Автор: Аниса Гайсовна Зиннатуллина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №273 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Вахитовского района г.Казани
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции"
Выступление из опыта работы
на тему:
«Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста
через семейные традиции»
Воспитатель
Зиннатуллина Аниса Гайсовна
2023
Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач
дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является
тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей
национальных традиций. Для малыша Родина начинается с родного дома, улицы, на
которой живет он и его семья, в семье «растет» будущий гражданин своей страны.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию
эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а
также сохранению семейных связей.
На основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей мы
выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В
основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных
видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками
педагогического просвещения.
Мы
поставили цель
—
вовлечь
родителей
в процесс
патриотического
воспитания детей через взаимодействие с детским садом.
Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:
Повысить
компетентность
родителей
в
вопросах
патриотического
воспитания дошкольников через взаимодействие с детским садом.
Способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива,
но и семьи, путем проведения совместных мероприятий.
Развивать креативные способности детей и родителей в совместной
деятельности.
Активизировать и обогатить педагогические знания и умения родителей.
Формирование
патриотических
качеств
личности
дошкольников
через
взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества.
В первую очередь анкетирование, касающееся вопросов семьи, воспитания
детей в семье, традиций и увлечений семьи: «Моя семья. Семейные традиции»,
«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию».
Разработка и оформление буклетов, стендов, консультаций для родителей:
«Роль
семейных
традиций
в
жизни
ребёнка»,
«Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольника в семье», «Расскажем детям о Великой Отечественной
войне».
Не малую роль играют родительские собрания традиционной и нетрадиционной
формы: «Что такое доброта?», «Роль родного дома и семьи в формировании личности
дошкольника», « Нравственно — патриотическое воспитание ребенка».
Работу по патриотическому воспитанию дошкольников продолжили с того, что
пересмотрели содержание и оформление центра по патриотическому воспитанию
детей. Были приобретены новые дидактические и наглядные пособия, атрибуты,
связанные
с
государственной
символикой,
государственными
праздниками.
Пополнены коллекция предметов народных промыслов, а также плакаты и тетради по
гжельской, дымковской росписи.
Дети вместе с родителями придумывали и создавали Герб своей семьи,
некоторые
из
них
составили
настоящие
генеалогические
древа.
Всё
это
способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье,
детскому саду. Ежегодно вместе с родителями проходят такие народные праздники,
как «Сумбуля», «Масленица», «Осенины», «Сабантуй» посвященные народному
искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить
необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных
традициях русского народа.
Родители не только помогают в подготовке к этим праздникам – шьют костюмы,
изготавливают декорации, а принимают в них активное участие: водят хоровод, поют
под музыку песни, участвуют в конкурсах.
Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведение досуговых
форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между
всеми участниками педагогического процесса.
Был проведен досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!», где семейные
команды не уступали друг другу в ловкости, азарте и воле к победе. Все команды
награждены медалями и дипломами.
Ко дню защитника отечества был организован досуг «Лучше папы друга нет!»,
где папы вместе с детьми проходили препятствия по минному полю, подбивали
вражеские
самолеты,
а
также
показывали
свою
боевую
подготовку.
Папы соревновались в
умении чистить картошку и пришивать
пуговицы,
а
также
блеснули своей теоретической подготовкой.
Досуговое
направление
в
работе
с
родителями
оказалось
самым
привлекательным и востребованным.
В приобщении детей и родителей к природе Малой родины и бережном
отношении способствует экологические акции «Покормите птиц зимой», «Встречаем
перелетных птиц», который прививает у детей чувство доброты, любви и уважению к
природе родного края. Родители и дети ответственно относятся к этой акции. Приносят
разнообразный корм для птиц, изготавливают кормушки, экокормушки, скворечники.
Традиционно родители принимают активное участие в выставках «Осенняя
ярмарка», «Светлая пасха», «Мастерская Деда Мороза», которые проводятся в нашем
саду. Лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников и их
родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от
достигнутого результата.
К
9 мая в нашем детском саду проводятся торжественные мероприятия,
посвящённые этим знаменательным датам. Ребята совместно с родителями рисуют
рисунки. Принимают участие в акциях «Окна Победы».
Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших
воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического
воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым. Мы
не останавливаемся на достигнутом, и будем искать новые пути сотрудничества с
родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих
родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и
единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно –
патриотического воспитания детей.