Напоминание

"Зима. Зимние забавы."

Автор: Светлана Юрьевна Артемьева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №20 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной группы ДОО
Тема: "Зима. Зимние забавы."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

__________2024 г. Рекомендации учителя-логопеда.

Лексическая направленность: «Зима. Зимние забавы».

Направления работы. Задания воспитателю

Примечания

воспитателя

Артикуляционная гимнастика:

«Наказать непослушный язык», «Утюжок», « Хомяк сытый (голодный)», Грибок.

Рекомендации :

вспомните признаки зимы. Спросите какого цвета снег. На улице

дайте детям потрогать снег руками, чтобы они почувствовали, какой он холодный,

мокрый, липкий, пушистый. Напомните , в какие зимние игры можно играть на улице,

на чем кататься, что лепить.

Перечень игр зимой на улице: Снежные шары. Игра в снежки. Царь горы.

Катание с горы. Зимняя игра-хоровод «Мороз». Снежный ангел. Зимняя игра

«Заморожу». Мыльные пузыри на морозе. Дом из ледяных «кирпичей». Салочки

«У медведя во бору». Следопыт. Лепим и украшаем снежные скульптуры. Игра на

меткость . Чей ком больше. Эстафета «Весёлые старты». Ищем клад. Хоккей.

Катание на коньках. Катание на плюшке….

Словарь.

Предметы: зима, снег, снежинка, пурга, метель, лёд, сосульки, холод,

снегопад, мороз, холод, ветер, узор, иней, метель, стужа, вьюга. Забавы, развлечение,

игры, гуляния, хороводы, подарки, коньки, санки, лыжи, палки, клюшка, шайба, каток,

горка, лыжник, конькобежец, хоккеист, снежки.

Признаки: пушистый, ледяной, ледовый, прозрачный, белый, лёгкий, холодный,

зимний, морозный. Весёлые, задорные, игровые, снежный, радостный, санный,

хоккейный, лыжный, праздничный.

Действия: замерзать, кружиться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать,

кружиться, леденеть. Дарить, играть, забавляться, лепить, кататься, строить.

Лексико-грамматические упражнения:

1. Дидактическая игра «Да и нет» (можно с мячом)-развитие логики, мышления.

Взрослый предлагает ребёнку фразы, а ребёнок определяет, бывает это зимой или нет:

Зимой идет снег (да). Зимой люди купаются в реке (Нет). Зимой катаются на

велосипеде. Зимой люди надевают шубы и т.п.

2. "Доскажи словечко". -Тихо, тихо, как во сне падает на землю…. (снег). С неба

все скользят пушинки серебристые…..(снежинки). На поселок, на лесок все

снижается…. (снежок). Вот веселье для ребят все сильнее…. (снегопад). Все бегут в

перегонки все хотят играть в ….. (снежки). Словно в белый пуховик нарядился….

(снеговик). Рядом снежная фигурка это девочка…. (снегурка). На снегу- то посмотри

с красной грудкой….. (снегири). Словно в сказке, как во сне землю всю украсил….

(снег).

3. «Какой может быть?» (расширение словаря слов-признаков (прилагательных)).

Снег –...(белый, пушистый). Зима -...(тёплой, суровой, холодной). Мороз -...

(сильный, слабый, трескучий). Хоровод –...(большой, дружный, красивый, весѐлый).

Снеговик —...( большой, белый, холодный, весѐлый, снежный)

4. Игра «Что делает?» (расширение словаря слов-действий (глаголов)).

СНЕГ: идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся.

СНЕЖИНКА: тает, падает, идёт, кружится, ложится, вьётся.

ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт.

ДЕТИ ЗИМОЙ (что делают?) – играют, бегают, катаются, лепят, скатываются.

5. Один –много (образование существительных множественного число):

Хоровод –хороводы, подарок - подарки, хоккеист –хоккеисты, снежок – снежки,

праздник - праздники, лыжник – лыжники, горка - горки, клюшка - клюшки, ёлка – ёлки.

6. "Сосчитай до пяти" - согласование числительных с существительным.

2

Один снежок, два .., три.., четыре .., пять ... одна снежинка, две..., три...,четыре....пять..

один сугроб, два ..., три.., четыре..., пять...одна горка, два ..., три.., четыре..., пять...

7. Игра «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья»-учить правильно употреблять

местоимения . Взрослый произносит фразу: «Я катаюсь на санках». Затем просит

ребенка повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты», «он», «они»…

- Я гуляю по зимнему лесу – Ты (что делаешь?) … (гуляешь) по зимнему лесу.

Я играю в хоккей. – Мы … Я играю в снежки. – Они … Я леплю снеговика. - Вы …

8. Игра «Исправь ошибку"- развитие словесно-логического мышления.

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужна клюшка. Медведь спит в дупле. Белка питается мышами и ягодами.

Посуду моем молоком. Сахар храним в холодильнике. Репа-это фрукт. …

9. Игра «Закончи предложение» - закрепление умения составлять сложноподчиненные

предложения с союзом «чтобы». Описание. Взрослый задает вопросы: например,

Бабушка купила молока, чтобы сварить кашу. Мне купили портфель, чтобы… В салат

добавили лимон, чтобы… Я погладила утюгом юбку, чтобы…

10.

Повторение слогов с оппозиционными звуками

(развитие фонематического восприятия):

за-са-за

са-за-са , та-тя-та

тя-та-тя, са-ша-са

ша-са-ша, жа-ша-

жа

ша-жа-ша, са-ца-са

ца-са-ца, ча-тя-ча

тя-ча-тя, ла-ля-ла

ля-ла-ля

11. Выделение конечного согласного в слове

кит

сон

сок

лимон

миф…

12. Выделение первого звука в слове

мост

банка

полка, фото, вода, доктор, фея, манты, бант, тапки, кофта, нос, улитка, астра,

аист, ирис, игла, топот….

13. Определение последовательности звуков в слове

кот

дом

вата

дубы

14. Читаем «Мой букварь» стр. 45 –развитие навыка чтения (Используйте разрезную

азбуку, составляйте слоги , слова , предложения на магнитной доске).

ИЗУЧИЛИ: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, В - повторите с детьми знание

букв; букву при чтении произносим как звук.

15. Печатание-развитие навыка печатания (составляйте слоги, слова , предложения).

16. Игра «4 лишний». Назовите, что лишнее и почему. Лыжи, мак, санки,

коньки. Пальто, кормушка, шуба, шарф. Лето, зима, вторник, весна.

17. Поиграем со словом «снеговик

»,

я начну предложения, а вы закончите его словом

«снеговик»-учить употреблять существительное в разных падежах.

Мы решили слепить…. (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему …. (снеговику).

Мы показали соседям нашего …. (снеговика).

Мы играли с нашим …. (снеговиком).

Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике).

- Ребята, а когда мы с вами можем слепить снеговика, в какое время года?

18. Составление предложений по сюжетным картинкам на зимнюю тематику-

развитие зрительного гнозиса, связной речи.

Каждый ребенок составляет своё

предложение по картинке.

19. Дидактическая игра «Назови ласково»-учить образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами. Санки - саночки. Горки - горочки. Конёк

- конёчек. Синий-синенький. Гладкий- гладенький. Холодный-холодненький…

3

Учитель-логопед: ______________________________________