Напоминание

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ

Автор: Большакова Светлана Виталиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Черногорская школа-интернат"
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: разработка
Тема: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

ТВОРЧЕСТВА И ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ

Театрализованно-игровая деятельность.

Основной язык театрального искусства —

действие, основные признаки — диалог и игра. Эти особенности делают театральное

искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для младших

школьников, и для подростков — ведущая деятельность. Велики возможности этой

деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия. Приобщение к миру

театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические

основы,

развивать

психические

функции

(внимание,

воображение,

речь,

память).

Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в

развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре,

освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с

ограниченными возможностями,

участию в общественной, культурной и досуговой

деятельности в социальной ср

Работа в группе проводится обычно на занятиях по рисованию, физкультуре, по музыке и

пению. Психофизиологические особенности детей со сложным дефектом предполагают на

начальном

этапе

коррекционно-воспитательной

работы

максимальное

насыщение

сенсомоторного пространства; применение игровой формы; оптимального использования

наглядных

пособий,

соответствующих

зрительному

восприятию;

эмоциональной

окрашенности, в целях пробуждения познавательных потребностей; повышения мотивации

обучения и положительной оценки педагогами малейших достижений обучающихся со

сложным дефектом; подражательности: перехода от действий по подражанию к действиям по

образцу с четко сформулированной инструкцией; организации работы в замедленном темпе с

большей повторяемостью материала и применении его в новых ситуациях. Тактильные

ощущения и осязание развиваются в играх: «чудесные мешочки» с мелкими предметами;

зрительные и слуховые ощущения совершенствуются в играх с окружающими атрибутами

пространства групповой комнаты, следовательно, насыщение среды разнообразными

предметами даст школьникам, имеющим сложные нарушения умственного и физического

развития, больше зрительных и кинестетических стимулов. Театральная деятельность, в

которую мы включаем детей, помогает освоить правила социальной жизни. В основе

театральной деятельности лежит ИГРА. Мы говорим: «играют спектакль», «актёры играют

хорошо». Игровая природа всей социальной жизни человека построена на исполнении

«ролей»: роль матери, роль отца, роль учителя, роль продавца и т.п. Игра предполагает также

выполнение правил, которые предписывают исполнять роли в чётких рамках определённых

действий, взаимодействие «ролей» тоже определяется правилами. Кроме того, участие в

спектакле само по себе формирует социальные качества в человеке: умение слушать других,

вступать в контакт – глазами, телесно, вербально; взаимодействовать, учитывать и принимать

роль другого, следовать общей задаче и цели. Исполняя роль, ребёнок играет «другого»,

надевая его «маску», таким образом, как бы прячется за неё, и это помогает ему преодолеть

естественные страх, стеснительность, неуверенность, тревожность, помогает ему стать

немного другим – более смелым, или более спокойным, более эмоциональным, или более

сдержанным.

Разыгрывая небольшие этюды, дети часто отыгрывают свои внутренние

проблемы, комплексы, неумения. Ведь зачастую – негативистическое поведение ребёнка –

всего лишь защита, которую ребёнок неосознанно ставит перед собой и миром. Театральная

деятельность даёт возможность ребёнку смягчить эту защиту, сделать её более гибкой,

подвластной сознательному контролю. Но самое главное, пожалуй, то, что в этой «ИГРЕ»

любой ребёнок переживает очень сильные чувства, и это переживание само по себе оказывает

благотворное влияние на психику, на личность ребёнка – сглаживает негативные

переживания, укрепляет положительные эмоции, развивает эмоциональную жизнь в целом,

обогащая её разнообразием и нюансами переживаний. Не менее важным фактором является

то,

что

спектакль

как

нечто

цельное,

созданное

общими

усилиями,

насыщенный

переживаниями,

нравственными

оценками,

представляет

собой

ПЛОД

совместной

творческой деятельности и дети начинают испытывать к нему особые чувства – они

начинают любить его и себя, как создателей этого творения. Они дарят его зрителям и ждут

их оценки. Получая успех в виде аплодисментов, они укрепляются в себе, получают новый

заряд и желание сыграть ещё.

Если посмотреть на театральную деятельность с педагогической точки зрения, то мы

увидим, что в ней содержится огромный потенциал для собственно воспитательной работы.

Самое важное, пожалуй, заключается в том, что постановка спектакля может стать целью, на

достижение которой организуется вся группа детей. Показ спектакля на зрителей – как

конечная цель очень привлекательна для детей, ведь многим нравится «выступать», даже

если они этого боятся и отказываются. Создание спектакля объединяет детей и взрослых на

достаточно длительное время, работа над постановкой предполагает постоянное удерживание

этой цели в сознании детей. Постепенно, по мере того, как контуры спектакля всё больше

вырисовываются, мотивация детей возрастает, повышается их эмоциональный фон, сама

собой формируется некая структура коллектива, где роль каждого важна в одинаковой

степени.

С целью решения организационных и методических задач своей работы мы разработали

Алгоритм организации подготовки спектакля.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями,

знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую,

эмоционально-насыщенную

речь,

активизирует

словарь,

способствует

нравственно-

эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством,

формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка

различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Театр, по словам С. В. Образцова, - «средство воспитания человеческих душ». Театральное

искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно

игровые моменты дает возможность ребенку не принудительно, а естественно, с

удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.

Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,

касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и

художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития

чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному

богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение

к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения,

неуверенности в себе.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций,

впечатлений. Театрализованная игра – одно из эффективных средств развития

коммуникативных способностей дошкольника в процессе осмысления им нравственного

подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия

для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе

совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи эффективно

происходит не только речевое развитие ребенка, но и развитие его коммуникативных

способностей. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются,

знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют

развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения,

самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности,

один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого

себя через посредство других людей.

Актуальность проблемы состоит в следующем: театрально-игровая деятельность имеет

огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: умение

организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим; умение

внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние

собеседника.