Автор: Голева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Автономная некоммерческая общеобразовательная организация "Школа имени А.М. Горчакова"
Населённый пункт: Санкт-Петербург Пушкинский район г. Павловск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование технологии квест – проектов в инклюзивном обучении
Использование технологии квест – проектов в инклюзивном обучении
Всё чаще мы слышим о внедрении инклюзивного обучения в российских
школах. Одна из задач инклюзии - привлечение детей с ограниченными
возможностями или особыми потребностями в школьную среду и уникальность
в подходах к обучению. Каждый учитель согласится с тем, что необучаемых
детей не существует. Ребёнка необходимо обучить тому, на что он способен.
Наверное, все учителя осознают, что инклюзивное обучение требует от них
использования специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в
образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в
образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не
является родным; учеников с ограниченными возможностями.
Нам кажется, что одной их технологий, которые удовлетворяют этим
требованиям, является образовательная технология квест - проекта.
Преимуществом
квест
-
проектов
является
использование
методов
активного обучения. Обучающиеся в процессе работы над таким квест –
проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации,
применяют на себя различные роли. Именно использование ролей позволяет
учителю обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом его
возможностей и потребностей. Ребёнок может выбрать роль, которая более
близка ему, доступна, интересна. Критерии выбора могут меняться от игры к
игре. При необходимости, для достижения поставленных целей, учитель имеет
возможность сам распределить роли.
Квест может быть предназначен как для одного ребёнка, так и для группы
детей. Ребёнку предоставляется право самому выбирать, будет ли он работать
индивидуально или с группой одноклассников. В первом случае у детей
развивается умение действовать самостоятельно, брать на себя ответственность
за результат. Групповой квест учит слушать и слышать собеседника, учитывать
мнение всех членов команды.
Долгосрочные квест - проекты позволяют учителю разработать для ребёнка
индивидуальный маршрут. В дальнейшем, такой маршрут может разработать и
сам обучающийся.
С точки зрения информационной деятельности при работе над квест -
проектом его участнику требуются навыки исследовательской деятельности,
анализа
информации,
хранения,
передачи,
сравнения
и
синтеза
новой
информации. Дети учатся решать новые, нетиповые задачи. Немаловажным
является возможность выявить деловые качества.
Большим плюсом является то, что обучающиеся видят перед собой вещь,
сделанную своими руками - конечный результат своей деятельности.
Нельзя забывать и об игровой составляющей квеста. Квест – это, прежде
всего, приключение. Если ребёнок не обладает производительностью, чтобы
самостоятельно заниматься учебной деятельностью, квест – лучший способ
организации умственной активности. Он требует от ученика внимания и
сообразительности, вырабатывает умение
быстро находить правильное
решение и ориентироваться в ситуации.
Игровые методы повышают
мотивацию обучающихся, облегчают восприятие учебного материала, дают
возможность психологической разрядки.
В квесте одарённые дети могут применить свои способности, выступая
координаторами групп, экспертами, консультантами.
Квест – проекты могут применяться как в учебной, так и во внеурочной
деятельности.
Представляею применение технологии квест - проектов в инклюзивном
обучении на примере новогоднего квеста.
Квест «Новогодние хлопоты»
Цель:
формирование
метапредметных
результатов
(умение
самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её результат,
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности).
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая.
Технология: квест – проект.
Реализация квеста.
1. Создание интриги.
Снежная Королева
решила испортить
всем
новогоднее настроение. Она выкрала все украшения для елки. Задача – вернуть
украшения, выполнив задания для каждой группы.
2. Распределение ролей: историки; астрологи; мастера елочной игрушки;
повара; модельеры.
3. Описание инструкций для групп.
Историки
Задача - прочитав текст, ответить на вопросы о происхождении и развитии
елочных игрушек в нашей стране, занести ответы в предложенную таблицу.
Развиваемое умение – работа с текстом и информацией, преобразование ее в
таблицу.
Астрологи
Задача – составить астрологический прогноз, выбрав из предложенных
выдержек
те,
которые
подойдут
для
характеристики
года
Петуха,
в
соответствии с его качествами.
Развиваемое умение – развитие ассоциативного мышления.
Мастера елочной игрушки
Задача – из предложенных шаблонов и различных украшений смастерить
елочную игрушку.
Развиваемое умение – развитие творческих способностей.
Модельеры
Задача – прочитав текст, в котором описывается, в чем рекомендуют
встречать Новый 2017 год, придумать и изобразить новогодний мужской и
женский костюм.
Развиваемое умение – умение работать с текстом, применение полученных
знаний на практике, развитие фантазии и творческих способностей.
Повара
Задача – прочитав текст, составить правильное новогоднее меню.
Развиваемое
умение
-
умение
работать
с
текстом,
анализировать
полученную
информацию,
применять
полученные
знания
для
решения
поставленных задач.
4. Описание критериев и параметров оценки квеста.
Историки - в таблицу внесены все пункты - проверка по образцу - задание
выполнено - получают елочную игрушку.
Астрологи - проверка по образцу - соблюдены все описания Петуха -
задание выполнено - получают елочную игрушку.
Мастера елочной игрушки - сделаны елочные игрушки, работа выполнена
аккуратно, проявлена фантазия и творчество - задание выполнено - получают
елочную игрушку.
Модельеры
- созданы два костюма - мужской и женский, проявлена
креативность и фантазия, учтены все рекомендации - задание выполнено -
получают елочную игрушку.
Повара
- из текста правильно исключены продукты, которые нельзя
использовать
на новогоднем столе в 2017 году, составлено меню из
рекомендованных в тексте продуктов (включены закуски, салаты, горячее,
десерт) - задание выполнено - получают елочную игрушку.
5. Заключение.
Каждая группа представляет отчет о проделанной работе, в итоге получает
за нее награду. Добытыми игрушками украшается новогодняя елка - праздник
можно встречать в хорошем настроении.