Напоминание

Тема: "Развитие познавательного интереса у обучающихся начальной школы".

Автор: Терланова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Нерюнгри Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Тема: "Развитие познавательного интереса у обучающихся начальной школы".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Терланова Наталья Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г.

Нерюнгри Республика Саха (Якутия)

Тема: «Развитие познавательного интереса у обучающихся

начальной школы».

Познавательный интерес к изучаемому предмету - это одно из важнейших

условий обучения учащихся. Л.С. Выготский писал: «Интерес — как бы

естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением

инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка

совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило

требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских

интересах. ...Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать

ребенка к какой-либо деятельности» заинтересуй его ею, позаботься о том,

чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все

силы,

необходимые

для

нее,

и

что

ребенок

будет

действовать

сам,

преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

Ученики начальных классов способны активно и длительно заниматься

только тем, что им интересно. Для этого ребенку поможет создание ситуации

«успеха» и включение таких заданий, которые самой формулировкой или

оформлением привлекут внимание и вызовут у них интерес.

Исходя из возрастных особенностей детей, их психологии, из желания

создать успешность учебной деятельности я поставила цель: способствовать

развитию познавательной активности учащихся в процессе обучения, т. к.

ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в свои

возможности. В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в

том, — писал Л.С. Выготский, — насколько интерес направлен по линии

самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием

наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило

заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как

должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования

интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной

близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им

знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Я представляю опыт работы по данному направлению, используя

материалы естественно-гуманитарного цикла.

Составляя календарно - тематическое планирование по окружающему

миру в 1классе, на весь учебный год составила серию уроков по теме: « Край

родной – земля Якутская» с целью: расширить кругозор учащихся о стране, о

республике, о городе, в котором они живут, о животных и растениях, о

временах года, о людях живущих на территории республики, их традициях,

обрядах, образе жизни и т.д. Старалась планировать темы так, чтобы они

соответствовали

теме

урока

по

программе

и

входили

в

раздел,

как

национально- региональный компонент.

Тема: « Край родной - земля Якутская»

Сентябрь

Я гражданин России

Октябрь

Моя республика Саха- Якутия

Ноябрь

Город, в котором я живу.

Декабрь

Времена года.

Январь

Люди, проживающие в Якутии. Народности Якутии, их

традиции, быт, обряды

Февраль

Животный и растительный мир.

Март

Чем богата республика.

Апрель

Экскурсия на предприятие.

Май

Экскурсия в природу.

На этих уроках дети знакомились с историей Якутии. Читая легенду карты,

учащиеся определили свою республику и столицу г. Якутск, показали, где

расположен

их

родной

город

Нерюнгри.

С

интересом

рассматривали

иллюстрации, которые сопровождались рассказами. Дети узнали, что на

территории Якутии есть крупные города, построенные в XIX-XX веке, реки,

которые протекают по нашей республике, с её растительным и животным

миром. Для них было открытием, что Якутия – это очень большая,

многонациональная республика богатая полезными ископаемыми.

Интересно прошёл урок « Город, в котором я живу». Детям было дано

задание: «Узнать у родителей, что связывает их семью с городом». На

следующий урок учащиеся пришли с фотографиями, журналами, газетными

статьями. Каждый старался сам рассказать то новое и интересное, что услышал

от родителей, бабушек и дедушек, которые когда- то приехали сюда на

комсомольскую стройку.

На протяжении всего курса окружающего мира в 1 классе при изучении тем

« Живая и неживая природа», « Времена года» всю работу строила на

сравнении природы других регионов с природой Якутии. Чем отличается наша

местность от данной изучаемой местности, наша природа от других природных

зон. Познавательный интерес подкреплялся различными игровыми моментами:

разгадывание кроссвордов, загадок.

При изучении тем « Осень», « Зима», « Весна», « Лето», мы с детьми

использовали не только дополнительную литературу, но также я детям давала

задание:

«Сочинить

сказки

о

временах

года».

Они

с

удовольствием

фантазировали. Темы были самые разнообразные: « Однажды мне приснился

сон», « Что я вижу из окна», « Я хочу рассказать о…» и другие.

Дети писали сочинения на отдельных листочках и по- своему желанию

могли на них рисовать что-либо, придумывали им оригинальную форму

(цветка, листка, снежинки, снеговика, солнышка, капельки т.д.). В конце

учебного года из этих отдельных страничек мы сделали книжку сказок о

временах

года,

соединив

все

листочки,

и

назвали

её

«Моя

первая

познавательная книга».

Работу над сочинением начинаю с 1 класса, когда у детей заканчивается

букварный период, я предлагаю темы сочинений, связанных с событиями

школьной и внешкольной жизни: «Самая любимая страница Азбуки», «Моя

любимая игрушка», «В моей семье все очень любят…», «Я мечтаю о…» и т. д.

Дети пишут небольшие сочинения, но они очень искренни, так как им не надо

ничего придумывать, они рассказывают о том, что происходит в их жизни,

делятся своими мыслями, впечатлениями, наблюдениями.

В сочинениях дети используют свой жизненный опыт, с любовью

рассказывают о домашних животных. Например, Вика Якубовская очень любит

свою кошку, она пишет: «Мне кажется, что о кошках я знаю все, потому что у

меня дома живет моя любимая Снежинка. Мы ее так назвали из-за ее

белоснежного цвета. Она вся белая и очень пушистая. Я люблю ее гладить,

причесывать. Кошка очень ласковая, умная. Она чувствует мое настроение.

Если мне грустно, она трется своим носиком, как будто хочет меня успокоить, а

если я в хорошем настроении, то она становится игривой и всем своим видом

пытается сказать мне: «Давай поиграем». Я очень люблю свою кошку».

Но, однако, жизненный опыт детей различен и поэтому он не всегда удобен

для организации работы всего класса в подготовке к написанию сочинений. И

поэтому необходимо в дополнение к опыту жизни организовывать работу над

созданием

нового

опыта.

Это

делается

через

экскурсии,

прогулки,

организованные наблюдения, посещения театра, библиотек, музеев и т. д. В

ходе подготовки к сочинению, дети выписывают отрывки из стихотворения,

собирают

иллюстрации

или

же

сами

делают

зарисовки,

работают

со

специальной литературой. Сбор материала для будущего сочинения поднимает

уровень познавательной активности учащихся, стимулирует поиск новых слов,

оборотов речи и т. д. В 3 классе в апреле месяце я предложила детям тему

сочинения «Весенние цветы». На первом уроке учащиеся говорили о весенних

цветах, называли их. Но знаний явно не хватало, так как мы живем на севере, и

весна у нас соседствует с зимой. Я предложила задание: « Подготовить к

следующему уроку материал о весенних цветах». Урок прошел интересно: мы

рассматривали иллюстрации с цветами, гербарии с засушенными растениями,

некоторые учащиеся написали сообщения, другие рассказали о весенних

цветах. Тема для детей стала понятна и доступна. Они с нетерпением ждали

мая, чтобы увидеть подснежники и сравнить полученный опыт с увиденным.

Так как в городе увидеть первые цветы невозможно, то некоторые ребята

ходили в выходные дни в лес со своими родителями. Когда Игорю удалось

найти подснежники, он сфотографировал их и снимки принёс в класс. Дети

были рады видеть весенние цветы нашего города. Сочинение по этой теме дети

написали не очень большие, но в данной работе я увидела положительное

эмоциональное состояние своих учеников. В сочинениях одни писали, что они

знают много весенних цветов, которые растут не только у нас, в Якутии, но и в

других регионах России, другие описывали красоту весенних цветов. Даша

Москаленко написала: «Я родилась в Нерюнгри и не видела настоящей весны.

Первые цветы у нас зацветают в июне. Я мечтаю увидеть настоящие весенние

цветы».

Даже такие строчки в мини - сочинениях говорят о вызванном

познавательном интересе.

Для того, чтобы у ученика было стремление подняться над тем, что уже

достигнуто, необходимо развивать познавательный интерес, как двигатель

любой деятельности человека.