"Роль дидактической игры в дошкольном возрасте"

Автор: Шарипова Светлана Фазлетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 8 "ГВОЗДИЧКА"
Населённый пункт: город Янаул, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактической игры в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 «ГВОЗДИЧКА» РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
«Роль дидактической игры в дошкольном возрасте»
Воспитатель Шарипова Светлана Фазлетдиновна ЯНАУЛ 2015
«Игра для дошкольников- способ познания окружающего». Н.К.Крупская Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Через игру дети получают очень много информации, развиваются физически и духовно. В игре развивают свои творческие способности, а также получают всестороннее развитие. Играя, ребенок растет, решает для себя сложные задачи как практические и умственные. Отличая значение игры в воспитании ребенка, то в каждом виде игры решаются педагогические задачи. Если в самостоятельных играх развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, то в играх с правилами воспитываются качества личности ребенка. Особым видом игровой деятельности в дошкольном возрасте является дидактическая игра. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является наиболее подходящей формой обучения для детей. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его познавательные, коммуникативные и физические способности. Положительный результат будет, если дидактические игры будут проводиться ежедневно, с постепенным усложнением содержания (от простого к сложному) игровых правил и действий. У детей систематизируются и углубляются знания. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам и содержанию дидактической игры. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участвующего ребенка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность, умение подчинять правилам игры свое поведение, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры можно отметить для себя, что одни дети знают очень много и смело отвечают, другие знают меньше и поэтому держатся в стороне, замкнуто. А иногда ребенок знает, но стеснительный или не может проявить смекалки, находчивости, а другой при том, что знает меньше бывает сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления. Игра позволяет стимулировать активность детей. Малоактивным детям можно незаметно дать более легкие вопросы и задания. Решив их, постепенно в детей вселяется уверенность в себе и они начинают преодолевать свою стеснительность. Появляется желание участвовать в дальнейшем в играх и получать необходимые знания. С помощью дидактических игр решаются задачи не только познавательно- речевого развития, формирования целостной картины мира, расширения кругозора и нравственного воспитания, но и задачи трудового воспитания, где проявляется интерес и уважение к труду взрослых. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить
бодрое настроение. Во время игр у детей повышается двигательная активность - движения сочетаются с словом, повышается эмоциональный тонус. В игре дети общаются, устанавливают между собой контакт. Также решаются задачи эстетического воспитания, для этого дидактический материал должен быть гигиеничным, прочным, ярким, красивым, привлекающим внимание детей, вызывающим желание поиграть с ним. В дошкольной педагогике очень много дидактических игр которые объединяются в три основных вида: - игры с предметами, игрушками, природным материалом - настольно- печатные - словесные игры И независимо от вида дидактическая игра имеет свою определенную структуру, отличающую ее от других видов игр. Игра, используемая в целях обучения, должна иметь обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным в игре являются и ее правила, благодаря которым взрослый в ходе игры управляет поведением детей. Взрослый в игре выступает одновременно в роли советчика, источника знаний и участника игры.В процессе дидактической игры создается атмосфера сотрудничества взрослого и ребенка, складываются благоприятные условия для развития личности.Дидактические правила не заучиваются детьми специально, взрослый создает такие условия, чтобы дети их усваивали. Дети с удовольствием играют в незабываемые народные игры. Это известные всем игры: «Гуси-гуси», «Каравай», «Птицы», «Летает – не летает», «Игры с пальчиками», «Коза- Дереза», «Петушок», «Курочка – Рябушечка», «Краски», «Зеркало» и т.д. Народные игры передаются из поколения в поколение. Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста, используя народный фольклор ( потешки, прибаутки, песенки), включая элементы загадочности и умение педагога, дидактические игры очень занимательны и интересны. Необходимо создавать условия, доступность расположения дидактического материала, а также соответствующего возрастным особенностям детей. Для ребенка много значит одобрение взрослого, участие, которое он проявляет в игре. Заинтересованность детей в дидактической игре зависит от выдумки и изобретательности педагога. Для этого использует различные приемы: использование загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру вместе с детьми. Усиливается интерес, когда отмечается итог игры. Обязательно педагог должен обратить свой взгляд на каждого ребенка, доброжелательно улыбаться и поощрять. Поддерживать игровое настроение на протяжении всей игры, чтобы дети были увлечены игровой задачей и усвоили дидактическую . Обучаясь в игре, ребенок играет со сверстниками, общаются и между собой сближаются. Чем старше ребенок, тем становится разнообразнее и сложнее дидактическая задача. Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельно выбирают дидактические игры в свободное время. Не во всех играх участвует взрослый, но все же наблюдает за игрой, дает косвенные указания.В этом возрасте у детей важное
место занимают игры с мотивами соревеования. Здесь они бурно реагируют на различные действия играющих: хлопают в ладоши, подбадривают, сопереживают, шутят. Также, дети старшего дошкольного возраста любят играть в игры – небылицы. С помощью дидактических игр с правилами дети приобщаются к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным) и проносят через все детство во взрослую жизнь. Без увлекательных игр не может быть страны детства.Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Д/и «Петушок и его семья»
Цель: Обеспечить развитие речевой активности, упражнять в правильном звукопроизношении с помощью фольклорных произведений. Обеспечить узнавание семьи петушка. Способствовать развитию внимания, памяти. Вызвать доброе отношение к «братьям нашим меньшим». Воспитатель: Дети, пойдемте гулять по дорожке (сенсорная дорожка) Ой! Вы слышите кто-то песни поет! (звучит крик петушка) Дети: Петушок! Воспитатель: Позовем его. Петушок! Петушок! Иди к нам! (Пауза, фраза повторяется) Не идет! А стихи про петушка знаете? Дети: Да! Воспитатель: Мы расскажем, петушок обрадуется и выйдет к нам. Петушок, петушок, Золотой гребешок……..(в конце звукоподражание) Петушок: Здравствуйте дети! (Игрушка или изображение, которую озвучивают) Дети: Здравствуйте! (Рассматриваем петушка) Петушок: Как вы думаете кто со мной пришел? (звучит фонограмма курочки) Дети: Курочка! Воспитатель: Позовем курочку – Рябушечку! Курочка – Рябушечка , иди к нам! (с курочкой здороваются, рассматривают ее, повторить звукоподражание; курочка берет ведерко и уходит ). Ах! Курочка – Рябушечка, куда ты? Дети, давайте все вместе спросим. Курочка-Рябушечка, куда пошла?
- На речку! Курочка- Рябушечка, зачем пошла? - За водичкой!........................... (звукоподражание цыплят после потешки, затем появляются цыплята-рассматривание) Ребята! Курочка пришла и принесла полное ведерочко воды. Цыпляток много, а ведерочко одно. Поможем напоить цыплят? (ответы детей). (раздаю всем детям ведерки и понарошку наливаю в каждое ведерко воды, дети поят цыплят и курочку с петушком, хвалю) Воспитатель: Молодцы! Кого мы встретили? Как угощали? (Ответы. Предлагаю детям надеть шапочки цыплят). Я буду вашей мамой курочкой, а вы моими цыплятками!!! Игра «Вышла курочка гулять…» (под музыкальное сопровождение). Литература : Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» - М..1990 «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» / Под редакцией Васильевой М.А. – М. «Просвещение», 1986 Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ» - М.,2009