Напоминание

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ И СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Автор: Фуртякова Ольга Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Центр образования "Кудрово"
Населённый пункт: г. Кудрово, Ленинградская обл.
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ И СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фуртякова Ольга Николаевна

Учитель истории

МОБУ "СОШ "Центр образования "Кудрово"

г. Кудрово, Ленинградская область

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ И СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства; без

зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. Ф. М. Достоевский

Преподавание уроков музыки заканчивается для учащихся в основной школе. Учителю истории

предоставляется прекрасная возможность стать, в рамках своей компетенции, хорошим

преемником учителя музыки и поднять межпредметные связи на более высокий уровень. Он

сможет увлечь учащихся не только новым историческим материалом, но и сохранить и развить

интерес к музыкальному искусству.

Проблема интереса и увлеченности — одна из фундаментальных проблем всей педагогики, а ее

решение важно для ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она

приобретает в области преподавания предмета истории, где без эмоциональной увлеченности,

чувств сопереживания, невозможно донести до ребенка историческую правду, помочь составить

правильное представление о прошлом через образы, исторические события и факты.

Наиболее общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к

национальным и мировым культурным традициям.

Как отмечает Е. Е. Вяземский: «Важнейшая цель исторического образования — обеспечить

средствами

предмета…

воспитание

гражданина

и

патриота

Отечества,

ценностно-

ориентированной личности, обладающей нравственными качества, способной к реализации в

условиях современной российской социокультурной ситуации».

Практика не раз доказывала, что быстрая усталость детей на уроках «провоцируется» чаще всего

занятиями монотонно-скучными, как две капли воды похожими друг на друга, лишенными

изюминки. Использование музыкального репертуара на уроке истории, позволяет наполнить

атмосферу урока, не только живым словом, учебным текстом, наглядными пособиями, но и

музыкой, знакомой или впервые услышанной. Музыкальное произведение эмоционально

дополнит рассказ учителя, раскроет более полно образ героя, усилит драматизм исторического

события.

Тему «Россия 1905–1907 г. г.» сделает более интересной и доступной «Второй концерт» С. В.

Рахманинова.

Первая часть «Седьмой симфонии» Д. Д. Шостаковича создаст особое напряжение в восприятии

темы «Начало Великой Отечественной войны». Вся симфония Д. Д. Шостаковича может стать

лейтмотивом темы «Великая Отечественная война». «Реквием» В. А. Моцарта усилит трагизм

многих событий Второй мировой войны.

При подготовке урока учитель истории должен подбирать репертуар так, чтобы каждое

музыкальное произведение оставило хороший, добрый след в душе ребенка, от которого

постепенно

протянется

«ниточка»,

пролягут

«мосточки»

к

музыке.

Среди

учащихся

общеобразовательных школ есть дети, которые не посещают музыкальные школы, не занимаются

в творческих объединениях. Уровень их музыкального образования ограничен лишь уроками

музыки в школе. Включение музыкальных произведений в уроки истории помогает учащимся

расширить их кругозор, применять свои знания по музыке на других уроках, вспомнить ранее

изученное. При изучении темы «Смутное время» учащиеся помимо исторических терминов и

понятий, таких как: «патриаршество», «самозванство», «монархия», вспомнят изученные на уроке

музыки слова: «увертюра», «опера», «музыкальная сцена», «ария», увидят новый исторический

образ царя — Бориса Годунова, еще раз вспомнят фамилию композитора, написавшего эту оперу.

На уроке истории музыка поможет понять ученику основную тему и увидеть исторические

изменения на отрезках мелодии через объяснение музыкальных терминов: динамическое и

тембровое развитие, «крещендо» и «диминуэндо».

Уроки сообщения нового материала могут стать одновременно для ребят уроками повторения и

закрепления знаний по музыке. При проведении нетрадиционных уроков истории, таких как урок-

практикум, оперное произведение может стать источником знаний для учащихся. Такими могут

быть оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Война и мир» С. С. Прокофьева, «Хованщина» и

«Борис Годунов» М. П. Мусоргского. В урок-дискуссию можно включить песни гражданской

войны, тексты которых могут стать темой для обсуждения. Текст песни Е. Евтушенко на музыку Э.

Колмановского «Хотят ли русские войны?» может стать проблемным вопросом при изучении

темы «Участие России в мировых войнах». Урок — «Исторический портрет» может показать

музыкальные вкусы русских и европейских монархов. Рассказ учителя о том, как Павел I отправлял

офицеров на гауптвахту, виновных в «танцевании пляски, вальсеном именуемой», можно

дополнить вальсами И. Штрауса и Ф. Шопена. Людовик XIV участвовал более чем в тридцати

спектаклях-балетах, исполняя главные роли, за что получил титул «король-солнце». Учащиеся на

этом уроке могут познакомиться с менуэтом.

Включая музыкальные произведения в уроки истории, учитель воспитывает отношение к музыке,

т. е. «иммунитет против пошлости» (Д. Кобалевский).

Постепенно через музыкальные фрагменты на уроках истории учащиеся подойдут к восприятию

крупных, многочастных произведений в их целостном звучании. Детей этому необходимо учить.

Они на своем личном опыте убедятся в том, что музыка сложных крупных произведений, вполне

им доступна. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и

размышления самих учащихся, направляемые учителем — все должно помогать усвоению и

восприятию исторического материала. Так, слушая музыку, ребята поймут, что они изучают

историю, изучают жизнь.