российская Федерация, Московская область, городской округ Клин,
город Высоковск, Первомайский проезд, д.12
Консультация для воспитателей
на тему:
«Взаимодействие с родителями по воспитанию
нравственно-патриотических
качеств детей»
Подготовила воспитатель:
Липкова Людмила Борисовна
МОУ – СОШ «Содружество» г. Высоковск
2024 г.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня
– одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, главной задачей
которой
является
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье,
малой
родине
и
стране;
расширение
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о его традициях и
праздниках.
Для маленького ребёнка Родина начинается с родного дома, улицы, на
которой живёт он и его семья. Это целый мир для ребёнка, здесь он учится
любить, радоваться, сочувствовать, приобретает первый опыт общения.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что
ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию
эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа,
а также сохранению семейных связей.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач
дошкольного
образовательного
учреждения,
важным
условием
которой
является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и
хранительницей национальных традиций.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё
отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции
дошкольного воспитания», в «Положении о дошкольном образовательном
учреждении», Законе «Об образовании» и др.
Так, в Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе
с семьёй. Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и
консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного
учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их
воспитанию.
В настоящее время все задачи нравственно-патриотического воспитания
ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребёнку
социально-исторического опыта. В ней он получает уроки нравственности,
закладываются жизненные позиции.
«Всё и хорошее и плохое человек получает в семье». Эта мудрость известна
всем. Ведь ребёнок рождается не злым или добрым, не нравственным и не
безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребёнку
взрослых, от того, как они его воспитывают.
Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви
и привязанности. Не случайно основной задачей нравственно-патриотического
воспитания является воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому
саду, малой Родине.
Решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно лишь во
взаимодействии с семьёй. В русском словаре С. Ожигова значение слова
«взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная
поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся
отношение к родителям как к партнёрам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Таким образом, полноценное воспитание дошкольника происходит в
условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
К сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают
серьёзные
трансформации.
Происходит
снижение
её
воспитательного
потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка.
современным
родителям
приходится
нелегко
из-за
нехватки
времени,
занятости,
недостаточности
компетентности
в
вопросах
дошкольной
педагогики и нравственного воспитания. Ближе всего к дошкольнику и
проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании
благоприятных условий для развития каждого ребёнка, повышении степени
участия родителей в воспитании своих детей.
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми
бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-
образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними,
пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих
родителей в различных мероприятиях детского сада.
Результатом внедрения ФГОС ДО в работе с родителями стало создание
эффективной
модели
сотрудничества,
основанной
на
личностно-
ориентированной модели взаимодействия взрослых – «педагог – родитель».
В рамках ФГОС планирование образовательного процесса строится с учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и комплексно-
тематического
планирования.
Реализация
образовательных
задач
осуществляется через «тематические недели»: «Семья», «Детский сад»,
«Народные промыслы», «Русская народная игрушка», «Наша Родина – Россия»,
«День защитника отечества», «Мамин праздник», «Слава победителям!» и
другие.
В организации работы с родителями по данным темам мы используем
следующие формы вовлечения взрослых в образовательный процесс:
Тематические беседы: «Основы нравственных отношений в семье»,
«Семейные
праздники
и
их
роль
в
нравственно-патриотическом
воспитании»,
«Использование
произведений
устного
народного
творчества и современной литературы в нравственно-патриотическом
воспитании детей»;
Родительские собрания: «Воспитание любви к родному городу и природе
в ДОУ и семье», «Народные подвижные игры и современные дети»;
Консультации: «Познакомьте ребёнка с родным городом», «С чего
начинается Родина?», «Как помочь ребёнку полюбить свой город?»;
Анкетирование родителей на тему: «Наш город»;
Оформление папок-передвижек: «Посмотри, как он хорош, край, в
котором ты живёшь», «Любимые места нашего города»;
Выставки рисунков детей и родителей «Мой любимый город Высоковск»,
«Моя семья», «Достопримечательности нашего города»;
Конкурс поделок, посвящённый празднику «Пасхе», конкурс плакатов и
открыток, посвящённый Дню Победы, а также конкурс на лучшую
кормушку «Покормите птиц зимой»;
Организация фотовыставок: «Зимние пейзажи», «Удивительное рядом»,
«Труд людей в нашем городе», «Масленица», «Этот День Победы» и
многие другие. Родители приняли активное участие в их организации.
Эта
форма
работы
показала,
что
она
пользуется
у
родителей
популярностью.
Родительские уголки – также хороший метод общения с родителями. Для
каждого педагога очень важно использовать любую возможность
контакта с семьями воспитанников. В качестве такого интерактивного
общения на стенде «Для вас, родители» систематически размещаются
памятки по воспитанию любви к природе родного края, статьи о том, что
можно рассказывать детям при ознакомлении их с родным городом.
Предлагаются для прочтения и разучивания стихотворения местных
поэтов о Высоковске, пословицы и поговорки о любви к родному дому,
семье, Родине;
Совместно с родителями и детьми подбирали материал для оформления
тематических альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию:
«Прошлое и настоящее Высоковска», «День города», «Никто не забыт и
ничто не забыто», «Праздники в нашей семье», «Традиции моей семьи»,
«Символика города», «Природа родного края» и другие;
Кроме
этого
организуются
выставки
специальной
методической
литературы, а также детской художественной литературы, отражающей
вопросы
воспитания
нравственно-патриотических
качеств
у
дошкольников.
Такая совместная деятельность детей, родителей и педагогов воспитывает
комплекс нравственно-патриотических качеств – любовь к семье, к родному
краю,
отзывчивость,
взаимопомощь,
доброжелательность,
трудолюбие
–
развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что
является одним из факторов нравственно-патриотического воспитания.
Народная мудрость гласит: «Каков человек – таков и мир, который он создаёт
вокруг себя». Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить
свою Родину, беречь и преумножать её богатства, оберегать своих родных и
близких, заботиться о них, сохранять традиции и обычаи своей семьи, своего
народа.
А это осуществимо только тогда, когда педагоги и родители станут
союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы
нравственно-патриотического воспитания детей.