Напоминание

Использование технологии квест – проектов в инклюзивном обучении

Автор: Голева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Автономная некоммерческая общеобразовательная организация "Школа имени А.М. Горчакова"
Населённый пункт: Санкт-Петербург Пушкинский район г. Павловск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование технологии квест – проектов в инклюзивном обучении







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование технологии квест – проектов в инклюзивном обучении

Всё чаще мы слышим о внедрении инклюзивного обучения в российских

школах. Одна из задач инклюзии - привлечение детей с ограниченными

возможностями или особыми потребностями в школьную среду и уникальность

в подходах к обучению. Каждый учитель согласится с тем, что необучаемых

детей не существует. Ребёнка необходимо обучить тому, на что он способен.

Наверное, все учителя осознают, что инклюзивное обучение требует от них

использования специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в

образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в

образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не

является родным; учеников с ограниченными возможностями.

Нам кажется, что одной их технологий, которые удовлетворяют этим

требованиям, является образовательная технология квест - проекта.

Преимуществом

квест

-

проектов

является

использование

методов

активного обучения. Обучающиеся в процессе работы над таким квест –

проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации,

применяют на себя различные роли. Именно использование ролей позволяет

учителю обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом его

возможностей и потребностей. Ребёнок может выбрать роль, которая более

близка ему, доступна, интересна. Критерии выбора могут меняться от игры к

игре. При необходимости, для достижения поставленных целей, учитель имеет

возможность сам распределить роли.

Квест может быть предназначен как для одного ребёнка, так и для группы

детей. Ребёнку предоставляется право самому выбирать, будет ли он работать

индивидуально или с группой одноклассников. В первом случае у детей

развивается умение действовать самостоятельно, брать на себя ответственность

за результат. Групповой квест учит слушать и слышать собеседника, учитывать

мнение всех членов команды.

Долгосрочные квест - проекты позволяют учителю разработать для ребёнка

индивидуальный маршрут. В дальнейшем, такой маршрут может разработать и

сам обучающийся.

С точки зрения информационной деятельности при работе над квест -

проектом его участнику требуются навыки исследовательской деятельности,

анализа

информации,

хранения,

передачи,

сравнения

и

синтеза

новой

информации. Дети учатся решать новые, нетиповые задачи. Немаловажным

является возможность выявить деловые качества.

Большим плюсом является то, что обучающиеся видят перед собой вещь,

сделанную своими руками - конечный результат своей деятельности.

Нельзя забывать и об игровой составляющей квеста. Квест – это, прежде

всего, приключение. Если ребёнок не обладает производительностью, чтобы

самостоятельно заниматься учебной деятельностью, квест – лучший способ

организации умственной активности. Он требует от ученика внимания и

сообразительности, вырабатывает умение

быстро находить правильное

решение и ориентироваться в ситуации.

Игровые методы повышают

мотивацию обучающихся, облегчают восприятие учебного материала, дают

возможность психологической разрядки.

В квесте одарённые дети могут применить свои способности, выступая

координаторами групп, экспертами, консультантами.

Квест – проекты могут применяться как в учебной, так и во внеурочной

деятельности.

Представляею применение технологии квест - проектов в инклюзивном

обучении на примере новогоднего квеста.

Квест «Новогодние хлопоты»

Цель:

формирование

метапредметных

результатов

(умение

самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её результат,

работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности).

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая.

Технология: квест – проект.

Реализация квеста.

1. Создание интриги.

Снежная Королева

решила испортить

всем

новогоднее настроение. Она выкрала все украшения для елки. Задача – вернуть

украшения, выполнив задания для каждой группы.

2. Распределение ролей: историки; астрологи; мастера елочной игрушки;

повара; модельеры.

3. Описание инструкций для групп.

Историки

Задача - прочитав текст, ответить на вопросы о происхождении и развитии

елочных игрушек в нашей стране, занести ответы в предложенную таблицу.

Развиваемое умение – работа с текстом и информацией, преобразование ее в

таблицу.

Астрологи

Задача – составить астрологический прогноз, выбрав из предложенных

выдержек

те,

которые

подойдут

для

характеристики

года

Петуха,

в

соответствии с его качествами.

Развиваемое умение – развитие ассоциативного мышления.

Мастера елочной игрушки

Задача – из предложенных шаблонов и различных украшений смастерить

елочную игрушку.

Развиваемое умение – развитие творческих способностей.

Модельеры

Задача – прочитав текст, в котором описывается, в чем рекомендуют

встречать Новый 2017 год, придумать и изобразить новогодний мужской и

женский костюм.

Развиваемое умение – умение работать с текстом, применение полученных

знаний на практике, развитие фантазии и творческих способностей.

Повара

Задача – прочитав текст, составить правильное новогоднее меню.

Развиваемое

умение

-

умение

работать

с

текстом,

анализировать

полученную

информацию,

применять

полученные

знания

для

решения

поставленных задач.

4. Описание критериев и параметров оценки квеста.

Историки - в таблицу внесены все пункты - проверка по образцу - задание

выполнено - получают елочную игрушку.

Астрологи - проверка по образцу - соблюдены все описания Петуха -

задание выполнено - получают елочную игрушку.

Мастера елочной игрушки - сделаны елочные игрушки, работа выполнена

аккуратно, проявлена фантазия и творчество - задание выполнено - получают

елочную игрушку.

Модельеры

- созданы два костюма - мужской и женский, проявлена

креативность и фантазия, учтены все рекомендации - задание выполнено -

получают елочную игрушку.

Повара

- из текста правильно исключены продукты, которые нельзя

использовать

на новогоднем столе в 2017 году, составлено меню из

рекомендованных в тексте продуктов (включены закуски, салаты, горячее,

десерт) - задание выполнено - получают елочную игрушку.

5. Заключение.

Каждая группа представляет отчет о проделанной работе, в итоге получает

за нее награду. Добытыми игрушками украшается новогодняя елка - праздник

можно встречать в хорошем настроении.