"Обществознание в рамках воспитания здорового образа жизни"
Автор: Пенкина Светлана Михайловна Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: из опыта работы на уроках обществознания
Тема: "Обществознание в рамках воспитания здорового образа жизни"
Обществознание в рамках проведения здорового образа жизни
(выступление на педсовете 31.01.2013)
Учитель Пенкина Светлана Михайловна.
Цель: Создание условий для социальной адаптации учащихся
Задачи: Вырабатывать учащимися свою жизненную позицию с сохранением
здорового образа жизни;
Развивать понимание социального окружения, нравственных правил
поведения;
Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Нравственность здорового образа жизни на уроках – это особая форма
индивидуального сознания, определяющая принципы межличностного
отношения человека в обществе.
Основные формы работы, применяемые на уроке:
Диалог
– цель общения – уточнить мысль, выработать согласованную
позицию.
« В мире мудрых мыслей»:
- «Алкоголь – поставщик людей для тюрем» (Бодрираллар Анри):
-«Лень – это мать, У неё сын – воровство и дочь – голод» (В Гюго);
- «Не сознаваться в своих проступках – значит увеличивать их» (Л.
Толстой);
- «У добрых супругов – две души, но единая воля» (пословица).
Диспут – цель – расширение представлений о явлении, уточнение взглядов и
позиций
- Разбор жизненных ситуаций, чтение из рубрики «Прочти и подумай»,
например: «Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки.
Умные – это те, кто подговаривал… Они сейчас в парке гуляют. А такие
дураки, как я баланду хлебают….» (из обращения воспитанника ВТК Георгия
к своим сверстникам, 15 лет, осужден на 3 года)
- «От павлина к свинье»
«Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. Вначале человек
становится похожим на павлина, его движения плавны и величавы. Затем он
приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать.
Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым,
уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и,
подобно ей, валяется в грязи». (Абу-ль-Фарадж)
Практикум –
комплекс тренингов по развитию практических умений и
навыков.
-«Познай людей и самого себя»
Для достижения материального успеха в жизни человеку нужно обладать
различными качествами. Расположите перечисленные здесь качества в
последовательности их значимости:
Умение нравиться начальству; способность к работе;
Хорошее образование, жадность,
Умение приспосабливаться, ум,
Хитрость, трудолюбие,
Совесть, честность и воля.
-Познакомьтесь с действиями одного человека, которые он совершил в
течение короткого времени:
А )принял непосредственное участие в потасовке, происшедшей в
государственном учреждении (толкал и бил священника и таскал за волосы
женщину – коллегу)
Б) во время телевизионной передачи выплеснул стакан с соком в лицо
собеседнику, который приводил обидные для него факты;
В)обозвав грубыми словами, затолкал в автомобиль женщину-
корреспондента и некоторое время продержал её в машине.
Вопросы: являются ли данные деяния правонарушениями? Привлечён ли
данный человек к ответственности, к какой? По закону ли это?
Тестирование
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и
отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
В этот момент процесс обуче
ния как бы скрыт от учащихся, они
воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им
также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок
литературных или исторических отступлений способствует не только
психологической разгрузке, но и установлению и укреплению
межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-
воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1 . технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса;
2 . технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности школьников;
3 . разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на
уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные
блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”. Никто не может
помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет
над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать отношение
к
здоровью как к жизненной ценности.
через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог
решает задачу ЗОЖ ведь как говорят пожилые люди: «Все болезни от
нервов». Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока
довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в
порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника,