Автор: Большакова Светлана Виталиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Черногорская школа-интернат"
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: разработка
Тема: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВА И ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ
Театрализованно-игровая деятельность.
Основной язык театрального искусства —
действие, основные признаки — диалог и игра. Эти особенности делают театральное
искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для младших
школьников, и для подростков — ведущая деятельность. Велики возможности этой
деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия. Приобщение к миру
театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические
основы,
развивать
психические
функции
(внимание,
воображение,
речь,
память).
Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в
развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре,
освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с
ограниченными возможностями,
участию в общественной, культурной и досуговой
деятельности в социальной ср
Работа в группе проводится обычно на занятиях по рисованию, физкультуре, по музыке и
пению. Психофизиологические особенности детей со сложным дефектом предполагают на
начальном
этапе
коррекционно-воспитательной
работы
максимальное
насыщение
сенсомоторного пространства; применение игровой формы; оптимального использования
наглядных
пособий,
соответствующих
зрительному
восприятию;
эмоциональной
окрашенности, в целях пробуждения познавательных потребностей; повышения мотивации
обучения и положительной оценки педагогами малейших достижений обучающихся со
сложным дефектом; подражательности: перехода от действий по подражанию к действиям по
образцу с четко сформулированной инструкцией; организации работы в замедленном темпе с
большей повторяемостью материала и применении его в новых ситуациях. Тактильные
ощущения и осязание развиваются в играх: «чудесные мешочки» с мелкими предметами;
зрительные и слуховые ощущения совершенствуются в играх с окружающими атрибутами
пространства групповой комнаты, следовательно, насыщение среды разнообразными
предметами даст школьникам, имеющим сложные нарушения умственного и физического
развития, больше зрительных и кинестетических стимулов. Театральная деятельность, в
которую мы включаем детей, помогает освоить правила социальной жизни. В основе
театральной деятельности лежит ИГРА. Мы говорим: «играют спектакль», «актёры играют
хорошо». Игровая природа всей социальной жизни человека построена на исполнении
«ролей»: роль матери, роль отца, роль учителя, роль продавца и т.п. Игра предполагает также
выполнение правил, которые предписывают исполнять роли в чётких рамках определённых
действий, взаимодействие «ролей» тоже определяется правилами. Кроме того, участие в
спектакле само по себе формирует социальные качества в человеке: умение слушать других,
вступать в контакт – глазами, телесно, вербально; взаимодействовать, учитывать и принимать
роль другого, следовать общей задаче и цели. Исполняя роль, ребёнок играет «другого»,
надевая его «маску», таким образом, как бы прячется за неё, и это помогает ему преодолеть
естественные страх, стеснительность, неуверенность, тревожность, помогает ему стать
немного другим – более смелым, или более спокойным, более эмоциональным, или более
сдержанным.
Разыгрывая небольшие этюды, дети часто отыгрывают свои внутренние
проблемы, комплексы, неумения. Ведь зачастую – негативистическое поведение ребёнка –
всего лишь защита, которую ребёнок неосознанно ставит перед собой и миром. Театральная
деятельность даёт возможность ребёнку смягчить эту защиту, сделать её более гибкой,
подвластной сознательному контролю. Но самое главное, пожалуй, то, что в этой «ИГРЕ»
любой ребёнок переживает очень сильные чувства, и это переживание само по себе оказывает
благотворное влияние на психику, на личность ребёнка – сглаживает негативные
переживания, укрепляет положительные эмоции, развивает эмоциональную жизнь в целом,
обогащая её разнообразием и нюансами переживаний. Не менее важным фактором является
то,
что
спектакль
как
нечто
цельное,
созданное
общими
усилиями,
насыщенный
переживаниями,
нравственными
оценками,
представляет
собой
ПЛОД
совместной
творческой деятельности и дети начинают испытывать к нему особые чувства – они
начинают любить его и себя, как создателей этого творения. Они дарят его зрителям и ждут
их оценки. Получая успех в виде аплодисментов, они укрепляются в себе, получают новый
заряд и желание сыграть ещё.
Если посмотреть на театральную деятельность с педагогической точки зрения, то мы
увидим, что в ней содержится огромный потенциал для собственно воспитательной работы.
Самое важное, пожалуй, заключается в том, что постановка спектакля может стать целью, на
достижение которой организуется вся группа детей. Показ спектакля на зрителей – как
конечная цель очень привлекательна для детей, ведь многим нравится «выступать», даже
если они этого боятся и отказываются. Создание спектакля объединяет детей и взрослых на
достаточно длительное время, работа над постановкой предполагает постоянное удерживание
этой цели в сознании детей. Постепенно, по мере того, как контуры спектакля всё больше
вырисовываются, мотивация детей возрастает, повышается их эмоциональный фон, сама
собой формируется некая структура коллектива, где роль каждого важна в одинаковой
степени.
С целью решения организационных и методических задач своей работы мы разработали
Алгоритм организации подготовки спектакля.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями,
знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую,
эмоционально-насыщенную
речь,
активизирует
словарь,
способствует
нравственно-
эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством,
формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка
различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Театр, по словам С. В. Образцова, - «средство воспитания человеческих душ». Театральное
искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно
игровые моменты дает возможность ребенку не принудительно, а естественно, с
удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.
Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и
художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития
чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному
богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение
к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций,
впечатлений. Театрализованная игра – одно из эффективных средств развития
коммуникативных способностей дошкольника в процессе осмысления им нравственного
подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия
для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе
совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи эффективно
происходит не только речевое развитие ребенка, но и развитие его коммуникативных
способностей. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются,
знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют
развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения,
самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности,
один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого
себя через посредство других людей.
Актуальность проблемы состоит в следующем: театрально-игровая деятельность имеет
огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: умение
организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим; умение
внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние
собеседника.