Автор: Марина Николаевна Летягина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №12"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: дидактический материал
Тема: Дидактический материал по теме "Лексика"5 класс в рамках реализации ФГОС
Дидактический материал по теме «Лексика. Культура речи»
к учебнику «Русский язык. 5 класс» (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т.
Баранов, Л. А. Тростенцова и др.)
в рамках реализации ФГОС.
Летягина Марина Николаевна
Учитель МБОУ «Лицей№12»
Новосибирск
2022 г.
Подборка упражнений.
1.
Запишите слова в два столбика: 1) однозначные; 2) многозначные.
Молоко, спутник, кисть, снег, герб, соль, вьюга, барабан, бокс, яблоко, двор, зонт,
конфета, листок, лимон, поле.
2.
Запишите предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1)
Ураган постепенно стих. Мой стих громаду лет прорвёт… 2) Жизнь продол-
жает течь однообразно и неинтересно. Корабль даёт течь. 3) Сестра подарила мне аква-
рельные кисти. В осеннем лесу мы увидели ярко-красные кисти рябин. 4) Тарас Бульба
вместе с сыновьями отправился на Запорожскую Сечь. Провинившихся солдат в царской
армии полагалось сечь розгами.
3.
Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Составьте и запишите два-
три предложения с любыми из них.
Низкий (высокий), грустный (весёлый), молчаливый (болтливый), счастье (горе),
старый (новый), глубокий (мелкий), трудолюбивый (ленивый), поздний (ранний), скучный
(интересный), здоровый (больной), тесный (просторный), храбрый (трусливый).
4.
Составьте и запишите предложения с данными парами слов – омонимами.
Среда – среда, свет – свет, норка – норка, мука′ - му
′
ка, стекло – стекло, глава – гла-
ва, течь – течь.
5.
Рядом с данными словосочетаниями, в которых прилагательные употреблены в
переносном значении, запишите другие, в которых прилагательные должны быть употреб-
лены в прямом значении.
Железная леди.
Стальные мускулы.
Серебряный голос.
Золотые руки.
Бронзовый загар.
Свинцовый взгляд.
Оловянные глаза.
Тестовые задания.
Iвариант.
А1. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
1)
ледяная сосулька, широкая натура
2)
широкая улица, ледяной тон
3)
широкая натура, ледяной тон
4)
широкая улица, ледяная сосулька
А2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1)
смелый 3) мужественный
2)
гордый 4) храбрый
А3. Какие слова нельзя считать антонимы?
1)
увлекательно, скучно
2)
здоровый, больной
3)
добро, злой
4)
здороваться, прощаться
А4. Среди многозначных слов оказался ОМОНИМ. Найдите его.
1)
происхождение МИРА
2)
чемпион МИРА по шахматам
3)
МИР животных
4)
заключить МИР с Японией
А5. В каком слове пропущена буква А?
1)
т_ржество 3) б_гатырь
2)
б_гровый 4) апл_дисменты
А6. У какого слова лексическое значение определено неверно?
1)
невежливый – грубый, неучтивый
2)
жюри – человек, который присуждает награду
3)
изморось – очень мелкий дождь
4)
бирюзовый – зеленовато-голубой
Прочитайте текст и выполните задания В1, С1
Иван Сергеевич шёл к другу. Была жара и он обрадовался, увидев на
улице киоск с соками. «Ну-ка дай мне пакетик яблочного», - обратился
он к молодой продавщице. Девушка обиженно надула губы и молча
обслужила его. «И что я такого обидного сказал?» - подумал Иван
Сергеевич.
В1. Какого знака препинания недостаёт в тексте? Напишите слово, после которого он
должен стоять, рядом в скобках укажите этот знак препинания.
Ответ: ___________________________________________________________
С1. Прочитайте текст ещё раз. Почему обиделась продавщица? Напишите развёрнутый
ответ: объясните, в чём состояла ошибка Ивана Сергеевича.
IIвариант.
А1. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
1)
золотая осень, горячий утюг
2)
горячий утюг, горячее сердце
3)
золотая брошь, горячее сердце
4)
горячее сердце, золотая осень
А2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1)
бежать 3) катиться
2)
мчаться 4) нестись
А3. Какие слова нельзя считать антонимы?
1)
холодно, тепло
2)
поздний, рано
3)
встречать, провожать
4)
храбрый, трусливый
А4. Среди многозначных слов оказался ОМОНИМ. Найдите его.
1)
запереть дом на КЛЮЧ
2)
гаечный КЛЮЧ
3)
вода бьёт КЛЮЧОМ
4)
КЛЮЧ к шифру
А5. В каком слове пропущена буква О?
1)
ср_жение 3) об_гащаться
2)
м_гнитофон 4) насл_ждаться
А6. У какого слова лексическое значение определено неверно?
1)
диалог – разговор между двумя или несколькими лицами
2)
негодование – возмущение
3)
изморозь – очень мелкий дождь
4)
брошюра – небольшая книга
Прочитайте текст и выполните задания В1, С1
Мама много раз напоминала Пете, что со знакомыми людьми надо
здороваться. Петя решил быть вежливым. И вот по дороге домой он
встретил соседку, женщину лет пятидесяти. Петя приподнял свою
видавшую виды кепочку и произнёс:
- Привет Серафима Денисовна!
Но Серафима Денисовна лишь укоризненно покачала головой и
молча прошла мимо.
В1. Какого знака препинания недостаёт в тексте? Напишите слово, после которого он
должен стоять, рядом в скобках укажите этот знак препинания.
Ответ: ___________________________________________________________
С1. Прочитайте текст ещё раз. Почему расстроилась соседка? Напишите развёрнутый
ответ: объясните, в чём состояла ошибка Пети. В какой речевой ситуации такая
формула приветствия была бы возможна?
I вариант
Ответы к заданиям типа А, В и С
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Ответ
3
2
3
4
2
2
№ задания
В1
Ответ
жара(,)
№ задания
С1
Элементы
содержани
я
- выражение «ну-ка» в разговоре с незнакомыми людьми звучит как
просторечное, грубое;
- к незнакомым взрослым людям невежливо обращаться на «ты»
II вариант
Ответы к заданиям типа А, В и С
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Ответ
4
3
2
3
3
3
№ задания
В1
Ответ
привет(,)
№ задания
С1
Элементы
содержани
я
- выражение фамильярное, в обращении к взрослым в устах мальчика
звучит невежливо, как насмешка;
- возможно только в общении близких, хорошо знакомых людей, равных
по возрасту и положению в обществе
Рекомендации по оцениванию теста
Каждое правильно (полностью, без ошибок) выполненное задание типа А и В оценивается
1 баллом.
Задание С1 оценивается по пяти аспектам:
Аспекты оценивания
Балл
Критерии оценки
Содержание
2
Отражены все указанные элементы содержания
ответа,
при
этом
нет
неверных
(дополнительных) объяснений.
1
Отражён только один из указанных элементов
содержания, нет неверных объяснений.
0
Ответы преимущественно неверные, или ответа
нет.
Орфографическая
грамотность
1
Нет
орфографических
ошибок
или
одна
негрубая.
0
Есть орфографические ошибки (кроме одной
негрубой).
Пунктуационная
грамотность
1
Нет
пунктуационных
ошибок
или
одна
негрубая.
0
Есть пунктуационные ошибки (кроме одной
негрубой).
Владение грамматическими
нормами
1
Нет грамматических ошибок (в построении
предложения или словосочетания).
0
Есть грамматические ошибки.
Владение
речевыми
нормами, точность речи
1
Нет речевых ошибок (в употреблении слов,
порядке слов и т. п.).
0
Есть речевые ошибки.
Максимальное число баллов за задание типа С - 6
Оценка «5»: 11 – 13 баллов; «4»: 8 – 10 баллов; «3»: 6 – 7 баллов
Словарные диктанты.
1)
Какое из слов является многозначным?
Каллиграфия, орфография, чудесный, сантиметр, пустячный, орфоэпия, яичный,
брошюра, вермишель, витрина, источник, жюри, грусть, гроздь.
2)
Какие словосочетания употреблены в прямом смысле?
Солнце проснулось, улыбка расцвела на лице, малахитовые волны, душный день,
небо заплакало, дождик пробежал по листве, белый лист бумаги, острый взгляд, жёсткий
характер, стальные нервы, читать умные книги.
3)
Какие слова являются омонимами?
Шляпка, кнопка, горка, хвост, копировать,
брак, уголь,
наряд, расторопный,
чувствовать, бородатый, следить, громыхать, василёк, тьма, барабан, выключатель.
Контрольный словарный диктант.
Голубой, лазурный, бирюзовый, небесный, необыкновенный, особенный,
необычный, пасмурный, серый, хмурый, громадный, огромный, блистать, сверкать, сиять,
светиться, лучиться.
Комплексный анализ текста.
1)
Прочитайте текст и выполните задания.
Видел ли кто-нибудь, как умирает лё.. на лугу в лучах со(?)нца? Вчера ещё это был
богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была тёплая, и он успел за
ночь унести почти всю свою воду и присоединить её к большой воде. Последние остатки
(под) утро схв..тилморо.. и ..делал из них кружева на лугу. Скоро со(?)нце изорвало все эти
кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю з..лотыми каплями.
(М. М. Пришвин)
1.Определите тему текста.
2.Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
3.Выпишите из текста слова в переносном значении, определите их роль в раскрытии
темы текста.
4.Озаглавьте текст.
5.Какие лексические значения имеет слово золотыми (каплями)? В каком значении это
слово употреблено в последнем предложении?
6.К выделенным словам запишите антонимы. Какой частью речи являются эти слова?
7.Выпишите предложение с однородными членами – сказуемыми. Подчеркните в нём
грамматическую основу. Будут ли однородные сказуемые синонимами? Докажите, записав
их лексическое значение.
2)
Прочитайте текст и выполните задания.
Лесной омут.
Серая бабочка св..лилась в омут на спину треугольником. Она бе..прерывно шевелила
но..ками. Все дв..жения маленькой бабочки по всему омуту ра..ходились частыми кругами
с мелкой в..лной.
Под бабочкой спокойно плавали головастики, завёртывали свои петли на воде
жучки, а щурёнок у камня в тени стал палочкой.
Эта мелкая в..лна от бьющейся бабочки в тихом омуте в..збуждала всеобщее внимание.
Дикая смородина свесила к самой воде крупные зелёные ягоды, и отцветшая мать-мачеха
росой и водой освежала свои листы, и зелёный молодой хмель вьюном поднимался на
высокую ель.
Глядя на бабочку, я вспомнил, что и мне не раз приходилось лежать на спине и в отчаянии
биться за свободу руками и ногами. Вспомнил и ударил по омуту камнем. Я поднял в
омуте такую волну, что она подняла бабочку, выправила её и помогла подняться ей на
воздух. Так своя беда учит понимать и чужую.
(М. М. Пришвин)
1.Определите тему текста.
2.Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.
3.В первом абзаце текста вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Какие правила
вам пришлось вспомнить?
4.Объясните значение слова омут, подберите к нему синонимы.
5.Из третьего абзаца выпишите все прилагательные и запишите к ним антонимы.
6.В выделенном предложении подчеркните грамматические основы. Начертите его схему.
7.Покажите, сколько звуков обозначает буква ю в словах вьюном, бьющейся.
3)
Прочитайте текст и выполните задания.
Много-много миллионов лет назад хозяевами Земли были динозавры. Больши.. и
маленьки.., добры.. и злы.. хищн..ки на двух и четырёх ногах, они паслись среди
гиган(?)ских папоротников и огромных деревьев, похожих на наши пальмы, нежились в
топких болотах, парили вверху на небесах и царили внизу в морских стихияи. Многие из
этих первобытных животных были настоящими исполинами.
Например, голова
утконосога ящера-водолаза возвышалась бы над современн..м двухэтажн..м зданием а под
перепончат..м крылом л..тающего ящера – птеронодонта могло бы разместит(?)ся
несколько слонов. Вымерли эти исполины 70 миллионов лет назад.
1.Определите тему, стиль и тип текста.
2. Озаглавьте текст.
3.Вставьте пропущенные буквы и запятые, раскройте скобки. Обозначьте морфему, в
которой находится орфограмма.
4.Подчеркните в тексте антонимы как члены предложения.
5.Запишите синонимы к слову ИСПОЛИН,
6.Выделенное предложение разберите по членам и надпишите, какой частью речи они
выражены.
7.Из текста выпишите имена существительные. Укажите склонение.
4)
Прочитайте стихотворение и выполните задания.
Норка Если в норк..
Вылезла из норк.. Нету норк..,
И пошла Может, норка
К знакомой норк.. . Возле норк..?
В норку норкину Нет нигде,
Вошла, Пропал и сле.. .
Норку в норк.. Норка здесь,
(Не) нашла. А норки – нет!
(В. Шибаев)
1.Озаглавьте стихотворение.
2.Вставьте пропущенные буквы.
3.Найдите в стихотворении омонимы, выпишите их и объясните значение. Напишите ещё
несколько своих примеров омонимов.
4.Разберите по членам первое предложение.
5.Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания.
6.Выполните фонетический разбор слова след.
5)
Лось пил воду из ручья. Ручей звонко б..жалскво..ь т..шину. Была насыщена
она радостью, как оправдавшаяся н..дежда. Стоя на раскинутых ногах, лось растерянно
слушал своё сер..це. С его влажных пугливых губ падали капли в ручей, рождая
призрачные круги на воде.
Об этой тайной вод..пойной тропке ведало, должно быть, всё л..сное
жительство: так читалось по следам у ручья. Из (за) дерева выступил к..рявыйст..ричок.
Кроме неба и ж..лтых прошлогодних осок, в воде отр..зилась собачья шапка да длинные,
не по тулову, руки, повисшие из рукавов. Вздувая ноз..ри, сердито внимал ст..ричок
оглушительному гомону пр..буждения…
В то крайний час угасающего дня лес нач..нал хрюкать лаять петь всяк (в) свою
любовную дуду. Первыми заст..нали зяблики, и где-то в с..седнем б..лотце, укромном
месте птичьей любви, проникновенно отозвались бекасы. В позлащённой закатом выс..те
проплакала скопа (о) своих жертвах, нар..ждающихся по земле, горлинка навзрыд звала
своего хохлатого супруга, гукнула выпь…
(Л. Леонов.)
1.Озаглавьте текст.
2.Определите тему, основную мысль, стиль и тип текста.
6.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7.Объясните лексическое значение слов ведало, внимая.
Диктанты с грамматическим заданием.
Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой? Не удивляйтесь, но предположительно
первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой
писатель Эдуард Успенский шёл по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с
мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдёт, когда девочка
подрастёт. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, всё время спотыкается и
падает. А мама её поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось
это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке
зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице
нашей родины. (95 слов.)
(По Б. Голдовскому.)
Грамматические задания.
1.Сделайте фонетический разбор слов:
I вариант – всё, её;
IIвариант – зверь, ей.
2.Подберите:
а) синоним к слову:
I вариант – понравилось;
IIвариант – морозная (зима);
б) антоним к слову:
I вариант – маленькая;
IIвариант – падает.
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым куп-
цом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобрете-
ние картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых масте-
ров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Тре-
тьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в
дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи по-
требовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу
Васнецову.
В. М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными
украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокош-
нике, черный барельеф - древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий
змея. (113 слов.)
(По Л. Кудрявцевой)
Грамматические задания.
1. Найдите синонимы к слову художник.
2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?
3.Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого сло-
ва.
Использованная литература:
1.
Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. А.
Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой[и др.]. I часть / авт – сост. Г. В.
Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
2.
Влодавская, Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку:
5 класс: ко всем действующим учебником / Е. А. Влодавская. – М.: Издательство
«Экзамен», 2013.
3.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык
5 класс / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, А. О. Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2009.
4.
Новикова Л. И., Грибанская Е. Э. Контрольные и проверочные работы по русскому
языку 5 класс: Учебно-практическое пособие / Л. И. Новикова., Е. Э. Грибанская – М.:
Издательство «Экзамен», 2004.
5.
Сборник диктантов: 5-9 классы / Сост. В. Н. Горшкова. – М.: ВАКО, 2012.
6.
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2012.