Напоминание

Методика глобального чтения для детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Автор: Леоненко Ирина Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ № 58 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика глобального чтения для детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СЛАЙД 1

Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до

овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и

память.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:

— глобальное чтение (целыми словами);

— послоговое чтение;

— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов

чтения задействует различные языковые механизмы ребенка.

«Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему,

так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу

обретает конкретный смысл. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью

произношения

СЛАЙД 2

Использовать методику «Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми

предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А.

В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику

«Глобального чтения» для коррекционной работы с детьми различных категорий.

СЛАЙД 3

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и

последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать

известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем

ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

СЛАЙД 4

Виды логопедической работы

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних

животных).

Удобно

использовать

семейный

фотоальбом

как

дидактический

материал,

снабдив

его

соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок

учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме

закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и

положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

СЛАЙД 5

2.Карточки-символы

Карточки символы вводятся постепенно именно на логопедических занятиях.

После отработки с ребенком темы «семья» и начало новой темы ( спустя 5 занятий) можно вводить

карточки-символы.

По карточкам необходимо работать каждое занятие по 3-5 минут, новые карточки вводятся после

освоения 2-3 карточек.

СЛАЙД 6

3. Чтение слов

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт,

домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и

снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Берем две таблички с различными по

написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию,

например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать

сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке

или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. В одном занятии

показываем до 5-ти карточек-слов. В особо продвинутых случаях можно предъявлять малышу до 10-

ти карточек подряд. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы

ориентируемся на интерес ребенка.

СЛАЙД 7

4. Понимание письменных инструкций

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же

глагол. Тематика предложений: «Покажи носик!» - «Покажи ушки!» - «Покажи животик!» и

прочее (заниматься удобнее перед зеркалом).

СЛАЙД 8

5.Формирование слоговой структуры слова

Внятность речи ребенка зависит от сохранности слоговой структуры. Работе по формированию

слоговой структуры уделяется особое внимание. Эти упражнения можно начинать, когда ребенок

переходит от звукоподражаний («му-у», «бе-е-е», «ам!») к произнесению «взрослых» слов. Обычно

это происходит на этапе обучения глобальному чтению, когда ребенок начинает читать слова на

карточках. Вот тогда удивительным образом «бай-бай» превращается в «пать» (спать, а «ам» в «еть»

(есть). Часто при произнесении слова от него остается один слог (обычно последний) или несколько,

но с пропуском букв.

Умение ребенка каким-либо образом произносить «взрослые» слова является главным критерием для

начала упражнений по формированию слоговой структуры слова. Поэтому прежде, чем приступить к

упражнениям, необходимо проанализировать словарь ребенка, выделить слова, которые он

произносит.

Формировать у ребенка слоговую структуру слова эффективнее всего с помощью приема

отхлопывания ритма слова с использованием специальных карт с изображением разного количества

ладошек (если слово состоит из двух слогов, то на карте изображены две ладошки, если три слога –

три ладошки и т. д.)

Наглядный материал для занятий:

«Карты-ладошки».

Предметные картинки из набора.

Небольшие игрушки или предметы.

Мешочек, коробочка, «почтовый ящик».

Упражнения по формированию слоговой структуры слова проводятся как отдельное занятие. На

первых порах важно, чтобы ребенок понял сам принцип работы.

На занятиях необходимо учитывать следующее:

1.

Для упражнений отбираются «взрослые» слова, которые ребенок умеет произносить. Например, если

ребенок называет собаку «абака» или «бака», это слово можно включать в упражнения по

формированию слоговой структуры, а если «ав», то нельзя.

2.

Начинать работу лучше с простых двусложных слов, которые есть у ребенка: «мама», «папа»,

«баба». Эти слова представляют собой повтор двух одинаковых слогов, их ребенок начинает

произносить одними из первых. Отхлопывая именно эти слова, ребенок понимает сам принцип

работы.

3.

Для первых упражнений отбираются слова, которые ребенок произносит с сохранением слоговой

структуры. То, как он произносит звуки, не имеет значения. Например, если ребенок произносит

слово «каша» как «каса», то мы отбираем это слово для обучения отхлопыванию. Во время одного

занятия используются слова с одним и тем же количеством слогов, чтобы ребенок понял сам

принцип работы.

4.

После того как ребенок обучился отхлопывать эти слова, добавляем слова, которые он произносит с

нарушением слоговой структуры, например, «тина» («машина») или «ова» («корова»).

СЛАЙД 9

6. Чтение предложений

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо

выполняет разные действия.

Кошка сидит.

Кошка спит.

Кошка бежит.

Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

СЛАЙД 10

«Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную

речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Таким образом, работа по «Глобальному чтению» нужна для развития коммуникативных навыков у

детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы

учебной

деятельности

и

бытового

самообслуживания.

Эта

работа

должна

быть

хорошо

спланирована, последовательна. При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать

постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны

обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не

раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы

или картинки.